«Практико-ориентированный подход в обучении детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
(Василий Александрович Сухомлинский )
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Сенсорное развитие ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. С трудом воспринимают простую инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера. Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая. Обучающиеся не соотносят образ предмета с его названием, затрудняются в определении на ощупь предметов. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Они частично знакомы с понятиями: верх, низ. Многие дети с трудом ориентируются на собственном теле, на листе бумаги. У них не сформированы временные представления: путают названия частей суток, времен года, не знают их последовательность.
Тактильная дорожка – это специальная поверхность, изготовленная из различных материалов и структур, таких как дерево, пластик, резина, велюр, искусственная трава и др. Дети, при ходьбе по тактильным дорожкам, испытывают различные ощущения подошвами стоп.
Игры с песком в сенсорной комнате решают такие задачи, как сохранение психического здоровья детей.
Данил и Ольга Александровна на сенсорном занятии играют с песком. Такие игры позволяют глубже познакомиться со свойствами предметов окружающего мира.
Предмет «Математические представления» для детей с ГУО.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.
Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Мной используется в работе индивидуальный подход в обучении предмету «Математические представления», передовые методы и компьютерные технологии, а также силиконовая насадка-тренажер на шариковую ручку для постановки письма у детей со слаборазвитой мелкой моторикой кистей рук.
Насадка –тренажер силиконовая на ручку для постановки руки.
Изучаем с Данилом цифру 5, прописываем по опорным точкам способом «рука в руке» ручкой с силиконовой насадкой-тренажером.
Изучаем с Катей цифру 5, прописываем по опорным точкам способом «рука в руке» ручкой с силиконовой насадкой-тренажером.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия».
Актуальность коррекционного курса «Предметно-практические действия» заключается в коррекции недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью, используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку предлагается специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Развиваем мелкую моторику с помощью сбора мелких игрушек.
Артур выкладывает солнце из прищепок и пуговиц!
Степа с воспитателем увлекательно занимаются на коррекционно-развивающем занятии составлением из пазлов Карлсона. Рядом находится коммуникатор для альтернативной коммуникации, Степа нажимает нужную картинку, чтобы сообщить о своем желании.
Предмет «Изобразительная деятельность».
«Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей с ГУО. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами; используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Данил на уроке по предмету «Изобразительная деятельность» гуашью раскрашивает обезьянку!
Данил раскрашивает гуашью зайца!
Открытый урок по предмету «Изобразительная деятельность» по теме: «Изготовление новогодней игрушки «Дед Мороз».
Наносим клей на детали новогодней игрушки «Дед Мороз»!
Обучающиеся нашего класса работают по штриховке заданной раскраски!
Слава работает на уроке ИЗО акварельными красками.
Предмет «Окружающий природный мир».
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Наблюдаем за птицами, изменением природных явлений.
Открытый урок по предмету «Окружающий природный мир» по теме «Узнавание домашних животных».
Дети внимательно смотрят фильм про животных!
Слава показывает игрушку лошади, подтверждая, что узнал ее на картинке учителя.
Предмет «Речь и альтернативные коммуникации».
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Артур на уроке «Речь и альтернативные коммуникации» пишет по опорным точкам и произносит букву М!
Повторение буквы А, конструирование по опорным точкам.
Слава с удовольствием делит слова на слоги с помощью картинок!
Расширяем кругозор! Артур и Ольга Александровна провели занятие в библиотеке!
Социализируемся, участвуя в праздниках! Катя танцует с классным руководителем на школьном празднике «Мы встречаем Новый год»!
Развиваем коммуникацию, участвуя в праздниках и конкурсах!
Артур участвует в конкурсе на быстрое преображение!
Участвуем в школьном конкурсе «Битва хоров»!
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Заострять внимание на позитивном.
- Проявлять интерес и доброжелательность к своим ученикам.
- Исключить сравнение ребенка с другими.
- Аргументировать необходимость ваших действий.
- Исключить наказание отрицательной отметкой.
- Исключить высказывание недовольства ученику при всем классе.
Успех в учебной деятельности - завтрашний успех в жизни!