СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Поэтапное формирование умственных действий и понятий в теории проблемно-деятельностного обучения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках программы «Совершенствование работы над понятием как средством познания через организацию проблемно-поисковой деятельности обучающихся» представлена презентация поясняющая теорию проблемно-деятельностного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Поэтапное формирование умственных действий и понятий в теории проблемно-деятельностного обучения"»

 Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий проблемно-деятельностного обучения

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий проблемно-деятельностного обучения

 Формирование понятий – ключевой вопрос в педагогике и психологии. Современной научной методологической основой является деятельностный подход к учению и усвоению знаний, который нашел воплощение в теории планомерного формирования умственных действий и понятий , заложенной Петром Яковлевичем Гальпериным.

Формирование понятий – ключевой вопрос в педагогике и психологии. Современной научной методологической основой является деятельностный подход к учению и усвоению знаний, который нашел воплощение в теории планомерного формирования умственных действий и понятий , заложенной Петром Яковлевичем Гальпериным.

Этапы формирования умственных действий (по Гальперину) Этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации у обучаемого этап составления схемы ориентировочной основы действия (системы указаний на то, как выполнить новое действие) этап выполнения действия в материальном или материализованном виде (практическое действие с реальными предметами)

Этапы формирования умственных действий (по Гальперину)

  • Этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации у обучаемого
  • этап составления схемы ориентировочной основы действия (системы указаний на то, как выполнить новое действие)
  • этап выполнения действия в материальном или материализованном виде (практическое действие с реальными предметами)
Этап формирования действия как внешнеречевого (все операции выполняются вслух) этап формирования действия во внешней речи про себя (то, что стало ученику хорошо известно, не проговаривается) этап выполнения действия в умственном плане
  • Этап формирования действия как внешнеречевого (все операции выполняются вслух)
  • этап формирования действия во внешней речи про себя (то, что стало ученику хорошо известно, не проговаривается)
  • этап выполнения действия в умственном плане
 Большую работу по созданию деятельностной теории усвоения понятий провела Нина Федоровна Талызина. Её исследования позволили вскрыть механизмы формирования понятий.

Большую работу по созданию деятельностной теории усвоения понятий провела Нина Федоровна Талызина. Её исследования позволили вскрыть механизмы формирования понятий.

 С чего начинается формирование понятия?  Первый шаг – определение.  «Определение задаёт как-бы точку зрения – ориентировочную основу – для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый… это не конец усвоения понятия, а лишь первый шаг на его пути.»

С чего начинается формирование понятия?

Первый шаг – определение.

«Определение задаёт как-бы точку зрения – ориентировочную основу – для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый… это не конец усвоения понятия, а лишь первый шаг на его пути.»

Второй шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами Третий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание  определения при выполнении различных действий с объектами.
  • Второй шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами
  • Третий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.
Дальнейшим развитием теории поэтапного формирования умственных действий и понятий стала теория проблемно-деятельностного обучения

Дальнейшим развитием теории поэтапного формирования умственных действий и понятий стала теория проблемно-деятельностного обучения

 Формирование понятийного аппарата невозможно без привлечения средств технологии проблемного обучения: создания проблемной ситуации использования проблемных задач, вопросов проблемного изложения материала, поисковых методов, эвристической беседы

Формирование понятийного аппарата невозможно без привлечения средств технологии проблемного обучения:

  • создания проблемной ситуации
  • использования проблемных задач, вопросов
  • проблемного изложения материала,
  • поисковых методов, эвристической беседы
 «Проблемным мы называем обучение не потому, что материал учащиеся усваивают только путем решения проблем и

«Проблемным мы называем обучение не потому, что материал учащиеся усваивают только путем решения проблем и "открытия" понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности , а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения.»

Махмутов Мирза Исмаилович Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975

 Учитель заинтересован в создании такой системы заданий, которая позволит учащимся приобрести прочные знания, удовлетворить познавательные потребности.

Учитель заинтересован в создании такой системы заданий, которая позволит учащимся приобрести прочные знания, удовлетворить познавательные потребности.

Для того чтобы рассмотреть и выявить различные признаки понятия, на мой взгляд, важно: используя приёмы проблемного обучения, активизировать процесс мышления, стимулировать поисковую деятельность учащегося по изучению данного понятия предложить учащемуся назвать существенные признаки понятия , дать определение понятия

Для того чтобы рассмотреть и выявить различные признаки понятия, на мой взгляд, важно:

  • используя приёмы проблемного обучения, активизировать процесс мышления, стимулировать поисковую деятельность учащегося по изучению данного понятия
  • предложить учащемуся назвать существенные признаки понятия , дать определение понятия
 посмотреть, насколько хорошо ученик оперирует данным понятием, произвести контроль его знаний выявить ошибки, произвести  коррекцию с помощью специально подобранных заданий предложить учащемуся использовать знание данного понятия в незнакомой ситуации ( творческий уровень ).

  • посмотреть, насколько хорошо ученик оперирует данным понятием, произвести контроль его знаний
  • выявить ошибки, произвести коррекцию с помощью специально подобранных заданий
  • предложить учащемуся использовать знание данного понятия в незнакомой ситуации ( творческий уровень ).