ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И ИСКУССТВА ЧЕРНЯВСКАЯ Г. Б.
САРАНСК
Рок-н-ролл в переводе с английского – «качайся и катись».
Рок-н-ролл буквально взбудоражил молодежь Америки в середине 50-х годов прошлого столетия. А затем и весь мир.
В рок-н-ролле проявились черты блюза, кантри, городского фольклора. Он отличался простотой мелодии, которая сопровождалась тяжелым астенатным (постоянно повторяющимся) ритмом, с акцентом на слабую долю при размере 4/4. Гармония была основана на схеме 12-тактового блюза. Темп быстрый и большая громкость ударных инструментов.
Термину «рок-н-ролл» мы обязаны Алану Фриду, американскому ди-джею. Он работал на кливлендской радиостанции и очень часто ставил в эфир негритянскую музыку, потому что заметил, как к ней тяготеет белая молодежь. Само название рок-н-ролл появилось из популярной на то время песни «We’ll rock, we’ll roll». Это произошло в 1952 году.
Дав имя новому жанру, Алан стал активно его продвигать. Радиоэфира ему показалось мало, поэтому он стал устраивать рок-балы. На них собиралось черное и белое население — американская общественность была возмущена! Но почему? Ответ на этот вопрос дает история США.
Расовая неприязнь в Америке после Второй мировой войны обострилась. Черному населению не разрешалось садиться в автобусе, если стоял белый американец. В южных штатах юноши и девушки разного цвета кожи даже танцевали на разных этажах. Такое же враждебное отношение складывалось и к негритянской музыке. Госпелам, ритм-энд-блюзу было не место в радиоэфире. Но так считало лишь старшее поколение, которое тяготело к кантри и оркестровой музыке, лишенной импровизаций и ярких эмоций.
Алан Фрид
Послевоенная молодежь требовала новых кумиров, новой музыки, свободной и зажигательной. Молодые люди того времени не разделяли расовых предрассудков, поэтому без тени сомнений блуждали по черным радиостанциям в поисках ритмичных звучаний. Этим и воспользовался Алан Фрид.
Консервативные родители не разделяли интересы своих детей. Как итог — рок-н-роллу объявили войну. Известные персоны называли рок-н-ролл «черной заразой», способной уничтожить Америку. В школах под запрет попали джинсы, родители ругали детей за их вкусы, в попытке ослабить влияние негритянской культуры. Но для молодых американцев, которые устали жить в мире заблуждений, цвет кожи любимых исполнителей не имел значения.
Уи́льям Джон Кли́фтон Хе́йли (1925 —1981) — американский музыкант, певец и автор песен, один из первых исполнителей рок-н-ролла.
Все изменила песня «Rock Around the Clock» в исполнении Билла Хейла, белокожего американца. Впервые публика ее услышала в апреле 1954 года, но встретила без особого энтузиазма. Но достаточно было сделать композицию саундтреком к молодежному фильму «Джунгли грифельных досок», чтобы начался век рок-н-ролла. Сейчас мало, кто знает про эту киноленту, а вот «Rock Around the Clock» угадывается с первых аккордов.
Но только с появлением Элвиса Пресли начинается расцвет рок-н-ролла, пик которого приходится на 1957 год.
Элвиса Пресли нарекли «королем рок-н-ролла». Он оказал огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только США, но и всего мира.
Элвис Арон Пресли (1935 – 1977) – американский певец и актер, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки ХХ века.
К ранним исполнителям рок-н-ролла также относятся Литл Ричард и Фэтс Домино, игравший буги-вуги на своем любимом пианино. Каждый из музыкантов вносил в музыку что-то свое. Чак Берри выделялся эффектными движениями, которые используются на рок-концертах до сих пор. Литл Ричард запоминается бешеным ритмом и громкими воплями.
Литл Ричард
Фэтс Домино Чак Берри
Чем популярнее становилась новая музыка, тем громче возмущались противники. Поведение Элвиса в сочетании с его смелым образом лишь распаляло огонь. Сбрасывать с себя одежду во время концерта было возмутительно, по мнению консервативных американцев. Несмотря на это, молодежь продолжала танцевать под зажигательные ритмы.
Вторая волна исполнителей рок-н-ролла включает такие имена: Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис и Бадди Холли, который несмотря на классический костюм и очки завоевал чернокожую аудиторию.
Джерри Ли Льюис Бадди Холли
Карл Перкинс
В конце 50-х в газетах стали появляться заголовки: «Рок-н-ролл умер». Поклонникам было о чем задуматься. Ведь Элвиса призвали в армию, Чак Берри получил тюремный срок, Джерри Ли Льюис потерял уважение поклонников из-за женитьбы на несовершеннолетней, а Бадди Холли и Ричи Валенс трагически погибли в авиакатастрофе. Кто сможет продолжить плеяду хитов и распалить сердца молодежи?
Ливерпульская четверка. Битлам удалось придать рок-н-роллу иное звучание и заставить весь мир сходить с ума по своим песням. И это уже новый виток в развитии музыки.
Боб Дилан
В своем творчестве Битлз сумел совместить традиционный рок-н-ролл, блюз, английскую балладу, романс, индийскую рагу. Постепенно Битлз освоил сложную композиционно-исполнительскую манеру стиля барокко, где сочетались современные тембры, ритмы, шумовые коллажи, электронные эффекты. В некоторых произведениях квартета прослеживается связь с творчеством талантливого певца и композитора – Боба Дилана.
Репертуар создавался П. Маккартни и Дж. Ленноном. Наиболее значительные произведения: «Вчера», «Желтая субмарина», «Человек неоткуда», «Земляничная поляна», «Мишель».
Пол Маккартни Джон Леннон
Джордж Харрисон Ринго Стар
Рок-н-ролл стал прародителем рок-культуры. Получается, что арт-рок, фолк-рок и другие направления имеют одну и ту же основу. И это значит одно: рок-н-ролл жив, пусть и в измененной форме.
13 апреля меломаны празднуют всемирный день рок-н-ролла, хотя он и не причислен к официальным праздникам.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!