СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ППO. Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальной школе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены ключевые компетенции в формировании смыслового чтения, упражнения, игры, мероприятия, формы и методы работы по развитию читательских компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ППO. Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальной школе."»

« Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальных классах » МБОУ СОШ № 30 Богданова О.О 2018 г.

« Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальных классах »

МБОУ СОШ № 30

Богданова О.О

2018 г.

Проблемы развития чтения на современном этапе Анализ проблемного поля Определение основных направлений изменений образовательного процесса  Пропаганда чтения среди обучающихся в 2017 году Вхождение в проект «Читающая школа» : организация системной работы, создание читательской ауры.
  • Проблемы развития чтения на современном этапе
  • Анализ проблемного поля
  • Определение основных направлений изменений образовательного процесса
  • Пропаганда чтения среди обучающихся в 2017 году

Вхождение в проект «Читающая школа» : организация системной работы, создание читательской ауры.

Проблемы развития чтения в школе на современном этапе  Сужение цели развития читательской компетентности до технических навыков работы с текстом Развитие читательской компетентности (отбирать, понимать, организовывать информацию ) Акцент в образовании на развитие базовых компетенций Недостаточная сформированность основополагающей читательской компетентности   Низкий уровень читательской грамотности Уровень общекультурной и профессиональной компетентности

Проблемы развития чтения в школе на современном этапе

Сужение цели развития читательской компетентности до технических навыков работы с текстом

Развитие читательской компетентности (отбирать, понимать, организовывать информацию )

Акцент в образовании на развитие базовых компетенций

Недостаточная сформированность основополагающей читательской компетентности

Низкий уровень читательской грамотности

Уровень общекультурной и профессиональной компетентности

Воспитание Человека читающего через деятельность школы,  где процветает грамотность Идея: Цель:   формирование и развитие культуры чтения создание мотивационных и методических условий для формирования читательской культуры всех участников образовательного процесса  создание информационно-образовательной среды, способствующей развитию и поддержанию интереса к литературе и чтению  формирование языковой среды на основе использования лучших образцов литературы и русского литературного языка  повышение читательской компетентности коллектива  развитие инновационных компетенций через чтение Целевая группа. Учащиеся 4 класса

Воспитание Человека читающего через деятельность школы,

где процветает грамотность

Идея:

Цель:

  • формирование и развитие культуры чтения
  • создание мотивационных и методических условий для формирования читательской культуры всех участников образовательного процесса
  • создание информационно-образовательной среды, способствующей развитию и поддержанию интереса к литературе и чтению
  • формирование языковой среды на основе использования лучших образцов литературы и русского литературного языка
  • повышение читательской компетентности коллектива
  • развитие инновационных компетенций через чтение

Целевая группа.

  • Учащиеся 4 класса

Компетенция

Компетенция

Компетентность

Компетентность

Ключевые компетенции: ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые личностное самосовершенствование

Ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • личностное самосовершенствование
Образовательные компетенции: изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.

Образовательные компетенции:

  • изучать;
  • искать;
  • думать;
  • сотрудничать;
  • приниматься за дело;
  • адаптироваться.
 Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.   Ш.А.Амонашвили

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.

Ш.А.Амонашвили

Виды чтения Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать аналитическим или критическим. Но для чтения газет, журналов и художественной литературы такой способ подходит не всегда. Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения. Выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста. Чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом. Сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали.

Виды чтения

Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать аналитическим или критическим. Но для чтения газет, журналов и художественной литературы такой способ подходит не всегда.

Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения.

Выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста.

Чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом.

Сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали.

Виды упражнений: 1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения. 2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. 3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям. 4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению. 5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения. 6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного. 7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя». 8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению. 9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету.

Виды упражнений:

1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения.

2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению.

5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения.

6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного.

7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя».

8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению.

9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету.

  Препятствия, мешающие овладению быстрым чтением 1) Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. 2)Одной из особенностей чтения является артикуляция . Именно она существенно тормозит скорость чтения. 3) Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения . Чем больше у вас поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.

