Самоопределение к деятельности
Здравствуйте, ребята! -Надеюсь урок пройдет в доброжелательной обстановке и все будут активны и внимательны!
- Лето пора отдыха и походов, а чтоб нам пойти в поход мы должны знать как нам не заблудиться, не сбиться с нужного пути и добиться своей цели.
- -А какие знания нам в этом понадобятся?
- -А что же мы обязательно должны знать, чтоб не заблудиться?
- -А как вы думаете, какая же тема нашего урока?
- И тема нашего урока сегодня?
и
Постановка учебной задачи
- Ребята, посмотрите вокруг, что же мы с вами видим?
- -Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете.
- - А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?
Рассмотрите рисунки и расскажите, как в древности люди представляли себе нашу Землю. Правы ли они были?
В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились тогда, когда научились строить парусные корабли и стали плавать по морю.
Люди заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Затем появлялись паруса. Лишь при его приближении становился виден весь корабль.
Прошло много времени, и люди поняли, что такое может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.
Пр д
Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта .
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 71.
2. Рассмотрите схемы .
3.Какие стороны горизонта на них не обозначены?
- Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».
- То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему.
- Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
- - Стороны света определяют с помощью прибора компас.
Стороны горизонта.
Отправляясь в далёкие путешествия, люди ориентируются по сторонам горизонта. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ .
Ю
Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали СЕВЕРОМ.
С
Ю
На ВОСТОКЕ Солнце всходит,
А на ЗАПАДЕ садится.
С
З
В
Ю
На схемах и картах север всегда обозначают вверху , юг – внизу , запад слева , восток – справа.
Кроме основных сторон горизонта есть ещё и промежуточные: северо-восток , северо-запад , юго-восток , юго-запад .
Записывают название сторон горизонта
сокращённо. Основные – одной буквой,
промежуточные – двумя.
Обозначьте стороны горизонта.
Клик мышкой
на квадратики
С
СВ
СЗ
В
З
ЮЗ
ЮВ
Ю
Раб в гр Вставьте пропущенные слова.
Клик на слова
Если встать лицом к северу, сзади будет…
слева-… справа-…
Если встать лицом к югу, сзади будет…
слева-… справа-…
Если встать лицом к западу, сзади будет…
слева-… справа-…
Если встать лицом к востоку, сзади
будет… слева-…
справа-…
Вставьте пропущенные слова.
Клик на слова
Если встать лицом к северу, сзади будет…
слева-… справа-…
юг
запад
восток
Если встать лицом к югу, сзади будет…
слева-… справа-…
север
восток
запад
Если встать лицом к западу, сзади будет…
слева-… справа-…
восток
юг
север
Если встать лицом к востоку, сзади
будет… слева-…
справа-…
запад
север
юг
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 72-73.
2. Рассмотрите рисунки .
3.Прочитайте «Как выглядит Земля?»
Основные признаки, по которым мы сможем определить наше местонахождение.
1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны. 2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны. 3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. 4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев. 5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной. 6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.
Как еще можно ориентироваться, если нет компаса
Итоги урока
Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар.
По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности земли?
Он и летом и зимой- Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди-Он всё будет впереди.
- Что такое горизонт?
- Что такое линия горизонта?
Там где солнце утром всходит, На ночь где оно заходит, Там где ветры злые дуют, И медведи где зимуют, Каждый школьник должен знать, Что б в лесу не заплутать.
Можно ли добраться до линии горизонта?
- Назовите стороны горизонта.
- Как определить стороны горизонта по местным признакам? Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился? Было ли вам интересно? О чем бы вы еще хотели узнать?
домашнее задание с 69-73 р т с 43-45