МАОУ «Видновская СОШ №11» ДО «Росинка»
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: Образовательные технологии,
направленные на
социально-коммуникативное
развитие дошкольников
Подготовила:
воспитатель
Лукьянскова Лариса Юрьевна
Горки Ленинские
2025 г.
Введение
Социально-коммуникативное развитие — это фундаментальная составляющая воспитания дошкольников. Именно в этот период ребёнок формирует первые навыки взаимодействия с окружающими, осознаёт социальные нормы и учится решать конфликты. В условиях дошкольного образовательного учреждения важно применять современные технологии, которые позволяют эффективно и ненавязчиво развивать эти навыки.
Цель консультации:
Рекомендовать педагогам разнообразные образовательные технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию, и показать их практическую применимость в работе с дошкольниками.
Определение и ключевые аспекты
Социально-коммуникативное развитие включает в себя:
- Формирование навыков взаимодействия с окружающими. Развитие способности понимать других, выражать свои чувства и потребности. Освоение социальных ролей и норм. Повышение уровня самооценки через позитивное общение.
- Формирование навыков взаимодействия с окружающими.
- Развитие способности понимать других, выражать свои чувства и потребности.
- Освоение социальных ролей и норм.
- Повышение уровня самооценки через позитивное общение.
Роль социально-коммуникативного развития:
- Создание основы для успешной адаптации в школе. Формирование у ребёнка представлений о семье, обществе, культурных и моральных ценностях. Подготовка к сотрудничеству и командной работе.
- Создание основы для успешной адаптации в школе.
- Формирование у ребёнка представлений о семье, обществе, культурных и моральных ценностях.
- Подготовка к сотрудничеству и командной работе.
ФОП ДО и социально-коммуникативное развитие: Федеральная образовательная программа дошкольного образования подчёркивают значимость этого аспекта, выделяя его как одну из ключевых образовательных областей.
Задачи педагога в контексте социально-коммуникативного развития:
- Создание благоприятной образовательной среды.
- Уютная, безопасная атмосфера, способствующая установлению доверительных отношений.
- Формирование у детей интереса к общению и совместной деятельности.
- Обучение детей навыкам решения конфликтов и поиска компромиссов.
- Поддержка инициативы детей в установлении социальных связей.
Образовательные технологии для социально-коммуникативного развития:
1. Игровые технологии
Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. Игровые технологии позволяют развивать социальные навыки в интересной и непринуждённой форме.
- Ролевые игры: Пример: "Поликлиника", "Путешествие в магазин", "Семья» и др. Эти игры помогают детям примерить на себя разные социальные роли и учат взаимодействию в разных ситуациях. Дети распределяют роли и взаимодействуют, решая поставленные задачи.
- Игры на развитие эмпатии:
- "Угадай эмоцию" (по картинке или мимике и жестам ребёнка). "Помоги другу". "Пойми, что я чувствую» – дети учатся распознавать эмоции по мимике и интонациям.
- "Угадай эмоцию" (по картинке или мимике и жестам ребёнка).
- "Помоги другу".
- "Пойми, что я чувствую» – дети учатся распознавать эмоции по мимике и интонациям.
2. Технология проектной деятельности
Проекты формируют навыки планирования, сотрудничества в группе, принятия решений и достижения общих целей.
Примеры:
- "Моя семья" (создание генеалогического древа, создание альбома).
- "Моя семья" (создание генеалогического древа, создание альбома).
- "Профессии наших родителей" (изучение различных профессий через рассказы, слайды и рисунки) и др.
- "Профессии наших родителей" (изучение различных профессий через рассказы, слайды и рисунки) и др.
3. Коммуникативные технологии
- Круги общения: Дети делятся своими мыслями, учатся слушать и уважать мнение товарищей, например, ежедневный рефлексивный круг.
- Например, обсуждение сказки с акцентом на поведение героев.
- "Мозговой штурм": помогает развивать навыки коллективного поиска решений.
4. Интерактивные технологии
- Интерактивные доски делают обучение более увлекательным.
- Выбор варианта, как вести себя в конфликтных ситуациях.
