Николай Заболоцкий
«Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века творим по мере наших сил».
«Я на земле моей впервые мыслить стал…»
- Родился Н.А.Заболоцкий недалеко от Казани где его отец Алексей Агафонович Заболотский - агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна сельской учительницей.
- Детство прошло вблизи Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской .
- В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 по 1920 годы жил в Уржуме, где учился в реальном училище , увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.
- В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета .
- Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Педагогического института, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов»
Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала.
Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь .
Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза.
Фёдор Степа́нович Ро́котов
«Портрет А.Струйской»
- В 1938 году Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде.
« Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали… »
- Составляя в 1947 году, после долгого, вынужденного тюрьмой и ссылкой перерыва, сборник своих стихов, Заболоцкий открыл его программной вещью «Я не ищу гармонии в природе...» , написанной в тот же год. Стихотворение построено в полемике с Ф.И.Тютчевым .
Ф.И.Тютчев :
“ Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...”
А каково восприятие Заболоцкого ?
Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Приведите примеры.
Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и — от частного к общему — засыпающая “печальная природа” — все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих.
- «О красоте человеческих лиц»
- Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность.
Сколько типов человеческих лиц в восприятии лирического героя?
Что же за лица здесь представлены? Нравятся ли они автору?
1-2 строки -мания величия; как портал не составляет всего здания, но пышностью своей являет его значимость, так и лицо. Но великое только чудится, на самом деле этого нет.
3-4 строки -жалкое лицо, у автора симпатии не вызывает.
5-6 строка-надменность, замкнутость, высокомерие…и ещё лицо – башня-отчуждённость, отдалённость от людей.
Вторая половина стихотворения начинается с союза НО (стихотворение построено на антитезе)
- Отвергает ли антитеза первые четыре лица?
- А какие это лица?
- Что вносят они в жизнь?
Из словаря
Портал-часть архитектуры, главный вход большого здания
Сычуг, печень-еда для бедных
«Некрасивая девочка»
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье.
- Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Автор внимательно и, казалось бы, беспощадно вглядывается в свою героиню, не находя в ней ничего привлекательного. Но настроение меняется.
- В чём же красота девочки, по мнению автора стихотворения?
- Что, по мнению Заболоцкого, делает прекрасной некрасивую девочку?
- Известный писатель и фольклорист Борис Шергин размышлял: « У человека должно быть сокровище внутри себя, должна быть внутренняя сила, собственное богатство».
- Каждое время, каждая эпоха рождает свой идеал поэзии и красоты. Но есть красота вечная, непреходящая, нетленная. Это красота души.
- И хочется верить, что на вашем жизненном пути встретятся по-настоящему красивые люди.