СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация.Подготовкак написанию сочинения ЕГЭ на примере мини - тексов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация готовит учащихся на примере  мини- тектов учиться через позицию автора текста (художественного  и публицистического) определятьпроблему текста, а также  писать  комментарий к  проблеме и обосновывать   свою  позицию  попроблеме..В  основу  разрабоки  положенно пособие Скрипки Е.С.  "Тренажёр. Русский  язык. ЕГЭ".

Просмотр содержимого документа
«Презентация.Подготовкак написанию сочинения ЕГЭ на примере мини - тексов.»

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ  (задание 27) на примере мини-текстов. Работа с мини-текстами способствует выработке у учащихся устойчивых умений по нахождению и формулированию проблемы, поставленной в тексте, а также по определению позиции автора относительно найденной Проблемы. Советы: 1) Прочитав текст, пересказать его. В процессе пересказа становится ясно, насколько верно ученик понял содержание. В качестве вывода рекомендуется После пересказа 2) Сформулировать тему текста, т.е. определить, о чём говорится в тексте. Оформить это удобно в виде конструкции «В тексте говорится о…» Затем можно выполнить несколько заданий , которые помогут точнее Сформулировать проблему.

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ (задание 27) на примере мини-текстов.

Работа с мини-текстами способствует выработке у учащихся устойчивых

умений по нахождению и формулированию проблемы, поставленной в

тексте, а также по определению позиции автора относительно найденной Проблемы.

Советы:

1) Прочитав текст, пересказать его. В процессе пересказа становится ясно,

насколько верно ученик понял содержание. В качестве вывода рекомендуется

После пересказа

2) Сформулировать тему текста, т.е. определить, о чём говорится в тексте.

Оформить это удобно в виде конструкции «В тексте говорится о…»

Затем можно выполнить несколько заданий , которые помогут точнее

Сформулировать проблему.

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ (27 задание) Преимущества работы с мини-текстами заключается в том, что небольшой по объёму материал позволяет проанализировать достаточно много текстов, затратив на это не очень большое количество времени и таким образом выработать устойчивые умения учащихся.

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ (27 задание)

  • Преимущества работы с мини-текстами заключается в том, что небольшой по объёму материал позволяет проанализировать достаточно много текстов, затратив на это не очень большое количество времени и таким образом выработать устойчивые умения учащихся.
Схема сочинения I  Вступление. II .1. Формулировка проблемы  2. Комментарий к проблеме.  3. Позиция автора по этой проблеме.  4. Отношение ученика к порзиции автора и обоснование  отношения. III . Заключение

Схема сочинения

I Вступление.

II .1. Формулировка проблемы

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора по этой проблеме.

4. Отношение ученика к порзиции автора и обоснование

отношения.

III . Заключение

Схема сочинения I . Вступление II . 1.Формулировка проблемы  2. Колмментарий к проблеме: а) 1-ый пример-иллюстрация, б) пояснение к 1-му примеру, в) 2-ой пример-иллюстрация, г) пояснение ко 2-ому примеру, д) смысловая связь между примерами, е) анаплиз связи ежду примерами.\ 3. Позиция автора по проблеме. 4. Отношение ученика к позиции автора и обоснование этого отношения. III . Заключение.

Схема сочинения

  • I . Вступление
  • II . 1.Формулировка проблемы
  • 2. Колмментарий к проблеме:
  • а) 1-ый пример-иллюстрация,
  • б) пояснение к 1-му примеру,
  • в) 2-ой пример-иллюстрация,
  • г) пояснение ко 2-ому примеру,
  • д) смысловая связь между примерами,
  • е) анаплиз связи ежду примерами.\
  • 3. Позиция автора по проблеме.
  • 4. Отношение ученика к позиции автора и обоснование этого отношения.
  • III . Заключение.
Как проблема связана с типом речи. Заданиями, связанными с пониманием и точной формулировкой проблемы, являются также задания по определению типа речи  И задание по оценке предлагаемого предложения с точки зрения соответствия  его содержанию текста (аналогичное задание 22). Выполняя все эти задания, ученик должен разобраться в содержании текста для того, чтобы сформулировать главное – поставленную в тексте проблему.

Как проблема связана с типом речи.

