СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Поведение и психология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Поведение и психология"»

«Поведение и психика человека» (8 класс) Подготовила: Кузьменко Я.В., ПР-31

«Поведение и психика человека» (8 класс)

Подготовила: Кузьменко Я.В., ПР-31

Высшая нервная деятельность ( ВНД ) - деятельность коры больших полушарий и подкорковых ядер, обеспечивающая нормальное существование организма и приспособление его к постоянно меняющимся условиям внешней среды Рис. 1. Строение головоного мозга

Высшая нервная деятельность ( ВНД )

  • - деятельность коры больших полушарий и подкорковых ядер, обеспечивающая нормальное существование организма и приспособление его к постоянно меняющимся условиям внешней среды

Рис. 1. Строение головоного мозга

ГАЛЛЕН И.П. ПАВЛОВ Кто внёс вклад в изучение психологии и поведения? РЕНЕ ДЕКАРТ И.М. СЕЧЕНОВ

ГАЛЛЕН

И.П. ПАВЛОВ

Кто внёс вклад в изучение психологии и поведения?

РЕНЕ ДЕКАРТ

И.М. СЕЧЕНОВ

 Дата рождения: 129  или  131 год  Месторождения: Пергам  Дата смерти: около  200  или  217 года  Научная сфера: медик, хирург и философ    Гален Γαληνός Доказал, что: Головной и спинной мозг связаны со всеми остальными органами с помощью нервов Разрыв нерва, соединяющего мозг и мышцу, приводит к параличу При перерезании нервов, идущих от органов чувств, организм перестает воспринимать раздражители.

Дата рождения: 129  или  131 год Месторождения: Пергам Дата смерти: около  200  или  217 года Научная сфера: медик, хирург и философ

Гален Γαληνός

Доказал, что:

  • Головной и спинной мозг

связаны со всеми остальными

органами с помощью нервов

  • Разрыв нерва, соединяющего

мозг и мышцу, приводит к

параличу

  • При перерезании нервов,

идущих от органов чувств,

организм перестает

воспринимать раздражители.

Дата рождения:  31 марта   1596 ,  Королевство Франция  Дата смерти: 11 февраля   1650     философ , математик , механик , физик и физиолог   Заложил представления о рефлекторном принципе работы организма В основе деятельности мозга лежат те же принципы, что и в основе работы простейших механизмов Признавал наличие у человека души, которая управляет сложным и многообразным поведением человека Рене Декарт

Дата рождения: 31 марта   1596Королевство Франция Дата смерти: 11 февраля   1650   философ , математик , механик , физик и физиолог

Заложил представления о рефлекторном принципе работы организма

В основе деятельности мозга лежат те же принципы, что и в основе работы простейших механизмов

Признавал наличие у человека души, которая управляет сложным и многообразным поведением человека

Рене Декарт

Иван Петрович Павлов Ввел в научный язык термин  «высшая нервная деятельность» Считал, что высшая нервная деятельность равнозначно понятию  «психическая деятельность» Наука – психофизиология, изучающая физиологические основы психической деятельности Рефлексы – условные и безусловные  1849—1936, первый русский  нобелевский лауреат

Иван Петрович Павлов

Ввел в научный язык термин

«высшая нервная деятельность»

Считал, что высшая нервная

деятельность равнозначно понятию

«психическая деятельность»

Наука – психофизиология, изучающая

физиологические основы

психической деятельности

Рефлексы – условные и безусловные

1849—1936,

первый русский

нобелевский лауреат

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - русский естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологии и естественно-научных методов в психологии  Главный труд его жизни – книга « Рефлексы головного мозга» ( 1863 г. ) обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами, и они определяются взаимодействием клеток с внешней и внутренней средой.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - русский естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологии и естественно-научных методов в психологии

Главный труд его жизни – книга « Рефлексы головного мозга» ( 1863 г. ) обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами, и они определяются взаимодействием клеток с внешней и внутренней средой.

Методы изучения ВНД Метод условных рефлексов ( потеря после травм) Разрушение отдельных структур животных, перерезка связей между ними Регистрация электрической активности нервных центров Электроэнцефалография Биохимические методы

Методы изучения ВНД

  • Метод условных рефлексов

( потеря после травм)

  • Разрушение отдельных структур животных, перерезка связей между ними
  • Регистрация электрической активности нервных центров
  • Электроэнцефалография
  • Биохимические методы
Основными компонентами ВНД, даже при сложном поведении, являются рефлексы Рефлекс - (от лат.   reflexus  — отражённый) —реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы
  • Основными компонентами ВНД, даже при сложном поведении, являются рефлексы
  • Рефлекс - (от лат.   reflexus  — отражённый) —реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы
Формы поведения Врожденные Приобретенные ( с рождения) ( в течении жизни) 1. Безусловные рефлексы 1. Условные рефлексы - присущи всем особям вида - индивидуальны - жизненно необходимы - способствуют выживанию, адаптации - не постоянны, могут вырабатываться и исчезать, если нет подкрепления - относительно постоянны, мало изменяются в течении жизни - возможно внутренне и внешнее торможение - не поддаются торможению - имеются готовые и постоянные рефлекторные дуги - рефлекторные дуги временные, формируются при определенных условиях

