СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Строение и свойства биогеоценоза".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Строение и свойства биогеоценоза".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Строение и свойства биогеоценоза".»

Биогеоценоз – это эволюционно сложившийся комплекс популяций различных видов, обладающий определенными типами взаимодействий как между организмами, так и с окружающей абиотической средой  Тема урока «Строение и свойства биогеоценоза»

Биогеоценоз – это эволюционно сложившийся комплекс популяций различных видов, обладающий определенными типами взаимодействий как между организмами, так и с окружающей абиотической средой

Тема урока

«Строение и свойства биогеоценоза»

БИОГЕОЦЕНОЗ (биос- жизнь, гео- территория, ландшафт, ценоз- сообщество )

БИОГЕОЦЕНОЗ (биос- жизнь, гео- территория, ландшафт, ценоз- сообщество )

Выполните задание Часть1. Рассмотрите предложенную схему структуры биогеоценоза. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса (1б)  Климатоп Биотоп Биогеоценоз Эдафотоп Биоценоз Фитоценоз Зооценоз ?  18. Выберите три верных ответа из шести и запишите ответ (2б)  Биогеоценоз — это:   1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов; 2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций; 3) целостная система, способная к саморегуляции; 4) закрытая система взаимодействующих популяций; 5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне; 6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов. Ответ: 2 3 5

Выполните задание

Часть1.

  • Рассмотрите предложенную схему структуры биогеоценоза. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса (1б)

Климатоп

Биотоп

Биогеоценоз

Эдафотоп

Биоценоз

Фитоценоз

Зооценоз

?

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите ответ (2б)

Биогеоценоз — это:

  1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов;

2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций;

3) целостная система, способная к саморегуляции;

4) закрытая система взаимодействующих популяций;

5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне;

6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов.

Ответ:

2

3

5

Трофическая структура биогеоценоза Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими Цепи выедания (пастбищные)- начинаются с продуцентов (с биомассы фотосинтезирующих видов).  Продуценты (производители) – гетеротрофы (растительноядные животные или фитотрофы, консументы I порядка) – гетеротрофы (плотоядные организмы (хищники, паразиты), консументы II, III порядка)   Цепи разложения (детритные) – начинаются с мертвого органического вещества.  Мертвое органическое вещество (растительные и животные остатки, экскрименты животных) –сапротрофы (детритофаги), потребители (хищники)

Трофическая структура биогеоценоза

Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими

Цепи выедания (пастбищные)- начинаются с продуцентов (с биомассы фотосинтезирующих видов).

Продуценты (производители) – гетеротрофы (растительноядные животные или фитотрофы, консументы I порядка) – гетеротрофы (плотоядные организмы (хищники, паразиты), консументы II, III порядка)

Цепи разложения (детритные) – начинаются с мертвого органического вещества.

Мертвое органическое вещество (растительные и животные остатки, экскрименты животных) –сапротрофы (детритофаги), потребители (хищники)

Выполните задание Часть1. Рассмотрите предложенную схему структуры биогеоценоза. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса (1б)   Часть 2 Группа №2 Задание № 26.Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы и растительный материал: землеройка, паук, сова, нектар, муха - журчалка. Это пищевая цепь выедания или разложения? Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. (3б)  Группа №3 Задание 26. Составьте пищевую цепь из организмов; щука, водоросли, караси. Кем является щука в цепи питания? Определите биомассу водорослей в реке, необходимую для нормального существования одной щуки массой 10кг. (3б)  

Выполните задание

Часть1.

  • Рассмотрите предложенную схему структуры биогеоценоза. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса (1б)

Часть 2

Группа №2

Задание № 26.Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы и растительный материал: землеройка, паук, сова, нектар, муха - журчалка. Это пищевая цепь выедания или разложения? Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. (3б)

Группа №3

Задание 26. Составьте пищевую цепь из организмов; щука, водоросли, караси. Кем является щука в цепи питания? Определите биомассу водорослей в реке, необходимую для нормального существования одной щуки массой 10кг. (3б)

 

5 трофический уровень паразиты хищников

5 трофический уровень паразиты хищников

Выполните задания

Часть 1

Вариант 1

18. Установите соответствие между животным и его роли в биогеоценозе тайги

Животное Роль в биогеоценозе

А) кедровка 1. Консумент 1 порядка

Б) ястреб – тетеревятник 2. Консумент 2 порядка

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) обыкновенная белка

19. Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

  • Жаба серая
  • листья капусты
  • лисица обыкновенная
  • ёж обыкновенный
  • слизень полевой

Ответ

 

Выполните задания

Часть 1

Вариант 2

18. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и х принадлежности к функциональной группе

Особенности Функциональная группа

А) включает растения, некоторые бактерии 1. Продуценты

Б) поглощает готовые органические вещества 2. Консументы

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

19. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

  • дафнии
  • окунь
  • мальки рыб
  • водоросли

Ответ

 

А

1

Б

2

В

1

Г

Д

1

2

А

1

Б

В

2

Г

1

Д

2

1

4

1

3

2

2

5

1

4

3

Определите биомассу производителей, необходимую для нормального существования двух ястребов-змееядов, если одна птица имеет массу 2 кг. Какой закономерностью вы воспользовались при определении биомассы производителей? Ответ поясните. Организмы: лягушка, ястреб-змееяд, луговые растения, уж, кузнечик.

Определите биомассу производителей, необходимую для нормального существования

двух ястребов-змееядов, если одна птица имеет массу 2 кг. Какой закономерностью вы

воспользовались при определении биомассы производителей? Ответ поясните.

Организмы: лягушка, ястреб-змееяд, луговые растения, уж, кузнечик.

Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА А. прибрежная растительность Б. рыбы В. личинки земноводных Г. фитопланктон Д. растения дна Е. моллюски КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ 1. продуценты 2. консументы 122112 Продуценты − организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. К ним относятся растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии. Консументы − потребляют готовые органические вещества. Консументы первого порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела), консументы второго порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса).

Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

А. прибрежная растительность

Б. рыбы

В. личинки земноводных

Г. фитопланктон

Д. растения дна

Е. моллюски

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

1. продуценты

2. консументы

122112

Продуценты − организмы, способные синтезировать органические вещества из

неорганических. К ним относятся растения, а так же фото- и

хемосинтезирующие бактерии.

Консументы − потребляют готовые органические вещества. Консументы первого

порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела), консументы второго

порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!