Препятствия, мешающие овладению быстрым чтением

1) Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

2)Одной из особенностей чтения является артикуляция . Именно она существенно тормозит скорость чтения.

3) Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения . Чем больше у вас поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.

 Техническая сторона чтения : Способ чтения Динамика скорости чтения Правильность чтения  Смысловая сторона чтения: Выразительность Понимание Темп чтения

Техническая сторона чтения :

  • Способ чтения
  • Динамика скорости чтения
  • Правильность чтения

Смысловая сторона чтения:

  • Выразительность
  • Понимание
  • Темп чтения
 Развитие скорочтения 1.Чтение вслух. 2.Чтение про себя. 3.Чтение жужжащее. 4.Чтение хором. 5.Чтение в темпе скороговорки. 6.Чтение « цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7. Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. 8.« Буксир» :  а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;  б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Развитие скорочтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение « цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

7. Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

8.« Буксир» :

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

9. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. 10. Чтение «канон» : один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона). 11. Чтение «спринт»: Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. 12. Чтение со счетом слов 13. Упражнение «разведка». учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

9. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.

10. Чтение «канон» : один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона).

11. Чтение «спринт»: Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

12. Чтение со счетом слов

13. Упражнение «разведка». учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

14 . Упражнение «Финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или предложения. 15. Чтение с речевыми помехами . Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку. 16. Чтение с простукиванием ритма . Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию. 17. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки). 18. « Инструкция ». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча. 1) Прочитай загадку 2) Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку. 19. « Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения.

14 . Упражнение «Финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или предложения.

15. Чтение с речевыми помехами . Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.

16. Чтение с простукиванием ритма . Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.

17. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

18. « Инструкция ». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

1) Прочитай загадку

2) Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.

19. « Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения.

20. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? 21. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию. 22. Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и  наоборот . 23. Чтение отрывка в перевернутом виде («Бешеная книга») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами). 24. Чтение отрывка через слово . 25. Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов . Условия прочтения специально оговариваются: каждое второе, каждое третье, подчеркнутые слова (обычно несущие смысловую нагрузку) и т. д. 26. Чтение по методике Кушнира .Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста.

20. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили?

21. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.

22. Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот .

23. Чтение отрывка в перевернутом виде («Бешеная книга») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами).

24. Чтение отрывка через слово .

25. Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов . Условия прочтения специально оговариваются: каждое второе, каждое третье, подчеркнутые слова (обычно несущие смысловую нагрузку) и т. д.

26. Чтение по методике Кушнира .Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста.

Упражнения для понимания смысла текста. 1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2 . Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части. Составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7. По иллюстрации определить содержание текста. 8. Составление диафильма . Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9. Выборочное чтение . Найди в тексте описание героя, природы и др. 10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

Упражнения для понимания смысла текста.

1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2 . Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части. Составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстрации к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма . Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

9. Выборочное чтение . Найди в тексте описание героя, природы и др.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливают текст. 14. Распространение предложений . В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно. 15. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.) Ученики фантазируют, как изменится содержание; б) придумать продолжение рассказа; в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. 16. Составление кроссвордов по тексту. 17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 18. Подбор загадок к словам из текста. 19. Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих тему текста. 20. Составление ребусов к словам из текста.

12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливают текст.

14. Распространение предложений . В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно.

15. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.) Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему.

16. Составление кроссвордов по тексту.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18. Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

Освоение учащимися стратегий работы  с различными типами текста Стратегия Недельное погружение Базовые Умение задавать вопросы Сравнение Компрессии текста Развития исследователь-ской деятельности 21

Освоение учащимися стратегий работы

с различными типами текста

Стратегия

Недельное погружение

Базовые

Умение задавать вопросы

Сравнение

Компрессии текста

Развития исследователь-ской деятельности

21

В.Шукшин Т. Штрассер Сердце матери Волна Работа библиотеки Книжные флешмобы. Частота проведения: 2 раза в год Дискуссионные клубы . Частота проведения: 2-3 раза в год Защита читательского формуляра .  Работа клуба «Лидер чтения» Частота проведения: 1 раз в четверть 22

