СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка ОГЭ по обществознанию. Иллюстрации примерами положений текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка ОГЭ по обществознанию. Иллюстрации примерами положений текста"»

ОГЭ 2023  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОГЭ 2023 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Задания 23.  Иллюстрация примерами положений текста

Задания 23. Иллюстрация примерами положений текста

Критерии оценивания выполнения задания Баллы Приведен ответ на первый вопрос и два примера 3 Приведен ответ на первый вопрос и один пример ИЛИ приведены только два примера 2 Приведён один пример ИЛИ приведено только пояснение 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведен ответ на первый вопрос и два примера

3

Приведен ответ на первый вопрос и один пример

ИЛИ приведены только два примера

2

Приведён один пример

ИЛИ приведено только пояснение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка. Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

Пояснение. Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами: 1.  Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился. 2.  Ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения к молодёжи. 3.  Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества. Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.

Пояснение.

Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:

1.  Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился.

2.  Ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего

поколения к молодёжи.

3.  Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.

Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.   Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей. Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм. (продолжение на следующем сайте)

Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм. (продолжение на следующем сайте)

Другой важнейший показатель оценки экономики государства  — валовой внутренний продукт  — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

Ещё один важнейший показатель  — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика  — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.

Пояснение. В правильном ответе должны быть названы меры и даны соответствующие пояснения, например:  1)  принятие законодательства, благоприятствующего развитию малого бизнеса (увеличится количество производимых товаров и услуг); 2)  введение налоговых льгот, льготное кредитование для предприятий (рост производства, и, соответственно, ВВП); 3)  поощрение создания, развития и внедрения новых технологий (удешевление себестоимости и рост выпуска товаров). Могут быть названы и пояснены другие меры.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы меры и даны соответствующие пояснения, например:

1)  принятие законодательства, благоприятствующего развитию малого бизнеса (увеличится количество производимых товаров и услуг);

2)  введение налоговых льгот, льготное кредитование для предприятий (рост производства, и, соответственно, ВВП);

3)  поощрение создания, развития и внедрения новых технологий (удешевление себестоимости и рост выпуска товаров).

Могут быть названы и пояснены другие меры.

Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

Рыночная экономика.

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

Пояснение. В ответе должны быть указаны следующие виды ресурсов: 1)  полезные ископаемые; 2)  капитал; 3)  знания и информация; 4)  земля. В документе не упомянут такой вид ресурсов как труд. Пример: в настоящее время Российская экономика испытывает дефицит рабочей силы по таким профессиям как строители, механизаторы и т. д. С этим связано привлечение иностранных рабочих на эти профессии. Может быть указан и иной пример.

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие виды ресурсов:

1)  полезные ископаемые;

2)  капитал;

3)  знания и информация;

4)  земля.

В документе не упомянут такой вид ресурсов как труд.

Пример: в настоящее время Российская экономика испытывает дефицит рабочей силы по таким профессиям как строители, механизаторы и т. д. С этим связано привлечение иностранных рабочих на эти профессии.

Может быть указан и иной пример.

Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.

Задатки и способности.

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т. е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

 

Пояснение. В ответе могут быть указаны следующие сферы: 1)  в сфере искусства (композитор, дирижер, исполнитель); 2)  в познании языков (переводчик); 3)  в сфере образования (преподаватель музыки). Могут быть названы следующие социальные условия: 1)  наличие музыкальной школы в районе проживания; 2)  любовь к музыке в семье.  Могут быть названы и иные сферы и условия.

Пояснение.

В ответе могут быть указаны следующие сферы:

1)  в сфере искусства (композитор, дирижер, исполнитель);

2)  в познании языков (переводчик);

3)  в сфере образования (преподаватель музыки).

Могут быть названы следующие социальные условия:

1)  наличие музыкальной школы в районе проживания;

2)  любовь к музыке в семье.

Могут быть названы и иные сферы и условия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!