РАЗВИТЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Подготовила :
учитель начальных классов
Родина Надежда Николаевна
МАОУ «СОШ № 37» г. Владимир, 2020
Ребенок:
- плохо запоминает учебный материал;
- быстро забывает все выученное;
- не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.
Плохая успеваемость
Проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой!
Проблема развития памяти давно занимает центральное место в психолого-педагогических исследованиях.
Научная разработка этой проблемы непосредственно связана:
- с изучением психологической природы процессов памяти;
- с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей;
- с выяснением путей и способов ее развития.
П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
- современные авторы достаточно большое внимание обращают на необходимость организации целенаправленного процесса развития памяти в рамках образовательной работы, как в школе, так и в семье;
- достаточно много исследований посвящено проблеме развития памяти младших школьников как основы для успешной учебной деятельности (И.С. Артюхова, В. Данилов);
- разработке практических упражнений и занятий для развития памяти (Л.М. Житникова, О. Жукова, Т.П. Завьялова);
- некоторые авторы отмечают необходимость более широкого использования возможностей уроков математики в начальной школе для развития мнемических способностей, в частности, Н.Б. Истомина, А.Д. Никулина, отмечают, что прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников почти всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии.
Объект исследования: процесс изучении табличного умножения и деления.
Предмет исследования : приемы развития памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления.
Цель исследования : выявить развитие памяти в процессе изучения табличного умножения и деления.
Гипотеза исследования : в ходе изучения табличного умножения и деления в начальной школе может быть организован процесс развития памяти младших школьников при использовании определенных приемов.
Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и воспроизведения информации, полученной индивидом в ходе его развития.
Память – это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта.
С.Л. Рубинштейн
П.П. Блонский
Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В.П. Зинченко
Классификация основных видов памяти
По характеру целей деятельности
По характеру психической активности
По продолжительности сохранения материала
- двигательная
- эмоциональная
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая).
- словесно-логическая
- произвольная
- непроизвольная
- непосредственная
- кратковременная
- долговременная
Свойства памяти
Емкость (объем)
Скорость запоминания
Длительность хранения
Точность воспроизведения
Скорость воспроизведения
Помехоустойчивость
Память ребенка
Механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведении различных мнемотехнических приемов.
Непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Формирование у младших школьников навыков табличного умножения и деления - одна из основных целей преподавания математики.
Составление таблиц и их усвоение - это длительный и сложный процесс, в котором можно выделить два этапа:
- Усвоение таблиц, т.е. их запоминание.
УМК «Школа 2100», Математика, автор учебника Т.Е. Демидова:
- сначала раскрывается конкретный смысл действий умножения и деления и на этой основе вводятся первые приемы умножения и деления, написание таблицы умножения и деления на два; затем изучение свойств коммутативности (переместительности) умножения, на основе которого составляется таблица умножения на 2;
- далее, изучается взаимосвязь между компонентами и результатами действий умножения и деления, на их основе рассматриваются табличные случаи деления на 2, умножения и деления с числами 1 и 10, а также других таблиц умножения и деления; после этого вводятся приемы умножения и деления с числом ноль.
УМК «Школа России», Математика, автор учебника М.И. Моро:
Система обучения Л.В. Занкова, математика, автор учебника
И.И. Аргинская:
- Ознакомление с теоретическими сведениями, в том числе с порядком действия в выражениях .
- Изучение таблицы умножения и деления с помощью таблицы Пифагора.
УМК «Гармония», Математика, автор учебника
Н.Б. Истомина:
- Составление и усвоение таблиц умножения и деления включается в содержательную линию курса. Как отмечает автор, это позволяет предложить учащимся интересные содержательные упражнения и задания, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения;
- Следующая особенность методики – то, что составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9 (от более трудного к более легкому).
Приемы:
- Первый прием, который рассматривается А.В. Белошистой – это приём счёта двойками, тройками, пятёрками.
учебник «Математика» Л.Г. Петерсон
- Прием последовательного сложения (рассматривается и активно используется М.И. Башмакова, Л.Г. Петерсон). Данный прием является основным приёмом получения результатов табличного умножения.
учебник «Математика» М.И. Башмакова
учебник «Математика» Н.Б. Истомина
- Приём прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитание из предыдущего результата). Он является вторым основным приёмом получения результатов табличного умножения.
- Приём взаимосвязанной пары: 2*6 и 6*2 (перестановка множителей).
учебник «Математика» М.И. Моро
учебник «Математика» Н.Б. Истомина
учебник «Математика» М.И. Башмаков
- Прием запоминания таблицы «с конца».
учебник «Математика» Н.Б. Истомина
- Прием деления с использованием внешней опоры.
учебник «Математика» Л.Г. Петерсон
учебник «Математика» Л.Г. Петерсон
- Прием деления во взаимосвязи с умножением .
Таким образом, при изучении действий умножения и деления используются различные приемы, которые помогают не только освоить ученикам смысл действия умножения и деления, табличные случаи умножения и деления, но и развить различные виды памяти: логическую, зрительную, механическую, а также свойства памяти: объем памяти, скорость и прочность запоминания.
Спасибо за внимание!