СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Подготовка и проведение реального эксперимента" (вопрос 23,24 ОГЭ)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Подготовка и проведение реального эксперимента" (вопрос 23,24 ОГЭ)»

ЭПИГРАФ К УРОКУ:  «Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»

МБОУ «Гимназия №7» Дополнительное занятие по подготовке учащихся к ОГЭ по химии Тема: «Подготовка и проведение реального эксперимента» Подготовила: учитель химии Рабаданова М.Р.

МБОУ «Гимназия №7»

Дополнительное занятие по подготовке учащихся к ОГЭ по химии

Тема: «Подготовка и проведение реального эксперимента»

Подготовила:

учитель химии

Рабаданова М.Р.

Цель занятия:  подготовка к выполнению задания №23, №24 ОГЭ. Задачи: Образовательные:  Систематизировать знания учащихся о солях и их свойствах; обобщить и расширить признаки химических реакций; повторить качественные реакции на ионы. Развивающие:  Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Воспитательные:  Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу. Используемое оборудование ИКТ:   компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, ПСХЭ Д.И. Менделеева. таблица

Цель занятия: подготовка к выполнению задания №23, №24 ОГЭ.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания учащихся о солях и их свойствах; обобщить и расширить признаки химических реакций; повторить качественные реакции на ионы.

Развивающие:

Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитательные:

Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.

Используемое оборудование ИКТ:   компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, ПСХЭ Д.И. Менделеева. таблица " Растворимость кислот, солей, оснований", карточки с заданиями, пробирки, таблица «Техника безопасности», реактивы.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые ученики!

  • Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  • Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок.
  • Нельзя приступать к работе, пока не пройден инструктаж по технике безопасности.
  • При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т.п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.
  • Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.
  • При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
  • Для переноса жидкости из одной емкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой.
  • Сосуды с реактивами после использования необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.
  • Запрещается брать твердые вещества руками: используйте для этого шпатель.
  • Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, направлять на себя пары или газы легким движением руки.
  • Перемешивая содержимое пробирки, запрещается закрывать ее отверстие пальцем руки: используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.
  • В случае разлива жидкости или рассыпания твердого вещества сообщите об этом учителю.
  • В случае ухудшения самочувствия сообщите об этом учителю.
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Дата проведения _________________ № Ф. И. О. учащегося 1.   2. Подпись инструктируемого     Подпись инструктирующего 3.            

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Дата проведения _________________

Ф. И. О. учащегося

1.

 

2.

Подпись инструктируемого

 

 

Подпись инструктирующего

3.

 

 

 

 

 

 

 ЗАДАНИЕ № 23 ОГЭ ПО ХИМИИ   Дан раствор сульфата меди (II), а также набор следующих реактивов: соляная кислота, цинк, хлорид бария, сульфат натрия, гидроксид магния.  Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух химических реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди (II), и укажите признаки их протекания.

ЗАДАНИЕ № 23 ОГЭ ПО ХИМИИ

Дан раствор сульфата меди (II), а также набор следующих реактивов: соляная кислота, цинк, хлорид бария, сульфат натрия, гидроксид магния.

Используя только реактивы из приведенного перечня, запишите молекулярные уравнения двух химических реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди (II), и укажите признаки их протекания.

Рекомендации к выполнению задания №23 ОГЭ  Внимательно прочитать условие к заданию. Выписать формулы всех перечисленных веществ. Составить 5 условных схем химических реакций между исследуемым соединением и предложенными реактивами. Выписать только 2 возможные реакции. Указать тип и признак каждой реакции.

Рекомендации к выполнению задания №23 ОГЭ

  • Внимательно прочитать условие к заданию.
  • Выписать формулы всех перечисленных веществ.
  • Составить 5 условных схем химических реакций между исследуемым соединением и предложенными реактивами. Выписать только 2 возможные реакции.
  • Указать тип и признак каждой реакции.
СОЛИ – это сложные вещества образованные катионом металла или аммония и анионом кислотного остатка. Общие химические свойства солей Соль1 + кислота1 = соль2 + кислота2  (более сильная (более слабая  кислота) кислота) 2. Соль1 (р) + щелочь = соль2 + основание 3. Соль1 (р) + соль2 (р) = соль3 + соль4 4. Соль1 + Ме1 = соль2 + Ме2  (более активн. (менее активн.  металл) металл)

СОЛИ – это сложные вещества образованные катионом металла или аммония и анионом кислотного остатка.

Общие химические свойства солей

  • Соль1 + кислота1 = соль2 + кислота2

(более сильная (более слабая

кислота) кислота)

2. Соль1 (р) + щелочь = соль2 + основание

3. Соль1 (р) + соль2 (р) = соль3 + соль4

4. Соль1 + Ме1 = соль2 + Ме2

(более активн. (менее активн.

