Просмотр содержимого документа
«Презентация по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"»
Теория спроса и предложения. Теория поведения потребителя.
Поведение производителя. Издержки производства.
1
Спрос и его функция
- Спрос - это количество товаров и услуг, которое покупатели желают приобрести.
- Величина спроса – это максимальное количество товара, которое определенный покупатель желает и может приобрести в данный (конкретный) период времени с учетом определенных условий.
- Функция спроса устанавливает зависимость между объемом спроса и определяющими его факторами.
2
Факторы, определяющие спрос
- доходы потребителей, цена данного товара и цены конкурирующих с ним товаров и прочих товаров вообще;
- факторы, влияющие на спрос отдельных потребителей, например обстоятельства их семейной жизни;
- факторы, определяющие спрос в то или иное время, например погодные условия.
3
Ценовая эластичность спроса -
- это отношение пропорционального увеличения спроса к пропорциональному снижению цены.
4
Совокупный спрос -
- это общий объем спроса на товары и услуги в стране.
5
Управление спросом -
- это использование инструментов денежно-кредитной и налоговой политики в целях контроля за уровнем эффективного спроса в стране.
6
Избыточный спрос -
- это превышение объема спроса на какой- либо товар над объемом его предложения при существующей цене.
- Инфляция спроса развивается в условиях, когда рост цен и заработной платы происходит под воздействием избыточного спроса в стране.
7
Закон спроса -
- величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
8
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
- уровень доходов в обществе;
- размеры рынка или количество покупателей;
- мода, вкусы, сезонность;
- наличие товаров-субститутов (заменителей);
- инфляционные ожидания;
- перспективы личного благосостояния;
- цены на сопряженные товары.
9
10
Предложение и его функция
- Предложение это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать па рынке.
- Основной фактор предложения - тот же, что и спроса - цена.
11
Функция предложения -
- это зависимость объема предложения от определяющих его неценовых факторов :
- цены на ресурсы;
- уровень качества технологии производства;
- налоги и субсидии;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
- ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
- число продавцов.
- природно-климатические условия.
12
Функция предложения по цене -
- это зависимость между ценой блага и максимальным объемом его предложения при прочих неизменных условиях.
13
Изменение объема предложения -
- это движение вдоль кривой предложения.
- Чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.
14
Цена предложения -
- минимальная цена, по которой производитель готов предложить на рынке данное количество товара.
15
Кривая предложения -
16
Равновесная цена
- - это цена, установившаяся на конкретном рынке при равновесии спроса и предложения на данный товар или услугу.
- это цена, устанавливающаяся в том случае, если цены покупателя и продавца в ходе торгов путем взаимных уступок совпали.
17
Рыночное (экономическое) равновесие -
- это состояние экономической системы в целом или ее отдельного звена, которое характеризуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешиванием противостоящих друг другу условий, факторов, определяющих развитие данного процесса или явления.
- Равенство спроса и предложения на рынке определенного товара.
18
«Крест Маршалла»
19
Рыночное равновесие и равновесная цена
- Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.
20
- В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня , дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются не денежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара.
21
- Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается.
22
- Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.
- Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.
23