В.Шукшин

Т. Штрассер

Сердце матери

Волна

Работа библиотеки

  • Книжные флешмобы. Частота проведения: 2 раза в год
  • Дискуссионные клубы . Частота проведения: 2-3 раза в год
  • Защита читательского формуляра .
  • Работа клуба «Лидер чтения»

Частота проведения: 1 раз в четверть

22

Читательская конференция «Всемирный день книги» «Книжный флешмоб»-опросник Свод этикетных правил при проведении читательской конференции Подготовка приветствий книге и друг к другу Презентации книг Рейтинг желанной книги Составление «золотой полки» книг Продвижение книги в поддержку  русского языка 22

Читательская конференция «Всемирный день книги»

  • «Книжный флешмоб»-опросник
  • Свод этикетных правил при проведении читательской конференции
  • Подготовка приветствий книге и друг к другу
  • Презентации книг
  • Рейтинг желанной книги
  • Составление «золотой полки» книг
  • Продвижение книги в поддержку

русского языка

22

Читательские конференции Развитие читательской компетентности учащихся через создание «золотых» полок чтения Класса Школы Семьи учителей Частота проведения: 2 раза в год 22

Читательские конференции

Развитие читательской компетентности учащихся через создание «золотых» полок чтения

  • Класса
  • Школы
  • Семьи
  • учителей

Частота проведения:

2 раза в год

22

Клуб семейного чтения Совместное обсуждение прочитанного «Войдём в мир книги вместе» Семейная гостиная 22

Клуб семейного чтения

Совместное обсуждение прочитанного

«Войдём в мир книги вместе»

Семейная гостиная

22

Проектная деятельность День русского языка Всемирный день поэзии Международный день родного языка «Давайте говорить правильно» Проектная деятельность в языковом пространстве 22

Проектная деятельность

  • День русского языка
  • Всемирный день поэзии
  • Международный день родного языка
  • «Давайте говорить правильно»
  • Проектная деятельность в языковом пространстве

22

Литературная гостиная, посвящённая М. Цветаевой «Виват Марина!» Проектный день, посвящённый творчеству М.Пришвина Проектные дни Все уроки и мероприятия посвящены деятельности выдающегося человека или погружению в изучение какого-либо объекта, предмета через книгу Проектный день 27

Литературная гостиная, посвящённая

М. Цветаевой «Виват Марина!»

Проектный день, посвящённый творчеству

М.Пришвина

Проектные дни

Все уроки и мероприятия посвящены деятельности выдающегося человека или погружению в изучение какого-либо объекта, предмета через книгу

Проектный день

27

Ух ты, Масленица В начале было Слово… Язык-объединенная духовная энергия народа. День славянской письменности Дни родного языка Проектный день 28

Ух ты, Масленица

В начале

было Слово…

Язык-объединенная духовная энергия народа.

День славянской письменности

Дни родного языка

Проектный день

28

Неделя русского языка и литературы Идея недели:  Частота проведения: один раз в год Формирование и развитие интереса к предметам – русский язык и литература развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся Выставка книг «Занимательный русский язык» Заочная викторина «В мире книг» Литературная игра «Что? Где? Когда?» Акция «Школьной библиотеке от чистого сердца» Конкурс чтецов «Осенняя природа в стихах русских поэтов» Конкурс инсценированной басни

Неделя русского языка и литературы

Идея недели:

Частота проведения:

один раз в год

Формирование и развитие интереса к предметам – русский язык и литература

развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся

  • Выставка книг «Занимательный русский язык»
  • Заочная викторина «В мире книг»
  • Литературная игра «Что? Где? Когда?»
  • Акция «Школьной библиотеке от чистого сердца»
  • Конкурс чтецов «Осенняя природа в стихах русских поэтов»
  • Конкурс инсценированной басни

Книга года Выбирают дети 28

Книга года Выбирают дети

28