Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи"»
Урок русского языка
Школа «Грамотея»
Багаж знаний
Выбрать транспорт
Внимание
Трудолюбие
Активность
Моё настроение
вы несколько взволнованы вы уверены в себе, настойчивы спокойны, уравновешены веселые, активные, стремитесь к общению
Имя
существительное Имя
прилагательное Местоимение
И
Е
И
Е
Е
И
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных, прилагательных и местоимений
Цель урока -
обобщить знания о правописании безударных окончаний склоняемых частей речи
Город «Существительное”
План:
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
Как изменяются имена существительные?
- Существительные бывают М.р., Ж.р., С.р.
- Изменяются по числам, по падежам (склоняются). Игра «Угадай падеж»
- Бывают 1-ого,2-ого и 3 –ого склонения
Склонение имён существительных
1 склонение
1 склонение
лиса
Ж.р. + М.р.
дерево
-а
-я
кот
2 склонение
лошадь
2 склонение
М.р. + Ср.р.
-о
-е
дядя
3
склонение
3 склонение
рожь
Ж.р.
Узнай, какое слово лишнее и по какому признаку?
- По дороге, к машине, навстречу сестре, у стола
- Около изгороди, в пустыне, с мебелью
- Соловей, ветвь, море, корень
Алгоритм работы :
Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:
Шаг 1
Определить падеж.
Шаг 2
Определить склонение.
Шаг 3
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже .
Шаг 4
По «волшебному» слову проверить окончание существительного
(1скл.- земля, 2скл.- окно, 3скл.- степь)
Работа в парах
Игра «Найди свою пару»
- Азбука – к мудрост .
- Своя земля
- Делу время,
- Трус своей
- потех . час
- тен . боится
- ступенька
- и в горст . мила
Проверь себя:
ступенька.
(Д.п.,3 скл.)
и
и
мила.
(П.п.,3 скл.)
е
час.
(Д.п.,1 скл.)
и
боится.
(Р.п.,3 скл.)
В копилку знаний!
Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными в том же склонении.
Слова – помощники для проверки:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
вода окно степь
земля конь печь
Физминутка
Село «Прилагательное»
Как изменяются имена прилагательные?
- По числам
- По родам
- По падежам
Вывод: какого рода, числа, падежа имя существительное, такого ………….. Существительное ……. именем прилагательным!
«Узнай героя».
1 пара
2 пара
на стар… болот…
с лягушачь… кож…
хрустальн… туфельку
3 пара
с мудр… совет…
на сказочн… балу
в густ.. чащ.
в прекрасн… царевну
у королевск… дворца
с вкусн… пирожк…
от добр… феи
к добр.. бабушк.
у широк.. тропинк.
1 пара
на стар ом болот е
с лягушачь ей кож ей
с мудр ым совет ом
в прекрасн ую царевну
2 пара.
хрустальн ую туфельку
на сказочн ом балу
у королевск ого дворца
от добр ой феи
3 пара
в густой чаще
с вкусными пирожками
к доброй бабушке
по широкой тропинке
В копилку знаний!
- Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
- Поставь вопрос к имени прилагательному от имени существительного.
- По ударному окончанию в вопросе узнай букву.
Пример: дорогу (как ую ?) долг ую , зимн юю
цветом (как им ?) син им , красн ым
Проверь!
По д о рог е к бабу ш к е П етя успел нарвать мног о земл я ники. На брал целую к о рзину гри б ко в . М о лоденьк ие б е рё з ки нежно ш е лестели листвой ему всле д .
Царство Местоимение.
ОНО
Я
ТЫ
МЫ
ОН
ОНА
ВЫ
ОНИ
Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил… рыбку золотую и сказал… ласковое слово.
На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать… велела.
«Не посмел … взять с … выкуп, так пустил … в синее море».
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.
На него старуха взглянула, лишь с очей прогнать его велела.
«Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».
Школа «Грамотея»
« Милые дети, объясните мне, зачем нужно изучать склоняемые части речи?»
Оценочный лист
- Мне на уроке было…….
- Я понял (а) ……
- Особенно мне понравилось……
- Мне было трудно(легко)……..
- Хочу оценить работу…..
Домашнее задание
Сочините сказку:
- 1 ряд - про Имя существительное
- 2 ряд - про Имя прилагательное
- 3 ряд – про Местоимение
Спасибо за урок!