Просмотр содержимого документа
«Презентация "Поэтапное формирование умственных действий и понятий в теории проблемно-деятельностного обучения"»
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий проблемно-деятельностного обучения
Формирование понятий – ключевой вопрос в педагогике и психологии. Современной научной методологической основой является деятельностный подход к учению и усвоению знаний, который нашел воплощение в теории планомерного формирования умственных действий и понятий , заложенной Петром Яковлевичем Гальпериным.
Этапы формирования умственных действий (по Гальперину)
- Этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации у обучаемого
- этап составления схемы ориентировочной основы действия (системы указаний на то, как выполнить новое действие)
- этап выполнения действия в материальном или материализованном виде (практическое действие с реальными предметами)
- Этап формирования действия как внешнеречевого (все операции выполняются вслух)
- этап формирования действия во внешней речи про себя (то, что стало ученику хорошо известно, не проговаривается)
- этап выполнения действия в умственном плане
Большую работу по созданию деятельностной теории усвоения понятий провела Нина Федоровна Талызина. Её исследования позволили вскрыть механизмы формирования понятий.
С чего начинается формирование понятия?
Первый шаг – определение.
«Определение задаёт как-бы точку зрения – ориентировочную основу – для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый… это не конец усвоения понятия, а лишь первый шаг на его пути.»
- Второй шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами
- Третий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.
Дальнейшим развитием теории поэтапного формирования умственных действий и понятий стала теория проблемно-деятельностного обучения
Формирование понятийного аппарата невозможно без привлечения средств технологии проблемного обучения:
- создания проблемной ситуации
- использования проблемных задач, вопросов
- проблемного изложения материала,
- поисковых методов, эвристической беседы
«Проблемным мы называем обучение не потому, что материал учащиеся усваивают только путем решения проблем и "открытия" понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности , а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения.»
Махмутов Мирза Исмаилович Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975
Учитель заинтересован в создании такой системы заданий, которая позволит учащимся приобрести прочные знания, удовлетворить познавательные потребности.
Для того чтобы рассмотреть и выявить различные признаки понятия, на мой взгляд, важно:
- используя приёмы проблемного обучения, активизировать процесс мышления, стимулировать поисковую деятельность учащегося по изучению данного понятия
- предложить учащемуся назвать существенные признаки понятия , дать определение понятия
- посмотреть, насколько хорошо ученик оперирует данным понятием, произвести контроль его знаний
- выявить ошибки, произвести коррекцию с помощью специально подобранных заданий
- предложить учащемуся использовать знание данного понятия в незнакомой ситуации ( творческий уровень ).