Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ (задание 27) на примере мини-текстов.
Работа с мини-текстами способствует выработке у учащихся устойчивых
умений по нахождению и формулированию проблемы, поставленной в
тексте, а также по определению позиции автора относительно найденной Проблемы.
Советы:
1) Прочитав текст, пересказать его. В процессе пересказа становится ясно,
насколько верно ученик понял содержание. В качестве вывода рекомендуется
После пересказа
2) Сформулировать тему текста, т.е. определить, о чём говорится в тексте.
Оформить это удобно в виде конструкции «В тексте говорится о…»
Затем можно выполнить несколько заданий , которые помогут точнее
Сформулировать проблему.
Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ (27 задание)
- Преимущества работы с мини-текстами заключается в том, что небольшой по объёму материал позволяет проанализировать достаточно много текстов, затратив на это не очень большое количество времени и таким образом выработать устойчивые умения учащихся.
Схема сочинения
I Вступление.
II .1. Формулировка проблемы
2. Комментарий к проблеме.
3. Позиция автора по этой проблеме.
4. Отношение ученика к порзиции автора и обоснование
отношения.
III . Заключение
Схема сочинения
- I . Вступление
- II . 1.Формулировка проблемы
- 2. Колмментарий к проблеме:
- а) 1-ый пример-иллюстрация,
- б) пояснение к 1-му примеру,
- в) 2-ой пример-иллюстрация,
- г) пояснение ко 2-ому примеру,
- д) смысловая связь между примерами,
- е) анаплиз связи ежду примерами.\
- 3. Позиция автора по проблеме.
- 4. Отношение ученика к позиции автора и обоснование этого отношения.
- III . Заключение.
Как проблема связана с типом речи.
Заданиями, связанными с пониманием и точной формулировкой проблемы, являются также задания по определению типа речи
И задание по оценке предлагаемого предложения с точки зрения соответствия его содержанию текста (аналогичное задание 22).
Выполняя все эти задания, ученик должен разобраться в содержании текста для того, чтобы сформулировать главное – поставленную в тексте проблему.
Рекомендации по работе над нахождением проблемы.
Рекомендуется начинать работу над нахождением проблемы с определения главной мысли текста, то есть авторской позиции.
Затем ученик формулирует проблему в виде вопроса к этой главной мысли, ведь авторская позиция и есть ответ на вопрос, поставленный автором.
Такая пара «ответ-вопрос»/ «вопрос-ответ» делает рассуждения ученика логичными и не позволяет подменить существующую
проблему сходными.
Конечно, формулировать проблему можно и с помощью конструкции «проблема+сущ. в Род. П.» Однако в этом случае формулировки получаются более широкими по смыслу, и ученик в процессе работы над сочинением может изменить заявленный вначале аспект проблемы. Чтобы этого избежать, предлагается начинать всё-таки с вопроса к позиции автора (это более конкретная формулировка проблемы), а затем при желании переходить к более широкой формулировке.
Формулируем проблему и позицию автора
Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой)
1. Постарайтесь запомнить эту мысль.
2. Определите тему текста (о чём говорится?)
В тексте говорится о…__________________________________
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
______________________________________________________
4.Определите,соответствуетли данное высказывание содержанию текста.
Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже.
____________________________________________________
5. Определите главную мысль текста (позицию автора)
6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора.
Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой)
- 1. Постарайтесь запомнить эту мысль.
- 2. Определите тему текста (о чём говорится?)
- В тексте говорится об иностранных словах в русском языке
- 3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение ).
- 4.Определите,соответствует ли данное высказывание содержанию текста .(Не соответствует)
- Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже.
- 5. Определите главную мысль текста (позицию автора)
- (Иностранными словами нужно пользоваться только тогда, когда это необходимо, не злоупотреблять ими)
- 6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора. (Как нужно относиться к иностранным словам русского языка (Проблема отношения к иностранным словам)
Формулируем проблему и позицию автора.
Я считаю музыку величайшим искусством. Она договаривает то, что человек словами выразить не может.
(По книге Ю. Завадского «Рождение спектакля»).