Заданиями, связанными с пониманием и точной формулировкой проблемы, являются также задания по определению типа речи

И задание по оценке предлагаемого предложения с точки зрения соответствия его содержанию текста (аналогичное задание 22).

Выполняя все эти задания, ученик должен разобраться в содержании текста для того, чтобы сформулировать главное – поставленную в тексте проблему.

Рекомендации по работе над нахождением проблемы. Рекомендуется начинать работу над нахождением проблемы с определения главной мысли текста, то есть авторской позиции. Затем ученик формулирует проблему в виде вопроса к этой главной мысли, ведь авторская позиция и есть ответ на вопрос, поставленный автором. Такая пара «ответ-вопрос»/ «вопрос-ответ» делает рассуждения ученика логичными и не позволяет подменить существующую проблему сходными. Конечно, формулировать проблему можно и с помощью конструкции «проблема+сущ. в Род. П.» Однако в этом случае формулировки получаются более широкими по смыслу, и ученик в процессе работы над сочинением может изменить заявленный вначале аспект проблемы. Чтобы этого избежать, предлагается начинать всё-таки с вопроса к позиции автора (это более конкретная формулировка проблемы), а затем при желании переходить к более широкой формулировке.

Рекомендации по работе над нахождением проблемы.

Рекомендуется начинать работу над нахождением проблемы с определения главной мысли текста, то есть авторской позиции.

Затем ученик формулирует проблему в виде вопроса к этой главной мысли, ведь авторская позиция и есть ответ на вопрос, поставленный автором.

Такая пара «ответ-вопрос»/ «вопрос-ответ» делает рассуждения ученика логичными и не позволяет подменить существующую

проблему сходными.

Конечно, формулировать проблему можно и с помощью конструкции «проблема+сущ. в Род. П.» Однако в этом случае формулировки получаются более широкими по смыслу, и ученик в процессе работы над сочинением может изменить заявленный вначале аспект проблемы. Чтобы этого избежать, предлагается начинать всё-таки с вопроса к позиции автора (это более конкретная формулировка проблемы), а затем при желании переходить к более широкой формулировке.

Формулируем проблему и позицию автора Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой) 1. Постарайтесь запомнить эту мысль. 2. Определите тему текста (о чём говорится?)  В тексте говорится о…__________________________________ 3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). ______________________________________________________ 4.Определите,соответствуетли данное высказывание содержанию текста.  Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже. ____________________________________________________ 5. Определите главную мысль текста (позицию автора) 6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора.

Формулируем проблему и позицию автора

Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой)

1. Постарайтесь запомнить эту мысль.

2. Определите тему текста (о чём говорится?)

В тексте говорится о…__________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

______________________________________________________

4.Определите,соответствуетли данное высказывание содержанию текста.

Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже.

____________________________________________________

5. Определите главную мысль текста (позицию автора)

6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора.

Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой)   1. Постарайтесь запомнить эту мысль. 2. Определите тему текста (о чём говорится?)  В тексте говорится об иностранных словах в русском языке 3. Определите тип речи  (повествование, описание, рассуждение ). 4.Определите,соответствует ли данное высказывание содержанию текста .(Не соответствует)  Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже. 5. Определите главную мысль текста (позицию автора) (Иностранными словами нужно пользоваться только тогда, когда это необходимо, не злоупотреблять ими) 6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора. (Как нужно относиться к иностранным словам русского языка  (Проблема отношения к иностранным словам)

Не нужно открещиваться от иностранных слов, не нужно ими и злоупотреблять. (Л.Н. Толстой)

  • 1. Постарайтесь запомнить эту мысль.
  • 2. Определите тему текста (о чём говорится?)
  • В тексте говорится об иностранных словах в русском языке
  • 3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение ).
  • 4.Определите,соответствует ли данное высказывание содержанию текста .(Не соответствует)
  • Иностранными словами нужно пользоваться как можно реже.
  • 5. Определите главную мысль текста (позицию автора)
  • (Иностранными словами нужно пользоваться только тогда, когда это необходимо, не злоупотреблять ими)
  • 6. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора. (Как нужно относиться к иностранным словам русского языка (Проблема отношения к иностранным словам)
Формулируем проблему и позицию автора. Я считаю музыку величайшим искусством. Она договаривает то, что человек словами выразить не может.  (По книге Ю. Завадского «Рождение спектакля»). Завадский Юрий Александрович (1894-1977) – советский актёр и режиссёр, педагог, народный артист СССР.  Перескажите текст. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?) В тексте говорится о музыке Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется описание. Нет, это рассуждение . Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Автор считает поэзию величайшим искусством - Не соответствует Определите главную мысль текста (позицию автора). - Музыка способна выразить то, что невозможно передать словами. Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора. Какова роль музыки в жизни человека? Почему музыка является величайшим искусством? (Проблема роли музыки в жизни человека).

