«Поведение и психика человека» (8 класс)
Подготовила: Кузьменко Я.В., ПР-31
Высшая нервная деятельность ( ВНД )
- - деятельность коры больших полушарий и подкорковых ядер, обеспечивающая нормальное существование организма и приспособление его к постоянно меняющимся условиям внешней среды
Рис. 1. Строение головоного мозга
ГАЛЛЕН
И.П. ПАВЛОВ
Кто внёс вклад в изучение психологии и поведения?
РЕНЕ ДЕКАРТ
И.М. СЕЧЕНОВ
Дата рождения: 129 или 131 год Месторождения: Пергам Дата смерти: около 200 или 217 года Научная сфера: медик, хирург и философ
Гален Γαληνός
Доказал, что:
связаны со всеми остальными
органами с помощью нервов
- Разрыв нерва, соединяющего
мозг и мышцу, приводит к
параличу
идущих от органов чувств,
организм перестает
воспринимать раздражители.
Дата рождения: 31 марта 1596 , Королевство Франция Дата смерти: 11 февраля 1650 философ , математик , механик , физик и физиолог
Заложил представления о рефлекторном принципе работы организма
В основе деятельности мозга лежат те же принципы, что и в основе работы простейших механизмов
Признавал наличие у человека души, которая управляет сложным и многообразным поведением человека
Рене Декарт
Иван Петрович Павлов
Ввел в научный язык термин
«высшая нервная деятельность»
Считал, что высшая нервная
деятельность равнозначно понятию
«психическая деятельность»
Наука – психофизиология, изучающая
физиологические основы
психической деятельности
Рефлексы – условные и безусловные
1849—1936,
первый русский
нобелевский лауреат
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - русский естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологии и естественно-научных методов в психологии
Главный труд его жизни – книга « Рефлексы головного мозга» ( 1863 г. ) обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами, и они определяются взаимодействием клеток с внешней и внутренней средой.
Методы изучения ВНД
( потеря после травм)
- Разрушение отдельных структур животных, перерезка связей между ними
- Регистрация электрической активности нервных центров
- Электроэнцефалография
- Биохимические методы
- Основными компонентами ВНД, даже при сложном поведении, являются рефлексы
- Рефлекс - (от лат. reflexus — отражённый) —реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы
Формы поведения
( с рождения)
( в течении жизни)
1. Безусловные рефлексы
1. Условные рефлексы
- присущи всем особям вида
- индивидуальны
- жизненно необходимы
- способствуют выживанию, адаптации
- не постоянны, могут вырабатываться и исчезать, если нет подкрепления
- относительно постоянны, мало изменяются в течении жизни
- возможно внутренне и внешнее торможение
- не поддаются торможению
- имеются готовые и постоянные рефлекторные дуги
- рефлекторные дуги временные, формируются при определенных условиях
Формы поведения
Формы поведения
1. Безусловные рефлексы
- осуществляются на уровне спинного мозга и ствола мозга (продолговатый и промежуточный) и подкорковых ядер
- дыхательный, сосательный глотательный, слюноотделительный, болевой
1. Условные рефлексы
- осуществляются за счет головного мозга
-выделение слюны на вид и запах пищи, индивидуальные привычки …
Формы поведения
1. Безусловные рефлексы
- являются основой инстинктивного поведения
- основа формирования навыков
2. Инстинкт - цепочка последовательных рефлексов
2. Динамический стереотип – система условно рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге после многократного повторения
Самые древние инстинкты человека:
Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
- стремление выжить
Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.
- размножение
Формы поведения
Формы поведения
- позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления, и использовать их в новых условиях в своем поведении
Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.
Это начало мышления
(импритинг) – способность к запоминанию увиденного и услышанного
Значение: Запоминание родителей;
Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;
Рис. 3. Эксперимент с лисой и голубем на определение рассудочной деятельности
Рис. 2. Эксперимент на импринтинг Конрада Лоренца с утятами
Рис. 4. Эксперимент с обезьяной на определение рассудочной деятельности
Закрепление
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:
A. Иваном Михайловичем Сеченовым
Б. Николаем Ивановичем Пироговым
B. Ильей Ильичом Мечниковым
2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:
A. Условным рефлексам
Б. Безусловным рефлексам
B. Приобретенным рефлексам
3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:
A. Безусловного рефлекса
Б. Условного рефлекса
B. Инстинкта
4. В основе приобретенного поведения лежат:
A. Безусловные рефлексы
Б. Условные рефлексы
B. Инстинкты
5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:
A. Динамического стереотипа
Б. Инстинктивных реакций
B. Безусловных реакций
6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:
A. Безусловное торможение
Б. Исчезновение рефлекса
B. Условное торможение