Возрастные особенности
детей 10-11 лет
- Конец детства, период непосредственно предшествующий подростковому.
- Дети в основном уравновешены, спокойны
- Открыто и доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет
- Ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки
Психологические особенности подростка
Негативные проявления
- Дисгармоничность в строении личности
- Свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка
- Протестующий характер его проявления по отношению ко взрослым
Положительные факторы
- Возрастает самостоятельность ребенка.
- Более разнообразным и содержательными становятся
- отношения с другими детьми и взрослыми.
- Значительно расширяется сфера деятельности.
Данные статистики
- Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью, своими физическими характеристиками.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет
испытывают беспокойство по поводу своего роста.
60% девочек этого возраста испытывают беспокойство по поводу лишнего веса.
В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости обладают более высоким статусом в детском коллективе и наоборот.
В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет увеличивается конфликтность подростков.
По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
Школьная дезадаптация встречается у подростков чаще, чем в другом возрасте – в 18-20% случаев по сравнению с 5-8% в начальной школе (по данным В.В. Гроховского)
Обратите внимание, если Ваш ребёнок:
- В письменных работах пропускает буквы
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки
- С трудом решает задачи по математике
- Плохо владеет умением пересказа текста
- Невнимателен и рассеян
- Неусидчив
- С трудом понимает объяснения учителя
- Не умеет самостоятельно работать
- Постоянно что-то где-то забывает
- С трудом ориентируется в пространстве
- (в том числе и в собственной тетради)
- Испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой
- Часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит
- Одинок.
Виды дезадаптации
- Интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления
- Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение)
- Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками
- Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка
- Эмоциональная –эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе
Признаки возникшей дезадаптации
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка
- Его нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
- Нежелание выполнять домашние задания
- Негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой
- Беспокойный сон
- Трудности утреннего пробуждения, вялость
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Памятка для родителей
- Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
- Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом .
Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
В период полового созревания мальчикам особенно важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Функции родителей
- Стать источником эмоционального тепла и поддержки (0-3 года),
- Быть властью, высшей инстанцией, распорядителем благ (3-7 лет),
- Быть образцом, идеалом для подражания (8-11 лет),
- Оказаться другом и советчиком .