Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп в коррекционной работе ДОУ"»
Учитель-логопед МБДОУ № 81 г Владикавказа
Бязрова Лилия Юрьевна.
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.
Помещения оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для наиболее полной логопедизации педагогического процесса.
Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи .
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
- Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
- Коррекцию звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
- Коррекцию нарушений слоговой структуры
- Развитие просодической стороны речи
- Профилактику нарушений письма и чтения
- Формирование навыков послогового чтения
- Совершенствование общей и мелкой моторики
- Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия их возрастной норме
- Создание условий, способствующих активизации речи логопатов
- Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство», а также индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда в вечернее время
- Систематический контроль качеством детской речи
- Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
- Взаимопосещения занятий
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
- Заседания «Логопедической гостиной»
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
- Совместный выпуск журнала для родителей о детях «АБВГдейка»
- Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию
- Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год.
- Октябрь. Формирование речевого дыхания.
- Ноябрь. Самомассаж в коррекции речи.
- Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
- Январь «Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр».
- Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
- Март . Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
- Апрель. Эти трудные звуки. Систематизация материала по обучению ЗБА.
- Май. Подведение итогов коррекционной работы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями.
При определении содержания работы учителя-логопеда знакомит педагогов с перспективным планом, уточняет наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика «Логопедических гостиных» охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.
В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий.
На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только самомассаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы.
Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей МБДОУ д/с № 81 позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.