- Образовательные мультфильмы, где герои демонстрируют социальные навыки.
- Онлайн-игры, направленные на обучение социальным нормам и правилам поведения.
5. Технологии сотрудничества
- Работа в парах и группах, например, "Придумай сказку вдвоём", " Собери иллюстрацию к сказке" .
- Коллективное решение задач: "Строим дом вместе", "Создаём общий рисунок» и др.
6. Технология ситуационного обучения
Создание моделей социальных ситуаций:
- "Конфликт на детской площадке" — дети предлагают собственные решения в эмоционально-напряжённой для них ситуации.
- "Как помочь новенькому в группе?»
- Практика культурного поведения, например, "Как вести себя в общественном транспорте".
7. Технология сказкотерапии
- Придумывание сказок с педагогом.
- Обсуждение, как герои могли бы разрешить конфликт или поступить иначе.
- Придумай другой конец сказки.
- Инсценировка известных сказок для обучения взаимодействию в группе.
8. Театрализованная деятельность как способ научить детей выражать эмоции и работать в команде
- Постановка спектаклей с педагогом: распределение ролей и взаимодействие в группе.
- Игры с куклами: дети создают сюжеты, обучаясь эмпатии.
9.Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников
Экологическая акция
«Покорми птиц зимой!»
Акция «Мир на ладони!»
Совместные конкурсы и
мероприятия, на которых дети разных возрастов учатся взаимосотрудничеству.
Конкурс рисунков на асфальте ко Дню Российского флага
10. Использование арт-терапии – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности (песочная терапия, музыкотерапия, изотерапия и др.)
- Дети выполняют творческие задания, развивающие навыки общения, самовыражения и снятия внутреннего напряжения.
- Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что она приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Цель арт - терапии : обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Примеры практических занятий и игр
Игра "Путешествие в дружеландию" Дети отправляются в воображаемую страну, где помогают её жителям (решают конфликтные ситуации, делятся игрушками).
Занятие "Лестница дружбы" Вместе составляют правила дружбы и проговаривают/записывают их на ступенях нарисованной лестницы с помощью символов.
Занятие "Лестница добрых поступков"
- Дети вместе составляют список хороших дел, которые они могут сделать. Каждое доброе дело символически "поднимает" их на ступеньку выше.
- Дети вместе составляют список хороших дел, которые они могут сделать.
- Каждое доброе дело символически "поднимает" их на ступеньку выше.
Игра "Что делать, если...»
Педагог предлагает различные социальные ситуации, а дети предлагают их решения.
Игра "Корабль дружбы"
- Дети "строят" корабль, обсуждая, что им понадобится для путешествия. Учатся договариваться и принимать решения вместе.
- Дети "строят" корабль, обсуждая, что им понадобится для путешествия.
- Учатся договариваться и принимать решения вместе.
Игра "Магический клуб общения"
- В кругу дети по очереди говорят друг другу комплименты или рассказывают, как они помогли товарищу.
- В кругу дети по очереди говорят друг другу комплименты или рассказывают, как они помогли товарищу.
Занятие "Эмоции на ладошке"
Дети рисуют эмоции, которые они испытывают, и обсуждают, как их правильно выражать.
Рекомендации для педагогов
- Организуйте больше совместных мероприятий, где дети учатся работать в команде.
- Поощряйте добрые поступки и уважительное общение.
- Используйте современные технологии для привлечения интереса детей.
- Регулярно включайте родителей в процесс обучения.
Заключение
Социально-коммуникативное развитие дошкольников требует комплексного подхода, который сочетает традиционные и инновационные образовательные технологии. Создавая условия для общения, сотрудничества и решения конфликтов, педагоги помогают детям адаптироваться в обществе, вырастая добрыми, отзывчивыми и уверенными в себе личностями. Современные образовательные технологии позволяют эффективно формировать у детей навыки общения и социализации, готовя их к успешной жизни в обществе. Важно использовать разнообразные методы, чтобы каждый ребёнок нашёл свой путь к развитию и смог комфортно проявить себя в коллективе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!