ОГАОУ Центр образования «Ступени» Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта Биробиджан, 2024 год
«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ» А. С. Макаренко
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Первое - четко определить и сформулировать для себя тему урока; - определить место темы в учебном курсе; - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. Второе Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока. Третье 1. Спланировать учебный материал; 2. Подобрать учебные задания; 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»; 4. Составить три набора заданий.
Четвертое Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающемуся. Пятое. Продумать «изюминку» урока. Шестое. Разработать структуру урока. Седьмое. Спланировать контроль за деятельностью обучающегося на уроке. Восьмое. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимся образовательных продуктов. Девятое. Подготовить оборудование для урока.
Система дидактических принципов 1. Принцип деятельности. 2. Принцип непрерывности. 3. Принцип целостности. 4. Принцип минимакса. 5. Принцип психологической комфортности. 6. Принцип вариативности. 7. Принцип творчества .
Основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного
Методы, применяемые на уроке
Традиционный подход
Системно-деятельностный подход
Репродуктивные (делай как я)
Способы усвоения материала
Активное усвоение знаний (делай, я с тобой)
Заучивание, запоминание
Позиция педагога
Самостоятельное добывание знаний
Главная позиция
Позиция обучающегося
Консультант, тьютер
Послушный исполнитель
Сообщение целей и задач
Проектирование
Активный деятель
Учитель формулирует и сообщает обучающемуся, чему должен научиться
Учитель сообщает обучающемуся, какую работу он должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулирует сам обучающийся, определив границы знания и незнания
Практическая
Проектирование обучающимся способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Под руководством учителя
Осуществление контроля
Обучающийся осуществляет учебную деятельность, выполняет ряд практических задач, действий по намеченному плану, учитель консультирует
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимся практической работы
Осуществление коррекции
Обучающийся осуществляет контроль (применяя форму самоконтроля), учитель консультирует
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию
Оценивание обучающегося
Итог урока
Обучающийся формулирует затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает
Учитель осуществляет оценивание работы обучающегося на уроке
Обучающийся даёт оценку деятельности по её результатам, учитель консультирует
Учитель выясняет у обучающегося, что он запомнил
Домашнее
задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует
Обучающийся может выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.