Формы поведения

  • Врожденные
  • Приобретенные

( с рождения)

( в течении жизни)

1. Безусловные рефлексы

1. Условные рефлексы

- присущи всем особям вида

- индивидуальны

- жизненно необходимы

- способствуют выживанию, адаптации

- не постоянны, могут вырабатываться и исчезать, если нет подкрепления

- относительно постоянны, мало изменяются в течении жизни

- возможно внутренне и внешнее торможение

- не поддаются торможению

- имеются готовые и постоянные рефлекторные дуги

- рефлекторные дуги временные, формируются при определенных условиях

Формы поведения Безусловные рефлексы Условные рефлексы

Формы поведения

  • Безусловные рефлексы
  • Условные рефлексы
Формы поведения 1. Безусловные рефлексы - осуществляются на уровне спинного мозга и ствола мозга (продолговатый и промежуточный) и подкорковых ядер - дыхательный, сосательный глотательный, слюноотделительный, болевой 1. Условные рефлексы - осуществляются за счет головного мозга -выделение слюны на вид и запах пищи, индивидуальные привычки …

Формы поведения

1. Безусловные рефлексы

- осуществляются на уровне спинного мозга и ствола мозга (продолговатый и промежуточный) и подкорковых ядер

- дыхательный, сосательный глотательный, слюноотделительный, болевой

1. Условные рефлексы

- осуществляются за счет головного мозга

-выделение слюны на вид и запах пищи, индивидуальные привычки …

Формы поведения 1. Безусловные рефлексы 1. Условные рефлексы - являются основой инстинктивного поведения - основа формирования навыков 2. Инстинкт - цепочка последовательных рефлексов 2. Динамический стереотип – система условно рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге после многократного повторения Самые древние инстинкты человека: Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега. - стремление выжить Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек. - размножение

Формы поведения

1. Безусловные рефлексы

  • 1. Условные рефлексы

- являются основой инстинктивного поведения

- основа формирования навыков

2. Инстинкт - цепочка последовательных рефлексов

2. Динамический стереотип – система условно рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге после многократного повторения

Самые древние инстинкты человека:

Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.

- стремление выжить

Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.

- размножение

Формы поведения  Инстинкт Динамический стереотип

Формы поведения

  • Инстинкт
  • Динамический стереотип
Формы поведения Рассудочная деятельность - позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления, и использовать их в новых условиях в своем поведении Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения. Это начало мышления 3. Запечатление (импритинг) – способность к запоминанию увиденного и услышанного Значение: Запоминание родителей; Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;

Формы поведения

  • Рассудочная деятельность

- позволяет улавливать закономерности, связывающие предметы и явления, и использовать их в новых условиях в своем поведении

Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.

Это начало мышления

  • 3. Запечатление

(импритинг) – способность к запоминанию увиденного и услышанного

Значение: Запоминание родителей;

Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;

Рис. 3. Эксперимент с лисой и голубем на определение рассудочной деятельности Рис. 2. Эксперимент на импринтинг Конрада Лоренца с утятами Рис. 4. Эксперимент с обезьяной на определение рассудочной деятельности

Рис. 3. Эксперимент с лисой и голубем на определение рассудочной деятельности

Рис. 2. Эксперимент на импринтинг Конрада Лоренца с утятами

Рис. 4. Эксперимент с обезьяной на определение рассудочной деятельности

Закрепление Задание. Выберите один правильный ответ. 1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:  A. Иваном Михайловичем Сеченовым  Б. Николаем Ивановичем Пироговым  B. Ильей Ильичом Мечниковым 2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:  A. Условным рефлексам  Б. Безусловным рефлексам  B. Приобретенным рефлексам 3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:  A. Безусловного рефлекса  Б. Условного рефлекса  B. Инстинкта

Закрепление

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:

A. Иваном Михайловичем Сеченовым

Б. Николаем Ивановичем Пироговым

B. Ильей Ильичом Мечниковым

2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:

A. Условным рефлексам

Б. Безусловным рефлексам

B. Приобретенным рефлексам

3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:

A. Безусловного рефлекса

Б. Условного рефлекса

B. Инстинкта

4. В основе приобретенного поведения лежат:  A. Безусловные рефлексы  Б. Условные рефлексы  B. Инстинкты 5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:  A. Динамического стереотипа  Б. Инстинктивных реакций  B. Безусловных реакций 6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:  A. Безусловное торможение  Б. Исчезновение рефлекса  B. Условное торможение

4. В основе приобретенного поведения лежат:

A. Безусловные рефлексы

Б. Условные рефлексы

B. Инстинкты

5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:

A. Динамического стереотипа

Б. Инстинктивных реакций

B. Безусловных реакций

6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:

A. Безусловное торможение

Б. Исчезновение рефлекса

B. Условное торможение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!