СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Повесть "Прощание с Матёрой" Валентина Распутина".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Повесть "Прощание с Матёрой" Валентина Распутина".»

«Прощание с  Матёрой»  В. Распутина

«Прощание с Матёрой» В. Распутина

  Валентин Григорьевич Распутин посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей почти забытому понятию – нравственности, которая является основой для чувств и действий человека, а также помогает оценить свои и чужие поступки. Все его произведения объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее и внимательнее к другим людям, относится с любовью и уважением к своей Родине, к своей стране.   Повесть «Прощание с Матёрой» — драма народной жизни — была написана в 1976 году.

  Валентин Григорьевич Распутин посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей почти забытому понятию – нравственности, которая является основой для чувств и действий человека, а также помогает оценить свои и чужие поступки. Все его произведения объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее и внимательнее к другим людям, относится с любовью и уважением к своей Родине, к своей стране.

 

Повесть «Прощание с Матёрой» — драма народной жизни — была написана в 1976 году.

Действие повести происходит в деревне Матёра, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”.

Действие повести происходит в деревне Матёра, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит...”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”.

Какое впечатление производит Матёра? «Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь». (гл. 7) «Остров собирался жить долго».

Какое впечатление

производит Матёра?

«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь». (гл. 7) «Остров собирался жить долго».

«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению ». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.

«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению ». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матёра,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку. Должно уйти под воду всё: -дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких; -огороды-кормильцы; -кладбище, где покоятся души умерших; -луга, леса, цветы… Всё…

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матёра,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.

Должно уйти под воду всё:

-дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких;

-огороды-кормильцы;

-кладбище, где покоятся души умерших;

-луга, леса, цветы…

Всё…

Что значит для жителей острова Прощание с Матёрой? Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.

Что значит для

жителей острова

Прощание с Матёрой?

Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.

Эта деревня многое повидала на своем веку за три с лишним сотни лет. Но такое на её веку было в первый и, видно, теперь уж в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят.

Эта деревня многое повидала на своем веку за три с лишним сотни лет. Но такое на её веку было в первый и, видно, теперь уж в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят.

В чем идейно-художественный смысл 11 главы(сцена сенокоса) Сцена, ставшая смысловым узлом, поэтизирует жизнь. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовлетворение от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»:  её надо беречь, сохранить для потомков.  Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском  потопе . Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от  слова, от своего имени и памяти о нем.  Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии  получили не только художественное воплощение, а духовное  осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили -  и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю.  Любовь к Родине, к могилам родителей.

В чем идейно-художественный

смысл 11 главы(сцена сенокоса)

Сцена, ставшая смысловым узлом, поэтизирует жизнь. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовлетворение от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков.

Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском потопе . Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от слова, от своего имени и памяти о нем.

Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, а духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили -

и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю.

Любовь к Родине, к могилам родителей.

В повести «Прощание с Матёрой», как ни в каком другом произведении Распутина, равноправным действующим лицом становится природа, играющая огромную роль  с первой главы (обещание весны) по заключительную (туман, прячущий остров). Матёра - самостоятельная часть вселенной, модель мира, призванного жить, но приговорённого к уничтожению теми, кому сам этот мир дал право первого вздоха и готов принять вздох последний.

В повести «Прощание с Матёрой», как ни в каком другом произведении Распутина, равноправным действующим лицом становится природа, играющая огромную роль с первой главы (обещание весны) по заключительную (туман, прячущий остров). Матёра - самостоятельная часть вселенной, модель мира, призванного жить, но приговорённого к уничтожению теми, кому сам этот мир дал право первого вздоха и готов принять вздох последний.

  Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “ Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет её лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью.

  Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет её лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью.

     Матёра — символ жизни. Да, её затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

     Матёра — символ жизни. Да, её затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

Матёра стала для нас не только символом отчего дома,  но и России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга  о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине,  о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека. Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям даёт каждому из нас священное право называться Человеком, обрести духовную и нравственную состоятельность.

Матёра стала для нас не только символом отчего дома, но и России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.

Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям даёт каждому из нас священное право называться Человеком, обрести духовную и нравственную состоятельность.

«Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.» В.Распутин

«Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.»

В.Распутин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!