СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме"Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет в подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме"Обращение"»

 Обращение

Обращение

 Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни.

Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни.

    Обращение –  слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Грамматическая форма  Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.   Друзья мои , прекрасен наш союз! (Пушкин)   В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именит. падеж существительного.  Даш , дай ручку!  Петь, а Петь, приходи пораньше.

Грамматическая форма

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

Друзья мои , прекрасен наш союз! (Пушкин)

В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именит. падеж существительного.

Даш , дай ручку!

Петь, а Петь, приходи пораньше.

Графическое изображение обращения [О, ]. [ ,О, ]. [ ,О]. [О! ].

Графическое изображение обращения

  • [О, ].
  • [ ,О, ].
  • [ ,О].
  • [О! ].

Знаки препинания Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак    Позвольте мне,  читатель мой , заняться старшею сестрой  (Пушкин);   [ ,О, ].  Старик!  О прежнем позабудь...  (Лермонтов). [О! ].

Знаки препинания

Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак

  •   Позвольте мне,  читатель мой , заняться старшею сестрой  (Пушкин); 
  • [ ,О, ].

Старик!  О прежнем позабудь...  (Лермонтов).

  • [О! ].

 Знаки препинания Как хорошо ты,  о море ночное !  ( Тютчев ) [ , о О ]. –  Барин, а барин ,– промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом  ( Тургенев ). [О, а О, ]. Здравствуй,  солнце да утро весёлое ! ( Никитин) [ ,О да О].  Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. Частицы  а  и  да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой не отделяются, а перед ними запятая ставится. Однородные обращения, соединённые союзом  и  или  да , запятой не разделяются:

Знаки препинания

  • Как хорошо ты,  о море ночное !  ( Тютчев ) [ , о О ].
  • –  Барин, а барин ,– промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом  ( Тургенев ). [О, а О, ].
  • Здравствуй,  солнце да утро весёлое ! ( Никитин)
  • [ ,О да О].

  • Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.
  • Частицы  а  и  да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой не отделяются, а перед ними запятая ставится.
  • Однородные обращения, соединённые союзом  и  или  да , запятой не разделяются:
Знаки препинания  Выйдите вон из класса   и Петя, и Вася! [ и О, и О ].   Иван Ильич, распоря- дись,   братец , насчёт закуски...  (Тургенев). [О,…,О,…].    Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.

Знаки препинания

  • Выйдите вон из класса   и Петя, и Вася!
  • [ и О, и О ].

  • Иван Ильич, распоря- дись,   братец , насчёт закуски...  (Тургенев).
  • [О,…,О,…].

  •   Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.
  • При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.
Богатство видов обращений в русском языке

Богатство видов обращений в русском языке

  • " Мистер Хантер" либо "Билл "
  • Мисс, миссис, мистер
  • Сеньорита, сеньора, сеньор.
Сударь, сударыня – устаревшие слова. Товарищ. Господин, гражданин. Петров, Грушевский. Пётр Иванович, Вера Сергеевна. Сергей, Виталий.

Сударь, сударыня – устаревшие слова.

Товарищ.

Господин, гражданин.

Петров, Грушевский.

Пётр Иванович, Вера Сергеевна.

Сергей, Виталий.

Неуместные обращения Тётенька, дяденька Мужики, девчонки Дядя Коля, тётя Клава Александр ( к 50-летнему мужчине в присутствии посторонних людей )

Неуместные обращения

  • Тётенька, дяденька
  • Мужики, девчонки
  • Дядя Коля, тётя Клава
  • Александр ( к 50-летнему мужчине в присутствии посторонних людей )
Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недоте­па, шалопай, умница, красавица.
  • Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недоте­па, шалопай, умница, красавица.
ТЫ и ВЫ Мы, Александр Второй…

ТЫ и ВЫ

  • Мы, Александр Второй…
Это интересно 1 . Разорванное обращение: «Откуда, умная , бредёшь ты, голова ?» 2.  Обращение не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в человеке яркую, отличительную деталь, например, - Там, в шляпе , вы оплатили проезд? 3. Личные местоимения ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, например: -Эй, вы , прекратите скорее! (Достоевский) - Тише, ты !- крикнула Феня. (Антонов)

Это интересно

1 . Разорванное обращение:

«Откуда, умная , бредёшь ты, голова

2. Обращение не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в человеке яркую, отличительную деталь, например,

- Там, в шляпе , вы оплатили проезд?

3. Личные местоимения ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, например:

-Эй, вы , прекратите скорее! (Достоевский)

- Тише, ты !- крикнула Феня. (Антонов)

Установи соответствие 1.Сергей Сергеевич, это вы ли? а ) собственное имя 2. Ваше превосходительство, разрешите доложить. б ) название лица по родству 3.Пошёл, кучер! в ) название лица по профессии 4. Я и не отговариваюсь, тётушка. г ) название лица по возрасту 5. Что ж ты, молодчик, оброка не платишь? д ) название лица по общественному положению

Установи соответствие

1.Сергей Сергеевич, это вы ли?

а ) собственное имя

2. Ваше превосходительство, разрешите доложить.

б ) название лица по родству

3.Пошёл, кучер!

в ) название лица по профессии

4. Я и не отговариваюсь, тётушка.

г ) название лица по возрасту

5. Что ж ты, молодчик, оброка не платишь?

д ) название лица по общественному положению

Поставьте глаголы в повелительном наклонении. Дети берегут природу. Стихают ветры, успокаиваются бури .  ( Дети, берегите природу.) (Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури .)

Поставьте глаголы в повелительном наклонении.

Дети берегут природу.

Стихают ветры, успокаиваются бури .

( Дети, берегите природу.)

(Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури .)

Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Алеша познакомился с игроками команды. Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду. Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.
  • Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
  • Алеша познакомился с игроками команды.
  • Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду.
  • Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.
Алеша, познакомься с игроками команды. Занятия кружка, Марья Петровна, назначьте на среду. Отъезжающие в зимний лагерь отдыха! Возьмите с собой тёплые вещи.
  • Алеша, познакомься с игроками команды.
  • Занятия кружка, Марья Петровна, назначьте на среду.
  • Отъезжающие в зимний лагерь отдыха! Возьмите с собой тёплые вещи.
    Подбери обращение к каждому из рисунков: бабушка, Ольга Петровна, Серёга, дорогой друг, соседка, сударыня.  Какие обращения ты не использовал? Почему?

Подбери обращение к каждому из рисунков: бабушка, Ольга Петровна, Серёга, дорогой друг, соседка, сударыня. Какие обращения ты не использовал? Почему?

 Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: бабулечка.

Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: бабулечка.

Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.
  • Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.
Домашнее задание §32 № 358

Домашнее задание

§32 № 358

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!