Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.
Лингвистическая разминка. Задание 3 ОГЭ.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я прощаю тебе всё, Сид.
2) Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке.
3) Стоны прекратились, и палец перестал болеть.
4) Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить моё сердце своим озорством!..
Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.
Замените разговорное слово уставился в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним.
(10) Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и уставился на Тома, который продолжал стонать.
Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.
- Замените словосочетание кольцо из серебра , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание .
Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.
2. Замените словосочетание спросил с удивлением , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.
Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.
3. Замените словосочетание лагерное начальство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:
↓ ↓ ↓
1) последовательное 2) параллельное 3) однородное
По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин)
[__=], (с которой ___=) и (на которой =___).
1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными.
При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного и того же слова к двум придаточным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.
Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин)
[ _ =, ( куда =), и =], ( что _ =).
Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос о чем? , оно изъяснительное 2-ое на вопрос что?
Оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой)
[__=,= о том], ( что __ =),( как = __), ( если __=, ДО]
1-е отвечает на вопрос о чем? , значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос что? , оно тоже изъяснительное, 3-е на вопрос при каком условии? оно обстоятельственное условия.
Главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ
Алгоритм
1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
5. Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.
Тренировочное упражнение
1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем.
2. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.
3. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку.
4.Кто же, наконец, этот неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?
5. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»
Анализ предложений.
* Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.
1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь умён потому, что давно уже продал душу дьяволу.
Анализ предложений.
* Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.
2)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.
Самостоятельная работа
1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.
(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?
(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.
Самостоятельная работа
2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..
Самостоятельная работа
3. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…
(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.
Самостоятельная работа
4. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.
(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.
(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы
Самостоятельная работа
5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
Домашнее задание
§28, упр. 175,
найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).