СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Развитие памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Развитие памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Развитие памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления".»

РАЗВИТЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ Подготовила : учитель начальных классов Родина Надежда Николаевна МАОУ «СОШ № 37» г. Владимир, 2020

РАЗВИТЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

Подготовила :

учитель начальных классов

Родина Надежда Николаевна

МАОУ «СОШ № 37» г. Владимир, 2020

Ребенок: - плохо запоминает учебный материал; быстро забывает все выученное; не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал. Плохая успеваемость Проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой!

Ребенок:

- плохо запоминает учебный материал;

  • быстро забывает все выученное;
  • не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Плохая успеваемость

Проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой!

Проблема развития памяти давно занимает центральное место в психолого-педагогических исследованиях.   Научная разработка этой проблемы непосредственно связана: с изучением психологической природы процессов памяти;  с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей; с выяснением путей и способов ее развития. П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.

Проблема развития памяти давно занимает центральное место в психолого-педагогических исследованиях.

Научная разработка этой проблемы непосредственно связана:

  • с изучением психологической природы процессов памяти;
  • с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей;
  • с выяснением путей и способов ее развития.

П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.

современные авторы достаточно большое внимание обращают на необходимость организации целенаправленного процесса развития памяти в рамках образовательной работы, как в школе, так и в семье; достаточно много исследований посвящено проблеме развития памяти младших школьников как основы для успешной учебной деятельности (И.С. Артюхова, В. Данилов); разработке практических упражнений и занятий для развития памяти (Л.М. Житникова, О. Жукова, Т.П. Завьялова);  некоторые авторы отмечают необходимость более широкого использования возможностей уроков математики в начальной школе для развития мнемических способностей, в частности, Н.Б. Истомина, А.Д. Никулина, отмечают, что прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников почти всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии.
  • современные авторы достаточно большое внимание обращают на необходимость организации целенаправленного процесса развития памяти в рамках образовательной работы, как в школе, так и в семье;
  • достаточно много исследований посвящено проблеме развития памяти младших школьников как основы для успешной учебной деятельности (И.С. Артюхова, В. Данилов);
  • разработке практических упражнений и занятий для развития памяти (Л.М. Житникова, О. Жукова, Т.П. Завьялова);
  • некоторые авторы отмечают необходимость более широкого использования возможностей уроков математики в начальной школе для развития мнемических способностей, в частности, Н.Б. Истомина, А.Д. Никулина, отмечают, что прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников почти всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии.

Объект исследования: процесс изучении табличного умножения и деления. Предмет исследования : приемы развития памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления. Цель исследования : выявить развитие памяти в процессе изучения табличного умножения и деления. Гипотеза исследования : в ходе изучения табличного умножения и деления в начальной школе может быть организован процесс развития памяти младших школьников при использовании определенных приемов.

Объект исследования: процесс изучении табличного умножения и деления.

Предмет исследования : приемы развития памяти младших школьников при изучении табличного умножения и деления.

Цель исследования : выявить развитие памяти в процессе изучения табличного умножения и деления.

Гипотеза исследования : в ходе изучения табличного умножения и деления в начальной школе может быть организован процесс развития памяти младших школьников при использовании определенных приемов.

Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и воспроизведения информации, полученной индивидом в ходе его развития. Память  – это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта. С.Л. Рубинштейн П.П. Блонский Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В.П. Зинченко

Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и воспроизведения информации, полученной индивидом в ходе его развития.

Память  – это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта.

С.Л. Рубинштейн

П.П. Блонский

Память человека можно определить как психофизические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В.П. Зинченко

Классификация основных видов памяти По характеру целей деятельности По характеру психической активности По продолжительности сохранения материала двигательная эмоциональная образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая). словесно-логическая произвольная непроизвольная непосредственная кратковременная долговременная

Классификация основных видов памяти

По характеру целей деятельности

По характеру психической активности

По продолжительности сохранения материала

  • двигательная
  • эмоциональная
  • образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая).
  • словесно-логическая
  • произвольная
  • непроизвольная
  • непосредственная
  • кратковременная
  • долговременная
Свойства памяти Емкость (объем) Скорость запоминания Длительность хранения Точность воспроизведения Скорость воспроизведения Помехоустойчивость

Свойства памяти

Емкость (объем)

Скорость запоминания

Длительность хранения

Точность воспроизведения

Скорость воспроизведения

Помехоустойчивость

Память ребенка Механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведении различных мнемотехнических приемов. Непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Память ребенка

Механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведении различных мнемотехнических приемов.

Непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Формирование у младших школьников навыков табличного умножения и деления - одна из основных целей преподавания математики. Составление таблиц и их усвоение - это длительный и сложный процесс, в котором можно выделить два этапа: Подготовка таблиц;  Усвоение таблиц, т.е. их запоминание.

Формирование у младших школьников навыков табличного умножения и деления - одна из основных целей преподавания математики.

