Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Организация на уроках текущего и тематического повторения в рамках ФГОС"»
«Организация на уроках текущего и тематического повторения в рамках ФГОС»
Повторение учебного материала осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний – на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании учителем новых знаний, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ, при проверке знаний учащихся.
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений», - говорил
Я. А. Коменский.
Преподавать предмет, не повторяя повседневно на каждом уроке пройденный материал, это значит – передать, пересказать обучающимся определённую сумму знаний, совершенно не заботясь о том, насколько прочно и сознательно освоили этот материал наши питомцы; это значит не дать детям глубоких и прочных знаний.
«Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое».
Правильно организованное повторение помогает обучающемуся:
- увидеть в старом нечто новое;
- установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным;
- Обогащает память обучающегося;
- Расширяет его кругозор;
- Приводит знания обучающегося в систему;
- Дисциплинирует обучающегося;
- Приучает в нём умение находить необходимый для ответа на поставленный вопрос материал;
- Воспитывает в обучающемся чувство ответственности.
- ЧТО НАДО ПОВТОРЯТЬ?
- КАК ПОВТОРЯТЬ?
- КОГДА ПОВТОРЯТЬ?
ВИДЫ ПОВТОРЕНИЯ
- Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
- повторение пройденного в связи с изучением нового материала(сопутствующее повторение);
- повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).
4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года).
КОГДА ПОВТОРЯТЬ?
«Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое»
(В.П. Вахтеров).
ЧТО ПОВТОРЯТЬ?
- 1. Выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
- 2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей не достаточно прочно усваиваются.
- 3. Выделять для повторения то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
- 4. Повторять основательно главное и трудное, учитывая степень связи данного материала с вновь изучаемым материалом.
КАК ПОВТОРЯТЬ?
При повторении необходимо применять различные приёмы, методы и формы сделать повторение интересным, внося и в повторяемый материал, и в методы изучения некоторые элементы новизны, чаще применять игровые приёмы.
Формы и методы повторения
- домашнее задание
- устный опрос
- письменный опрос (можно реализовать при использовании тестовых заданий и творческих задач);
- беседа
- самостоятельная работа с учебником (учебными пособиями)
- тренировочные упражнения
- практические занятия
- лекция учителя
- сообщения обучающихся
Приёмы повторения пройденного материала:
- Приём соотнесения – это приём в результате которого обучающимся проверяется какое-либо утверждение, поставленное на уроке учителем;
- Приём сравнения – это приём сопоставления изучаемого материала с прежними знаниями, устанавливая при этом их сходства и различия;
- Приём концентрации – это приём приведения примеров и контрпримеров;
- Приём использования стимулирующих звеньев – это оформление записи, используя всевозможные символы: стрелки, подчёркивания, цветовые выделения;
- Приём составления плана – приём перечисление составных частей изученного текста.
Овладение искусством организации повторения – такова задача учителя; от её решения во многом зависит прочность знаний учащихся.
Цель работы учителя -
привести в систему знания и умения учащихся
Основные направления деятельности:
- устранение недочётов в знаниях детей;
- углубление и расширение знаний по данному вопросу;
- предупреждение забывания основного содержания материала;
- воспроизведение пройденного материала в новых связях и комбинациях;
- обобщение и систематизация наиболее существенного учебного материала.
Рекомендации по организации урочной деятельности с элементами сопутствующего повторения
- устанавливать последовательность и время повторения, отбирать материал и распределять его по урокам, устанавливать формы и методы для осуществления повторения;
- учитывать свойства памяти учащихся, психолого-педагогические особенности личности учащихся;
- выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются;
- при отборе материала на повторение необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом;
- организовывать систематическое повторение учебного материала с опорой на внутрипредметные и межпредметные связи;
- в процессе повторения акцентировать внимание на развитие у учащихся умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
- оперативно выявлять затруднения учащихся при усвоении содержания учебного предмета и осуществлять коррекцию;
- предлагать учащимся вопросы и упражнения из различных разделов программ;
- систематически проводить повторение на уроках, органически сочетая его с основным содержанием урока;
- для повышения интереса к предмету и активности учащихся при повторении необходимо применять различные приёмы и методы работы, стимулировать самостоятельную работу учащихся;
- повторение проводить в классе и дома;
- чётко оговаривать домашнее задание и записывать его на доске;
- привлекать наглядные пособия, ТСО, ЭСО и т.д.;
- формировать у учащихся культуру умственного труда;
- целенаправленно использовать часы для поддерживающих занятий для «навёрстывания» учебного материала.
Спасибо за внимание!