Формулируем проблему и позицию автора.

Я считаю музыку величайшим искусством. Она договаривает то, что человек словами выразить не может.

(По книге Ю. Завадского «Рождение спектакля»).

Завадский Юрий Александрович (1894-1977) – советский актёр и режиссёр, педагог, народный артист СССР.

  • Перескажите текст.
  • Определите тему текста (о чём говорится в тексте?) В тексте говорится о музыке
  • Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется описание. Нет, это рассуждение .
  • Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Автор считает поэзию величайшим искусством - Не соответствует
  • Определите главную мысль текста (позицию автора). - Музыка способна выразить то, что невозможно передать словами.
  • Определите проблему, поставив вопрос к позиции автора.
  • Какова роль музыки в жизни человека? Почему музыка является величайшим искусством?
  • (Проблема роли музыки в жизни человека).
Пишем комментарий к проблеме При обучении написания комментария важно объяснить ученикам, что они должны отметить действия автора, которые он совершает, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме (размышляет, обращает внимание, отмечает,выделяет…)В комментарий должны быть включены 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которык важны для понимания проблемы, должно быть пояснено значение каждого примера, а также указана и проанализирована смысловая связь между ними. Перед созданием комментария важно установить, художественный это текс или публицистический. ,

Пишем комментарий к проблеме

При обучении написания комментария важно объяснить ученикам, что они должны отметить действия автора, которые он совершает, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме (размышляет, обращает внимание, отмечает,выделяет…)В комментарий должны быть включены 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которык важны для понимания проблемы, должно быть пояснено значение каждого примера, а также указана и проанализирована смысловая связь между ними. Перед созданием комментария важно установить, художественный это текс или публицистический.

,

 Комментарий  Проблема Как нужно относиться к природе? Именно этот вопрос стоит в центре внимания Ю. Друниной в предложенном для анализа тексте. Комментарий. Размышляя над поставленной проблемой, автор использует  информацию из энциклопедии о внешнем виде, размере, местах обитания корсака. Писательница подчёркивает , что корсак « приносит большую пользу истреблением грызунов» (1-пример ), что очень важно в природе (пояснение)  Однако автор обращает внимание читателя на то, на сколько люди неблагодарны по отношению к животным. Она возмущена тем, что ( 2 пример) «человечество нещадно уничтожает корсаков», так как они «имеют промысловое значение»( пояснение). Сопоставляя  данные примеры, мы можем сделать вывод , что люди , несмотря на пользу, которую приносят корсаки, беспощадно уничтожают их, желая получить материальную выгоду. Так автор подводит читателя к мысли о том, что отношение человека к природе должно быть разумным, ответственным, а не бездумным и потребительским (это позиция автора)

Комментарий

Проблема

Как нужно относиться к природе? Именно этот вопрос стоит в центре внимания Ю. Друниной в предложенном для анализа тексте.

Комментарий.

Размышляя над поставленной проблемой, автор использует информацию из энциклопедии о внешнем виде, размере, местах обитания корсака. Писательница подчёркивает , что корсак « приносит большую пользу истреблением грызунов» (1-пример ), что очень важно в природе (пояснение)

Однако автор обращает внимание читателя на то, на сколько люди неблагодарны по отношению к животным. Она возмущена тем, что ( 2 пример) «человечество нещадно уничтожает корсаков», так как они «имеют промысловое значение»( пояснение).

Сопоставляя данные примеры, мы можем сделать вывод , что люди , несмотря на пользу, которую приносят корсаки, беспощадно уничтожают их, желая получить материальную выгоду.