Составление таблиц и их усвоение - это длительный и сложный процесс, в котором можно выделить два этапа:

  • Подготовка таблиц;
  • Усвоение таблиц, т.е. их запоминание.
УМК «Школа 2100», Математика, автор учебника Т.Е. Демидова:   сначала раскрывается конкретный смысл действий умножения и деления и на этой основе вводятся первые приемы умножения и деления, написание таблицы умножения и деления на два; затем изучение свойств коммутативности (переместительности) умножения, на основе которого составляется таблица умножения на 2; далее, изучается взаимосвязь между компонентами и результатами действий умножения и деления, на их основе рассматриваются табличные случаи деления на 2, умножения и деления с числами 1 и 10, а также других таблиц умножения и деления; после этого вводятся приемы умножения и деления с числом ноль.

УМК «Школа 2100», Математика, автор учебника Т.Е. Демидова:

  • сначала раскрывается конкретный смысл действий умножения и деления и на этой основе вводятся первые приемы умножения и деления, написание таблицы умножения и деления на два; затем изучение свойств коммутативности (переместительности) умножения, на основе которого составляется таблица умножения на 2;
  • далее, изучается взаимосвязь между компонентами и результатами действий умножения и деления, на их основе рассматриваются табличные случаи деления на 2, умножения и деления с числами 1 и 10, а также других таблиц умножения и деления; после этого вводятся приемы умножения и деления с числом ноль.
 УМК «Школа России», Математика, автор учебника М.И. Моро:   Подготовительный Составление таблицы  Запоминание таблицы

УМК «Школа России», Математика, автор учебника М.И. Моро:

  • Подготовительный
  • Составление таблицы
  • Запоминание таблицы
Система обучения Л.В. Занкова, математика, автор учебника  И.И. Аргинская:   Ознакомление с теоретическими сведениями, в том числе с порядком действия в выражениях . Изучение таблицы умножения и деления с помощью таблицы Пифагора. Составление таблицы.

Система обучения Л.В. Занкова, математика, автор учебника

И.И. Аргинская:

  • Ознакомление с теоретическими сведениями, в том числе с порядком действия в выражениях .
  • Изучение таблицы умножения и деления с помощью таблицы Пифагора.
  • Составление таблицы.

УМК «Гармония», Математика, автор учебника Н.Б. Истомина: Составление и усвоение таблиц умножения и деления включается в содержательную линию курса. Как отмечает автор, это позволяет предложить учащимся интересные содержательные упражнения и задания, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения; Следующая особенность методики – то, что составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9 (от более трудного к более легкому).

УМК «Гармония», Математика, автор учебника

Н.Б. Истомина:

  • Составление и усвоение таблиц умножения и деления включается в содержательную линию курса. Как отмечает автор, это позволяет предложить учащимся интересные содержательные упражнения и задания, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения;
  • Следующая особенность методики – то, что составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9 (от более трудного к более легкому).
Приемы: Первый прием, который рассматривается А.В. Белошистой – это приём счёта двойками, тройками, пятёрками.

Приемы:

  • Первый прием, который рассматривается А.В. Белошистой – это приём счёта двойками, тройками, пятёрками.

учебник «Математика» Л.Г. Петерсон Прием последовательного сложения (рассматривается и активно используется М.И. Башмакова, Л.Г. Петерсон). Данный прием является основным приёмом получения результатов табличного умножения. учебник «Математика» М.И. Башмакова

учебник «Математика» Л.Г. Петерсон

  • Прием последовательного сложения (рассматривается и активно используется М.И. Башмакова, Л.Г. Петерсон). Данный прием является основным приёмом получения результатов табличного умножения.

учебник «Математика» М.И. Башмакова

учебник «Математика» Н.Б. Истомина Приём прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитание из предыдущего результата). Он является вторым основным приёмом получения результатов табличного умножения.

учебник «Математика» Н.Б. Истомина

  • Приём прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитание из предыдущего результата). Он является вторым основным приёмом получения результатов табличного умножения.
Приём взаимосвязанной пары: 2*6 и 6*2 (перестановка множителей). учебник «Математика» М.И. Моро
  • Приём взаимосвязанной пары: 2*6 и 6*2 (перестановка множителей).

учебник «Математика» М.И. Моро

Прием «порции». учебник «Математика» Н.Б. Истомина
  • Прием «порции».

учебник «Математика» Н.Б. Истомина

Прием внешней опоры. учебник «Математика» М.И. Башмаков
  • Прием внешней опоры.

учебник «Математика» М.И. Башмаков

Прием запоминания таблицы «с конца». учебник «Математика» Н.Б. Истомина Прием деления с использованием внешней опоры. учебник «Математика» Л.Г. Петерсон
  • Прием запоминания таблицы «с конца».

учебник «Математика» Н.Б. Истомина

  • Прием деления с использованием внешней опоры.

учебник «Математика» Л.Г. Петерсон

учебник «Математика» Л.Г. Петерсон Прием деления во взаимосвязи с умножением .

учебник «Математика» Л.Г. Петерсон

  • Прием деления во взаимосвязи с умножением .
Таким образом, при изучении действий умножения и деления используются различные приемы, которые помогают не только освоить ученикам смысл действия умножения и деления, табличные случаи умножения и деления, но и развить различные виды памяти: логическую, зрительную, механическую, а также свойства памяти: объем памяти, скорость и прочность запоминания.

Таким образом, при изучении действий умножения и деления используются различные приемы, которые помогают не только освоить ученикам смысл действия умножения и деления, табличные случаи умножения и деления, но и развить различные виды памяти: логическую, зрительную, механическую, а также свойства памяти: объем памяти, скорость и прочность запоминания.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!