СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них."

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них."»

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.  Знаки препинания в них.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Лингвистическая разминка.  Задание 3 ОГЭ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Я прощаю тебе всё, Сид. 2) Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке. 3) Стоны прекратились, и палец перестал болеть. 4) Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить моё сердце своим озорством!..

Лингвистическая разминка. Задание 3 ОГЭ.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я прощаю тебе всё, Сид.

2) Зубоврачебные инструменты были немедленно принесены, и через минуту вырванный зуб повис, болтаясь на длинной нитке.

3) Стоны прекратились, и палец перестал болеть.

4) Том, я тебя так люблю, а ты точно стараешься всеми способами разбить моё сердце своим озорством!..

Лингвистическая разминка.  Задание ___ ОГЭ. Замените разговорное слово уставился в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним. (10) Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и уставился на Тома, который продолжал стонать.

Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.

Замените разговорное слово уставился в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это синоним.

(10) Сид, спавший на соседней кровати, проснулся, приподнялся на локте и уставился на Тома, который продолжал стонать.

Лингвистическая разминка.  Задание ___ ОГЭ. Замените словосочетание кольцо из серебра , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание .

Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.

  • Замените словосочетание кольцо из серебра , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание .
Лингвистическая разминка.  Задание ___ ОГЭ. 2. Замените словосочетание спросил с удивлением , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.

2. Замените словосочетание спросил с удивлением , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

Лингвистическая разминка.  Задание ___ ОГЭ. 3. Замените словосочетание лагерное начальство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Лингвистическая разминка. Задание ___ ОГЭ.

3. Замените словосочетание лагерное начальство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения: ↓ ↓ ↓ 1) последовательное 2) параллельное 3) однородное

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:

↓ ↓ ↓

1) последовательное 2) параллельное 3) однородное

По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин) [__=], (с которой ___=) и (на которой =___). 1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного и того же слова к двум придаточным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин)

[__=], (с которой ___=) и (на которой =___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными.

При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаем от одного и того же слова к двум придаточным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин) [ _ =, ( куда =), и =], ( что _ =). Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос о чем? ,  оно изъяснительное 2-ое на вопрос что? Оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин)

[ _ =, ( куда =), и =], ( что _ =).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос о чем? , оно изъяснительное 2-ое на вопрос что?

Оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ

Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой) [__=,= о том], ( что __ =),( как = __), ( если __=, ДО] 1-е отвечает на вопрос о чем? , значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос что? , оно тоже изъяснительное, 3-е на вопрос при каком условии? оно обстоятельственное условия. Главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой)

[__=,= о том], ( что __ =),( как = __), ( если __=, ДО]

1-е отвечает на вопрос о чем? , значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос что? , оно тоже изъяснительное, 3-е на вопрос при каком условии? оно обстоятельственное условия.

Главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Алгоритм 1.  Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений). 2.  Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. 3.  Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым). 4.  Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение. 5.  Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Алгоритм

1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).

2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

5. Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Тренировочное упражнение 1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. 2. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева. 3. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку. 4.Кто же, наконец, этот неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине? 5. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

Тренировочное упражнение

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем.

2. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.

3. Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку.

4.Кто же, наконец, этот неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?

5. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

Анализ предложений. * Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения. 1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь умён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

Анализ предложений.

* Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.

1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь умён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

Анализ предложений. * Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения. 2)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

Анализ предложений.

* Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.

2)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

Самостоятельная работа 1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.  (37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале? (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

Самостоятельная работа

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

Самостоятельная работа 2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

Самостоятельная работа

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

Самостоятельная работа 3. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении… (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

Самостоятельная работа

3. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

Самостоятельная работа 4. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно. (52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться. (53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы

Самостоятельная работа

4. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы

Самостоятельная работа 5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.  1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. 5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

Самостоятельная работа

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

Домашнее задание §28, упр. 175, найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).

Домашнее задание

§28, упр. 175,

найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!