« Развитие читательских компетенций учащихся на уроках в начальных классах »
МБОУ СОШ № 30
Богданова О.О
2018 г.
- Проблемы развития чтения на современном этапе
- Анализ проблемного поля
- Определение основных направлений изменений образовательного процесса
- Пропаганда чтения среди обучающихся в 2017 году
Вхождение в проект «Читающая школа» : организация системной работы, создание читательской ауры.
Проблемы развития чтения в школе на современном этапе
Сужение цели развития читательской компетентности до технических навыков работы с текстом
Развитие читательской компетентности (отбирать, понимать, организовывать информацию )
Акцент в образовании на развитие базовых компетенций
Недостаточная сформированность основополагающей читательской компетентности
Низкий уровень читательской грамотности
Уровень общекультурной и профессиональной компетентности
Воспитание Человека читающего через деятельность школы,
где процветает грамотность
Идея:
Цель:
- формирование и развитие культуры чтения
- создание мотивационных и методических условий для формирования читательской культуры всех участников образовательного процесса
- создание информационно-образовательной среды, способствующей развитию и поддержанию интереса к литературе и чтению
- формирование языковой среды на основе использования лучших образцов литературы и русского литературного языка
- повышение читательской компетентности коллектива
- развитие инновационных компетенций через чтение
Целевая группа.
Компетенция
Компетентность
Ключевые компетенции:
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социально-трудовые
- личностное самосовершенствование
Образовательные компетенции:
- изучать;
- искать;
- думать;
- сотрудничать;
- приниматься за дело;
- адаптироваться.
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш.А.Амонашвили
Виды чтения
Углубленное чтение, при котором большое внимание уделяется деталям. Такой вид чтения можно назвать аналитическим или критическим. Но для чтения газет, журналов и художественной литературы такой способ подходит не всегда.
Панорамное быстрое чтение становится возможным, только если вы в совершенстве овладели техникой быстрого чтения.
Выборочное чтение подразумевает, что внимание обращается на отдельные разделы текста.
Чтение-просмотр – это такой метод чтения, который необходим для первого, подчас поверхностного знакомства с текстом.
Сканирование текста – это быстрое его просматривание для того, чтобы найти интересующие детали.
Виды упражнений:
1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения.
2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению.
5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения.
6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного.
7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя».
8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению.
9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету.
Препятствия, мешающие овладению быстрым чтением
1) Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
2)Одной из особенностей чтения является артикуляция . Именно она существенно тормозит скорость чтения.
3) Быстрое чтение невозможно при малом поле зрения . Чем больше у вас поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.
Техническая сторона чтения :
- Способ чтения
- Динамика скорости чтения
- Правильность чтения
Смысловая сторона чтения:
- Выразительность
- Понимание
- Темп чтения
Развитие скорочтения
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение « цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.« Буксир» :
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
9. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.
10. Чтение «канон» : один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона).
11. Чтение «спринт»: Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
12. Чтение со счетом слов
13. Упражнение «разведка». учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
14 . Упражнение «Финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или предложения.
15. Чтение с речевыми помехами . Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
16. Чтение с простукиванием ритма . Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученик должен читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
17. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
18. « Инструкция ». Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.
1) Прочитай загадку
2) Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.
19. « Кто быстрее». На полу рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту глазами в поисках данного предложения.
20. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили?
21. Вертикально-слаломное чтение «Слалом». В течение20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.
22. Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот .
23. Чтение отрывка в перевернутом виде («Бешеная книга») Страница учебника переворачивается на 180 градусов (вверх ногами).
24. Чтение отрывка через слово .
25. Чтение отрывка с повторным произношением некоторых слов . Условия прочтения специально оговариваются: каждое второе, каждое третье, подчеркнутые слова (обычно несущие смысловую нагрузку) и т. д.
26. Чтение по методике Кушнира .Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста.
Упражнения для понимания смысла текста.
1 Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2 . Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части. Составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма . Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. Выборочное чтение . Найди в тексте описание героя, природы и др.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливают текст.
14. Распространение предложений . В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно.
15. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.) Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему.
16. Составление кроссвордов по тексту.
17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
18. Подбор загадок к словам из текста.
19. Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих тему текста.
20. Составление ребусов к словам из текста.
Освоение учащимися стратегий работы
с различными типами текста
Стратегия
Недельное погружение
Базовые
Умение задавать вопросы
Сравнение
Компрессии текста
Развития исследователь-ской деятельности
21
В.Шукшин
Т. Штрассер
Сердце матери
Волна
Работа библиотеки
- Книжные флешмобы. Частота проведения: 2 раза в год
- Дискуссионные клубы . Частота проведения: 2-3 раза в год
- Защита читательского формуляра .
- Работа клуба «Лидер чтения»
Частота проведения: 1 раз в четверть
22
Читательская конференция «Всемирный день книги»
- «Книжный флешмоб»-опросник
- Свод этикетных правил при проведении читательской конференции
- Подготовка приветствий книге и друг к другу
- Презентации книг
- Рейтинг желанной книги
- Составление «золотой полки» книг
- Продвижение книги в поддержку
русского языка
22
Читательские конференции
Развитие читательской компетентности учащихся через создание «золотых» полок чтения
- Класса
- Школы
- Семьи
- учителей
Частота проведения:
2 раза в год
22
Клуб семейного чтения
Совместное обсуждение прочитанного
«Войдём в мир книги вместе»
Семейная гостиная
22
Проектная деятельность
- День русского языка
- Всемирный день поэзии
- Международный день родного языка
- «Давайте говорить правильно»
- Проектная деятельность в языковом пространстве
22
Литературная гостиная, посвящённая
М. Цветаевой «Виват Марина!»
Проектный день, посвящённый творчеству
М.Пришвина
Проектные дни
Все уроки и мероприятия посвящены деятельности выдающегося человека или погружению в изучение какого-либо объекта, предмета через книгу
Проектный день
27
Ух ты, Масленица
В начале
было Слово…
Язык-объединенная духовная энергия народа.
День славянской письменности
Дни родного языка
Проектный день
28
Неделя русского языка и литературы
Идея недели:
Частота проведения:
один раз в год
Формирование и развитие интереса к предметам – русский язык и литература
развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся
- Выставка книг «Занимательный русский язык»
- Заочная викторина «В мире книг»
- Литературная игра «Что? Где? Когда?»
- Акция «Школьной библиотеке от чистого сердца»
- Конкурс чтецов «Осенняя природа в стихах русских поэтов»
- Конкурс инсценированной басни
Книга года Выбирают дети
28