Просмотр содержимого документа
«Презентация портфолио»
МАКЕТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ СОЗДАТЬ ПОРТФОЛИО?
Языковой портфель (Sprachenportfolio) - пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка .
Языковой портфолио
Цели:
- формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России);
- формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы;
- формирование межкультурной компетенции учащихся.
Задачи:
- образовательная: повышает мотивацию учащегося в изучении ИЯ, учит его организовать свою самостоятельную работу, развивает навык рефлексии;
- педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося;
- социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу.
Разделы языкового портфолио
- языковой паспорт ( Sprachenpass) ;
- языковая биография (Sprachenbiografie) ;
- досье (Dossier) .
Языковой паспорт ( Sprachenpass)
- языковые навыки на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке/-ах в данный период времени;
- Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками, паспорт включает самооценку и оценку учителем языковых компетенций учащегося;
Разделы паспорта:
- пребывание за границей;
- проекты;
- языки обучения (билингвальное обучение) .
Языковая биография (Sprachenbiografie)
- фиксируется динамика роста языковой компетенции учащегося;
- отражаются достигнутые успехи и опыт межкультурного общения.
В языковой биографии учащийся определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки.
Досье (Dossier)
- работы, свидетельствующие об успехах учащегося в овладении языками : свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;
- «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками);
- автобиографические записи;
- список прочитанной литературы;
- работы по чтению, словарные работы;
- стихи и рассказы, написанные учащимся;
- индивидуальные и групповые проекты (картинки, коллажи, слайды, видео);
- работы, выполненные на компьютере;
- письма – деловые и личные;
- письменные доклады, рефераты;
- рекомендательные письма, награды.
Задачи учителя при оказании помощи ученику:
1. Учить ученика ставить перед собой конкретные учебные задачи на четверть, полугодие.
2. Учить ученика добиваться решения поставленных задач и помогать ему в этом.
3. Своевременно отмечать успехи учащегося.
4. Поддерживать интерес ученика к учебному труду.
5. Развивать уверенность ученика в себе на пути достижения школьных побед. Поощрять грамотами, дипломами и т. п.
6. Формировать самооценку учащегося при заполнении портфолио. Выбирать лучшие работы для портфолио.
7. Развивать общеучебные умения и навыки.
Памятки:
- рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.)
Рефлексия :
- оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле .
Памятки при составлении портфолио:
- учащийся самостоятельно отбирает документы для портфолио (принцип «добровольности» );
- учитель, родители должны оказывать поддержку при оформлении портфолио;
- тщательный отбор материалов (важно не их количество, а качество);
- сбор материалов осуществляется за весь период изучения иностранных языков;
- работа над портфолио это не разовая акция, а технология на протяжении всей профессиональной жизни;
- важней всего содержание и выдержанный стиль оформления портфолио , а не внешняя красота.
Преимущества портфолио:
- портфолио объединяет качественную и количественную оценку способностей учащегося;
- поощряется не только оценка, но и самооценка и самоанализ учащегося;
- портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика с целью оценки достижений;
- портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Недостатки портфолио:
- недостаток учебного времени при работе над портфолио;
- внедрение портфолио требует больше новых организационных и познавательных умений от учеников и учителей.
Секрет технологии портфолио :
- С помощью портфолио учитель реализует индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения.
- Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет проектировать обратную связь учителя с учениками.
- Работа с портфолио ведется так, что ученик организует самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения; оценивает свои достижения.
- Посредством языкового портфеля осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения.
- Языковой портфель усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности.
- Языковой портфель создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения иностранного языка.