Психологическая подготовка обучающихся к сдаче экзаменов
Рекомендации для педагогов
(материалы подготовлены заместителем директора по УВР МОУ ОШ №3 г.Снежное Ничпалюк Л.И.)
Мало знать, надо
и применять.
Мало хотеть, надо
и делать.
Иоганн Вольфганг
Гете
Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет:
- во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать,
- во-вторых, умение это делать.
Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».
- Зная типовые конструкции заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями .
- Важно репетировать еще и потому, что известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
- Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку.
Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
- Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача – как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно.
Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием – это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
4. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
- Используйте при подготовке такой приём, как работу с опорными конспектами.
Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала.
Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
- Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка.
Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися.
Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
Ритмичное четырёхфазное дыхание
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
- Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
- Вторая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
- Третья фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
- Четвертая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2-3-х минут.
Аутогенная тренировка
- Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
- Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».
- Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».
- Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».
- Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».
- Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
Психологические характеристики и стратегии поддержки детей групп риска.
«Гипертимные»
Психологическая характеристика
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой не сдержанны. Они быстро выполняют задания, часто делают небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей тщательной собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности
- процедура ГИА требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества являются слабым местом гипертимных детей.
Стратегии поддержки
- Очень важно не пытаться изменить темп деятельности.
- Необходимо развивать функцию контроля, т.е. навыки самопроверки.
- Создать ощущение важности ситуации экзамена.
- Работа по принципу: «сделал- проверь».
- Сидеть такие дети должны отдельно, чтобы возможности общаться были минимальными.
«Застревающие» дети
Психологическая характеристика
Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая мобильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, они основательны и зачастую медлительны. Им требуется длительный ориентированный период при выполнении каждого задания. Если таких детей торопить, темп их деятельности снижается ещё больше .
Основные трудности
- Процедура ГИА требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания их различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки
- Навык переключения тренировать сложно, но реально можно научить пользоваться часами, для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
- Задача педагога по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание.
- Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Аудиалы и кинестетики
Психологическая характеристика
У человека три основные модальности восприятия:
- Аудиальная (слуховая),
- Визуальная (зрительная),
- Кинестетическая (тактильная).
У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей, доминирующий способ получения и переработки информации.
Основные трудности
В отличие от традиционного экзамена, ГИА имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей визуалов, одновременно усложняя её для детей аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
Необходимо, чтобы эти дети осознали особенности своего учебного стиля.
- Аудиалы могут воспользоваться речью, тихо проговаривая задание вслух
- Кинестетикам разрешить какую-то двигательную активность (двигать руками, ногами, выйти из класса).
Каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Спасибо за внимание