Обращение
Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни.
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Грамматическая форма
Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
Друзья мои , прекрасен наш союз! (Пушкин)
В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именит. падеж существительного.
Даш , дай ручку!
Петь, а Петь, приходи пораньше.
Графическое изображение обращения
- [О, ].
- [ ,О, ].
- [ ,О].
- [О! ].
Знаки препинания
Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак
- Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой (Пушкин);
- [ ,О, ].
Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).
Знаки препинания
- Как хорошо ты, о море ночное ! ( Тютчев ) [ , о О ].
- – Барин, а барин ,– промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом ( Тургенев ). [О, а О, ].
- Здравствуй, солнце да утро весёлое ! ( Никитин)
- [ ,О да О].
- Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.
- Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой не отделяются, а перед ними запятая ставится.
- Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются:
Знаки препинания
- Выйдите вон из класса и Петя, и Вася!
- [ и О, и О ].
- Иван Ильич, распоря- дись, братец , насчёт закуски... (Тургенев).
- [О,…,О,…].
- Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.
- При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.
Богатство видов обращений в русском языке
- " Мистер Хантер" либо "Билл "
- Мисс, миссис, мистер
- Сеньорита, сеньора, сеньор.
Сударь, сударыня – устаревшие слова.
Товарищ.
Господин, гражданин.
Петров, Грушевский.
Пётр Иванович, Вера Сергеевна.
Сергей, Виталий.
Неуместные обращения
- Тётенька, дяденька
- Мужики, девчонки
- Дядя Коля, тётя Клава
- Александр ( к 50-летнему мужчине в присутствии посторонних людей )
- Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица.
ТЫ и ВЫ
Это интересно
1 . Разорванное обращение:
«Откуда, умная , бредёшь ты, голова ?»
2. Обращение не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в человеке яркую, отличительную деталь, например,
- Там, в шляпе , вы оплатили проезд?
3. Личные местоимения ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, например:
-Эй, вы , прекратите скорее! (Достоевский)
- Тише, ты !- крикнула Феня. (Антонов)
Установи соответствие
1.Сергей Сергеевич, это вы ли?
а ) собственное имя
2. Ваше превосходительство, разрешите доложить.
б ) название лица по родству
3.Пошёл, кучер!
в ) название лица по профессии
4. Я и не отговариваюсь, тётушка.
г ) название лица по возрасту
5. Что ж ты, молодчик, оброка не платишь?
д ) название лица по общественному положению
Поставьте глаголы в повелительном наклонении.
Дети берегут природу.
Стихают ветры, успокаиваются бури .
( Дети, берегите природу.)
(Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури .)
- Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
- Алеша познакомился с игроками команды.
- Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду.
- Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.
- Алеша, познакомься с игроками команды.
- Занятия кружка, Марья Петровна, назначьте на среду.
- Отъезжающие в зимний лагерь отдыха! Возьмите с собой тёплые вещи.
Подбери обращение к каждому из рисунков: бабушка, Ольга Петровна, Серёга, дорогой друг, соседка, сударыня. Какие обращения ты не использовал? Почему?
Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: бабулечка.
- Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.
Домашнее задание
§32 № 358
Спасибо за внимание!