РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ образовательной ПРОГРАММЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
(ВАРИАНТ 6.3 И 6.4)
В.И. КНУТАС
АОП ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
ВАРИАНТЫ АОП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НОДА
Вариант 6.1. - предназначен обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками
Вариант 6.2. - рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития
Вариант 6.3. - предназначен для образования детей с легкой умственной отсталостью
Вариант 6.4 . - предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающуюся с двигательными нарушениями
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ АОП
Целостное гармоничное развитие личности школьника
Становление культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности
Формирование готовности к самообразованию
ЗАДАЧИ:
- формирование основ учебной деятельности
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся
- адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к жизни в обществе
- сохранение и укрепление здоровья
- накопления социального опыта, умений и способов деятельности
- обеспечение планируемых результатов, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями
- развитие личности обучающихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АОП
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
- предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования
- предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
- основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием
- основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АОП
- принципы государственной политики РФ в области образования
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса
- принцип развивающей направленности образовательного процесса
- онтогенетический принцип
- принцип преемственности
- принцип целостности содержания образования
- принцип направленности на формирование деятельности
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений
- принцип сотрудничества с семьей
ФИЗИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
правильно организованное рабочее место
индивидуальный ортопедический режим
использование техники и приемов перемещения
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
- Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Устав ОУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ШКОЛЬНИКА С НОДА И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
НАБЛЮДАЕТСЯ:
- нарушение нормального развития психических высших познавательных процессов
- задержки формирования, недоразвитие
- нарушение или утрата двигательных функций
- крайне замедленный темп психомоторного развития
- нарушение физического статуса
- недоразвитие двигательного опыта
- бедная организация произвольных движений
- скованностью и напряженностью мышечного тонуса
- нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С НОДА
первая категория (с неврологическим характером двигательных расстройств)
- относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы
- относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы
вторая категория (с ортопедическим характером двигательных расстройств)
- относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера
- относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
ИНФОРМАЦИИ
зрительное восприятие
слуховое восприятие
внимание и память
эмоциональная лабильность
СТРУКТУРА АОП
Пояснительная записка
Содержание образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Условия реализации АООП
Планируемые результаты освоения АО
РАЗДЕЛЫ СТРУКТУРЫ АОП
целевой
содержательный
организационный
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ АОП
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АОП
- предполагает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников и предполагает пролонгированные сроки обучения
- предполагает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников и предполагает пролонгированные сроки обучения
Вариант 6.3
- предполагает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения
- предполагает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения
Вариант 6.4
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ВАРИАНТОВ АОП
На основе стандарта организация разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
- Обязательная часть АООП составляет - 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от общего объема
- Обязательная часть АООП составляет - 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от общего объема
- Обязательная часть АООП составляет - 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 40% от общего объема
- Обязательная часть АООП составляет - 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 40% от общего объема
АОП ВКЛЮЧАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ И ФОРМИРУЕМУЮ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Вариант 6.3
Вариант 6.4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВКЛЮЧАЕТ
обязательные предметные области
коррекционно-развивающую область
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
Вариант 6.3. Предметная область: Физическая культура
Основные задачи реализации содержания:
* Овладение основными представлениями о собственном теле
* Овладение умениями поддерживать образ жизни
* Овладение умениями включаться в занятия, адекватно дозировать физическую нагрузку
Вариант 6.4. Предметная область: Адаптивная физическая культура
Основные задачи реализации содержания:
* Развитие восприятия собственного тела
* Освоение доступных способов передвижения
* Соотнесение самочувствия с настроением
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
Коррекционно-развивающая область: обязательная часть внеурочной деятельности
Основные задачи реализации содержания:
* Обеспечение коррекции индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата
* Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений
* Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА
1
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии
2
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
3
- возможность освоения АООП детьми и их адаптации к условиям образовательного учреждения
- возможность освоения АООП детьми и их адаптации к условиям образовательного учреждения
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 6.3 ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
1
- поддержание жизненно-важных функций организма, мотивацию двигательной активности
- поддержание жизненно-важных функций организма, мотивацию двигательной активности
2
- поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактику возможных нарушений, освоение новых способов передвижения
- поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактику возможных нарушений, освоение новых способов передвижения
3
- формирование функциональных двигательных навыков, развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве, обогащение сенсомоторного опыта
- формирование функциональных двигательных навыков, развитие мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве, обогащение сенсомоторного опыта
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 6.4 ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СОДЕРЖИТ:
- программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся
- описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
практическая направленность
профилактическая направленность
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* спортивно-оздоровительные мероприятия
* досугово-развлекательные мероприятия
* развивающие ситуации, недели здорового образа жизни
* занятия в кружках, прогулки, походы
* тематические беседы
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
- срок обучения пролонгирован в начальных классах, включен дополнительный 1 класс
- срок освоения АООП 9 (10) лет
- профессиональная подготовка в школе не реализуется
- Начало учебного года: с 01 сентября
- Продолжительность учебного года:
* I дополнительные и I классы – 33 учебные недели
* II –IX классы – 34 учебные недели
- Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии по «ступенчатому» режиму
- Продолжительность уроков составляет со 2-го класса 40 минут
- Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, 2 перемены по 20 минут
- Дополнительные кружковые занятия проводятся после перерыва в 40 минут, после последнего урока
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ АОП
Требования к кадровым условиям
Требования к материально-техническим условиям
Требования к организации рабочего места
Требования к техническим средствам
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АОП
личностные
метапредметные
предметные
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП ВАРИАНТ 6.3
включают:
- индивидуально-личностные качества
- специальные требований к развитию жизненной социальной компетенции
- ценностные установки
отражают:
- развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе
- взаимодействие с участниками образовательного процесса
- развитие мотивации к обучению
- овладение социально-бытовыми умениями
- умение включаться в разнообразные повседневные дела
- владение элементарными навыками коммуникации
- развитие положительных свойств и качеств личности
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП ВАРИАНТ 6.4
включают :
- осознание себя, как "Я"
- осознание своей принадлежности к определенному полу
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
отражают:
- развитие представлений о окружающем социальном мире,
- овладение социально-бытовыми умениями
- понимание собственных возможностей и ограничений
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия
- способность к осмыслению социального окружения
- развитие самостоятельности
- овладение общепринятыми правилами поведения
- наличие интереса к практической деятельности
Метапредметные результаты освоения АОП
Вариант 6.3 и 6.4
не предусматривает
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП ВАРИАНТ 6.3
- овладение основными представлениями о собственном теле
- знание основных частей тела
- знание о значение укрепления костно-мышечной системы человека
- выполнение доступных упражнений, направленных на укрепление костно-мышечной системы
- овладение основными двигательными качествами
- овладение представлениями о возможностях и ограничениях физических функций
- представление о влиянии адаптивной физической культуры на организм
- владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП ВАРИАНТ 6.4
- восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений
- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела
- освоение двигательных навыков, координации движений
- соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью
- умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ АОП
- планируемые результаты программы коррекционной работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся
- требования к результатам реализации программы коррекционной работы определяется ПМПК и ИПР в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АОП
Вариант 6.3. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является достижение предметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы
Вариант 6.4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является достижение результатов освоения программы коррекционной работы
Групповые занятия
Лёгкая атлетика
Малоподвижные игры
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Развитие вестибулярного анализатора
Гимнастические упражнения
Самостоятельные занятия
Нетрадиционных форм занятий
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
- проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п. с приглашением медицинских работников
- организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Спасибо
за внимание!