Завадский Юрий Александрович (1894-1977) – советский актёр и режиссёр, педагог, народный артист СССР.
- Перескажите текст.
- Определите тему текста (о чём говорится в тексте?) В тексте говорится о музыке
- Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется описание. Нет, это рассуждение .
- Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Автор считает поэзию величайшим искусством - Не соответствует
- Определите главную мысль текста (позицию автора). - Музыка способна выразить то, что невозможно передать словами.
- Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора.
- Какова роль музыки в жизни человека? Почему музыка является величайшим искусством?
- (Проблема роли музыки в жизни человека).
Пишем комментарий к проблеме
При обучении написания комментария важно объяснить ученикам, что они должны отметить действия автора, которые он совершает, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме (размышляет, обращает внимание, отмечает,выделяет…)В комментарий должны быть включены 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которык важны для понимания проблемы, должно быть пояснено значение каждого примера, а также указана и проанализирована смысловая связь между ними. Перед созданием комментария важно установить, художественный это текс или публицистический.
,
Комментарий
Проблема
Как нужно относиться к природе? Именно этот вопрос стоит в центре внимания Ю. Друниной в предложенном для анализа тексте.
Комментарий.
Размышляя над поставленной проблемой, автор использует информацию из энциклопедии о внешнем виде, размере, местах обитания корсака. Писательница подчёркивает , что корсак « приносит большую пользу истреблением грызунов» (1-пример ), что очень важно в природе (пояснение)
Однако автор обращает внимание читателя на то, на сколько люди неблагодарны по отношению к животным. Она возмущена тем, что ( 2 пример) «человечество нещадно уничтожает корсаков», так как они «имеют промысловое значение»( пояснение).
Сопоставляя данные примеры, мы можем сделать вывод , что люди , несмотря на пользу, которую приносят корсаки, беспощадно уничтожают их, желая получить материальную выгоду.
Так автор подводит читателя к мысли о том, что отношение человека к природе должно быть разумным, ответственным, а не бездумным и потребительским (это позиция автора)
Пример текста для комментария
Обосновываем свою позицию
Структура обоснования своей позиции
- Переход от формулировки своей позиции к тексту с указанием автора и названия произведения , о котором пойдёт речь, например: « Подобную точку зрения мы встречаем в…», «В подтверждение этой точки зрения можно привести пример из произведения … »;
- Обращение к тексту (собственное обоснование);
- Вывод (позиция автора использованного текста).
Обоснование своей позиции
- Вспоминаю окна нашего дома. В цветочных горшках росли мамины любимые розовые примулы. Отцветая, они бледнели, синели, сохли и опадали. Листья на красных пушистых черенках тоже сохли, сменялись новыми.Цветы спешили расцвести вновь. Вечная весна домашних тропиков! А где-нибудь в жарких странахтакие примулы растут прямо из земли. Цветы на окне и большой фикус в кадке были словно послами из других стран. Мир един! (По книге воспоминаний В.Берестова «Светлые силы».
Работа над своей позицией
- Задание
- 6. Выразить собственную позицию по найденной проблеме (ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ВСЕГО ЗЕМНОГО НА ЗЕМЛЕ )
- 7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве обоснования. В качестве вывода после обоснования используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме (ответ на вопрос 7)
- Над проблемой единства всего живого на земле задумывался и писатель В. Берестов в книге «Светлые силы». Он вспоминает о любимых комнатных цветах своей мамы = розовых примулах. Листья и цветы на этих растениях , засыхая и опадая, сменялись новыми, создавая ощущение вечной весны. Комнатные примулы напоминают автору о таких же примулах, растущих в жарких странах в естественных условиях. Писатель, сравнивая эти растения, приходит к мысли , что всё живое на планете взаимосвязано, что мир един.
Тренажёр русский язык ЕГЭ
- При работе над презентацией «Подготовка к написанию сочинения 2022» использовано замечательное пособие Е.Н. Скрипки «Русский язык. Подготовка к написанию сочинения . Формулируем проблему и позицию автора. Пишем комментарий к проблеме.
- Обосновываем свою позицию по проблеме». Издательство 2Экзамен». Москва, 2022