Так автор подводит читателя к мысли о том, что отношение человека к природе должно быть разумным, ответственным, а не бездумным и потребительским (это позиция автора)

Пример текста для комментария

Пример текста для комментария

    Обосновываем свою позицию Структура обоснования своей позиции Переход от формулировки своей позиции к тексту с указанием автора и названия произведения , о котором пойдёт речь, например: « Подобную точку зрения мы встречаем в…», «В подтверждение этой точки зрения можно привести пример из произведения … »; Обращение к тексту (собственное обоснование); Вывод (позиция автора использованного текста).

    Обосновываем свою позицию

    Структура обоснования своей позиции

    • Переход от формулировки своей позиции к тексту с указанием автора и названия произведения , о котором пойдёт речь, например: « Подобную точку зрения мы встречаем в…», «В подтверждение этой точки зрения можно привести пример из произведения … »;
    • Обращение к тексту (собственное обоснование);
    • Вывод (позиция автора использованного текста).
    Обоснование своей позиции Вспоминаю окна нашего дома. В цветочных горшках росли мамины любимые розовые примулы. Отцветая, они бледнели, синели, сохли и опадали. Листья на красных пушистых черенках тоже сохли, сменялись новыми.Цветы спешили расцвести вновь. Вечная весна домашних тропиков! А где-нибудь в жарких странахтакие примулы растут прямо из земли. Цветы на окне и большой фикус в кадке были словно послами из других стран. Мир един! (По книге воспоминаний В.Берестова «Светлые силы».

    Обоснование своей позиции

    • Вспоминаю окна нашего дома. В цветочных горшках росли мамины любимые розовые примулы. Отцветая, они бледнели, синели, сохли и опадали. Листья на красных пушистых черенках тоже сохли, сменялись новыми.Цветы спешили расцвести вновь. Вечная весна домашних тропиков! А где-нибудь в жарких странахтакие примулы растут прямо из земли. Цветы на окне и большой фикус в кадке были словно послами из других стран. Мир един! (По книге воспоминаний В.Берестова «Светлые силы».
    Работа над своей позицией Задание 6. Выразить собственную позицию по найденной проблеме (ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ВСЕГО ЗЕМНОГО НА ЗЕМЛЕ ) 7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве обоснования. В качестве вывода после обоснования используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме (ответ на вопрос 7) Над проблемой единства всего живого на земле задумывался и писатель В. Берестов в книге «Светлые силы». Он вспоминает о любимых комнатных цветах своей мамы = розовых примулах. Листья и цветы на этих растениях , засыхая и опадая, сменялись новыми, создавая ощущение вечной весны. Комнатные примулы напоминают автору о таких же примулах, растущих в жарких странах в естественных условиях. Писатель, сравнивая эти растения, приходит к мысли , что всё живое на планете взаимосвязано, что мир един.

    Работа над своей позицией

    • Задание
    • 6. Выразить собственную позицию по найденной проблеме (ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА ВСЕГО ЗЕМНОГО НА ЗЕМЛЕ )
    • 7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве обоснования. В качестве вывода после обоснования используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме (ответ на вопрос 7)
    • Над проблемой единства всего живого на земле задумывался и писатель В. Берестов в книге «Светлые силы». Он вспоминает о любимых комнатных цветах своей мамы = розовых примулах. Листья и цветы на этих растениях , засыхая и опадая, сменялись новыми, создавая ощущение вечной весны. Комнатные примулы напоминают автору о таких же примулах, растущих в жарких странах в естественных условиях. Писатель, сравнивая эти растения, приходит к мысли , что всё живое на планете взаимосвязано, что мир един.
    Тренажёр  русский язык ЕГЭ При работе над презентацией «Подготовка к написанию сочинения 2022» использовано замечательное пособие Е.Н. Скрипки «Русский язык. Подготовка к написанию сочинения . Формулируем проблему и позицию автора. Пишем комментарий к проблеме. Обосновываем свою позицию по проблеме». Издательство 2Экзамен». Москва, 2022

    Тренажёр русский язык ЕГЭ

    • При работе над презентацией «Подготовка к написанию сочинения 2022» использовано замечательное пособие Е.Н. Скрипки «Русский язык. Подготовка к написанию сочинения . Формулируем проблему и позицию автора. Пишем комментарий к проблеме.
    • Обосновываем свою позицию по проблеме». Издательство 2Экзамен». Москва, 2022


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!