металл) металл)

Условия протекания реакций обмена до конца  Выпадение осадка ( ) Выделение газа ( ) Образование слабого электролита (например Н 2 О)

Условия протекания реакций обмена до конца

  • Выпадение осадка ( )
  • Выделение газа ( )
  • Образование слабого электролита (например Н 2 О)
Закрепление вопроса №23 Вариант 1. Дан раствор карбоната натрия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата кальция, гидроксида калия, сульфата натрия, соляной кислоты и металлический цинк. Вариант 2. Дан раствор йодида калия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата свинца, нитрата серебра, хлорида калия, хлорида магния и фосфата калия. Вариант 3. Дан раствор хлорида железа(III), а также набор следующих реактивов: оксид железа(III), азотная кислота, растворы гидроксида калия, сульфата аммония и нитрата серебра. Вариант 4.   Дан раствор бромида меди(II), а также набор следующих реактивов: карбонат магния, азотная кислота, растворы нитрата натрия, гидроксида калия, нитрата серебра.  Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства исследуемого вещества

Закрепление вопроса №23

Вариант 1. Дан раствор карбоната натрия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата кальция, гидроксида калия, сульфата натрия, соляной кислоты и металлический цинк.

Вариант 2. Дан раствор йодида калия, а также набор следующих реактивов: водные растворы нитрата свинца, нитрата серебра, хлорида калия, хлорида магния и фосфата калия.

Вариант 3. Дан раствор хлорида железа(III), а также набор следующих реактивов: оксид железа(III), азотная кислота, растворы гидроксида калия, сульфата аммония и нитрата серебра.

Вариант 4.   Дан раствор бромида меди(II), а также набор следующих реактивов: карбонат магния, азотная кислота, растворы нитрата натрия, гидроксида калия, нитрата серебра.

Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства исследуемого вещества

Практическая часть (задание №24)  1. В результате реакции ........ наблюдается растворение цинка и выпадение..........осадка. Окраска раствора изменилась. 2. В результате реакции .......... наблюдается выпадение ........ осадка. Окраска раствора изменилась.

Практическая часть (задание №24)

1. В результате реакции ........ наблюдается растворение цинка и выпадение..........осадка. Окраска раствора изменилась.

2. В результате реакции .......... наблюдается выпадение ........ осадка. Окраска раствора изменилась.

 Ответ  1). 3CuSO 4 + 2AI Al 2 (SO 4 ) 3 + 3Cu  Серебристо- Красный  белый 2). Образуется осадок красного цвета; поверхность алюминия покрывается медью; реакция замещения, ОВР. 3). CuSO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + CuCl 2  Белый  4). Выпадает осадок белого цвета – сульфат бария, нерастворимый в кислотах; реакция обмена, не ОВР.

Ответ

1). 3CuSO 4 + 2AI Al 2 (SO 4 ) 3 + 3Cu

Серебристо- Красный

белый

2). Образуется осадок красного цвета; поверхность алюминия покрывается медью; реакция замещения, ОВР.

3). CuSO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + CuCl 2

Белый

4). Выпадает осадок белого цвета – сульфат бария, нерастворимый в кислотах; реакция обмена, не ОВР.

Домашнее задание. Вариант 1; вопрос 10; задание 23-24. К заданию 24 составить устный план проведения эксперимента.

Домашнее задание.

Вариант 1; вопрос 10;

задание 23-24.

К заданию 24 составить

устный план проведения эксперимента.

Рефлексия Анкета   1. На уроке я работал ---------------------- активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я -------------- доволен / не доволен 3. Урок для меня показался --------------- коротким / длинным 4. За урок я ----------------------------------- не устал / устал 5. Мое настроение -------------------------- 6. Материал урока мне был -------------- стало лучше / стало хуже понятен / не понятен   полезен / бесполезен   интересен / скучен 7. На ОГЭ к заданию 23 и 24 -------------   приступлю/не приступлю попробую/ ещё не знаю

Рефлексия

Анкета

 

1. На уроке я работал ----------------------

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я --------------

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался ---------------

коротким / длинным

4. За урок я -----------------------------------

не устал / устал

5. Мое настроение --------------------------

6. Материал урока мне был --------------

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

 

полезен / бесполезен

 

интересен / скучен

7. На ОГЭ к заданию 23 и 24 -------------

  приступлю/не приступлю

попробую/ ещё не знаю

Спасибо за работу на уроке Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок.

Спасибо

за работу на уроке

Скоро прозвенит звонок.

Пора заканчивать урок.