СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Правописание имён числительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правописание имён числительных"»

Имя числительное.  Урок русского языка в 10 классе

Имя числительное. Урок русского языка в 10 классе

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ  повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;  формировать речь учащихся;  совершенствовать навыки аналитической работы со словом.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
  • формировать речь учащихся;
  • совершенствовать навыки аналитической работы со словом.

Имя числительное  как часть речи. Обозначает - количество (сколько?)  - порядок (какой?)  предметов при счёте

Имя числительное как часть речи.

  • Обозначает
  • - количество (сколько?)
  • - порядок (какой?)

предметов при счёте

Разряды имён числительных Количественные: целые - с учётом словообразовательных особенностей - простые (два, тринадцать, двадцать, сорок, сто) - сложные  (пятьдесят-восемьдесят; двести-девятьсот) - составные (сто сорок два, триста четыре, две тысячи девяносто, пять миллионов)

Разряды имён числительных

  • Количественные: целые - с учётом словообразовательных особенностей
  • - простые (два, тринадцать, двадцать, сорок, сто)
  • - сложные (пятьдесят-восемьдесят; двести-девятьсот)
  • - составные (сто сорок два, триста четыре, две тысячи девяносто, пять миллионов)
Разряды имён числительных Дробные: три восьмых, шесть десятых, одна вторая; ноль целых двадцать пять сотых. С обирательные:  двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро;  реже употребляются : восьмеро-десятеро + оба (м.\ср.)- об о ими, обе (ж.)- об е ими

Разряды имён числительных

  • Дробные: три восьмых, шесть десятых, одна вторая; ноль целых двадцать пять сотых.
  • С обирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро;

реже употребляются : восьмеро-десятеро

+ оба (м.\ср.)- об о ими, обе (ж.)- об е ими

Употребление собирательных числительных (двое - пятеро,.. десятеро) с существительными  мужского и общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные степени, воинские звания) обозначающими детёнышей животных: трое лисят имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц «дети, ребята, люди, лицо [ человек ] »: трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей с прилагательными и причастиями в значении сущ .: двое неизвестных, четверо задержанных с местоимениями мы, вы, они : вас двое, их трое  с числительными : С емеро одного не ждут .

Употребление собирательных числительных (двое - пятеро,.. десятеро)

  • с существительными
  • мужского и общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные степени, воинские звания)
  • обозначающими детёнышей животных: трое лисят
  • имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц
  • «дети, ребята, люди, лицо [ человек ] »: трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей
  • с прилагательными и причастиями в значении сущ .: двое неизвестных, четверо задержанных
  • с местоимениями мы, вы, они : вас двое, их трое
  • с числительными : С емеро одного не ждут .
Разряды имён числительных Порядковые: ( сорок второй, сто тринадцатый, о двадцать пятом декабря) всегда склоняется только последнее слово  35-миллионный  (тридцатипятимиллионный)

Разряды имён числительных

  • Порядковые:

( сорок второй, сто тринадцатый, о двадцать пятом декабря)

  • всегда склоняется только последнее слово
  • 35-миллионный

(тридцатипятимиллионный)

Основные правила правописания 15-19 – Ь :  шес т надцат ь  50 Ь 80 : пят ь деся т , шест ь деся т 500 Ь 900: восем ь со т , девят ь со т оди нн адцать; четыр ьмя (в форме Т.п.) 300 и 400 = А (в форме Им. п.) 40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.) сорок о ножка, сорок а ведёрный девяност о летие, девяност о литровый

Основные правила правописания

  • 15-19 – Ь : шес т надцат ь
  • 50 Ь 80 : пят ь деся т , шест ь деся т
  • 500 Ь 900: восем ь со т , девят ь со т
  • оди нн адцать; четыр ьмя (в форме Т.п.)
  • 300 и 400 = А (в форме Им. п.)
  • 40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.)
  • сорок о ножка, сорок а ведёрный
  • девяност о летие, девяност о литровый
Склонение имён числительных. И-В ст о сорок  восем ь Р ст а сорок а восьм и Д ст а сорок а восьм и Т ст а сорок а восьмь ю П ст а сорок а восьм и

Склонение имён числительных.

  • И-В ст о сорок восем ь
  • Р ст а сорок а восьм и
  • Д ст а сорок а восьм и
  • Т ст а сорок а восьмь ю
  • П ст а сорок а восьм и
Склонение имён числительных. И-В тр и ст а шестьдесят два Р тр ёх сот шест и десят и дв ух Д тр ём ст ам шест и десят и дв ум Т тр емя ст ами шесть ю десять ю дв умя П о тр ёх ст ах шест и десят и дв ух

Склонение имён числительных.

  • И-В тр и ст а шестьдесят два
  • Р тр ёх сот шест и десят и дв ух
  • Д тр ём ст ам шест и десят и дв ум
  • Т тр емя ст ами шесть ю десять ю дв умя
  • П о тр ёх ст ах шест и десят и дв ух
Склонение имён числительных. И-В об а об е Р об о их об е их Д об о им об е им Т об о ими об е ими П об об о их об об е их

Склонение имён числительных.

  • И-В об а об е
  • Р об о их об е их
  • Д об о им об е им
  • Т об о ими об е ими
  • П об об о их об об е их
ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ Тр … йник ( ? ), ми … иард ( ? ) двойняшки( ? ), дважды ( ? ) несколько( ? ), шестеро ( ? ) девят … сот пят … десят  восем … ( ? ) трехсотсорок … ми … иардный ( ? ) п … тиэтажный ( ? ), четверка ( ? ) трижды( ? ), двойственный ( ? ) удвоить( ? ), полуторное ( ? )

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Тр … йник ( ? ), ми … иард ( ? )

двойняшки( ? ), дважды ( ? )

несколько( ? ), шестеро ( ? )

девят … сот пят … десят восем … ( ? )

трехсотсорок … ми … иардный ( ? )

п … тиэтажный ( ? ), четверка ( ? )

трижды( ? ), двойственный ( ? )

удвоить( ? ), полуторное ( ? )

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ Тр о йник ( сущ. ), ми лл иард( числ. ) двойняшки( сущ. ), дважды( нар. ) несколько( мест. ), шестеро( числ. ) девят ь сот пят ь десят  восем ь ( чис ) трехсотсорок а ми лл иардный ( числ. ) п я тиэтажный ( прил. ), четверка( сущ ) трижды( нар. ), двойственный( прил. ) удвоить( глаг. ), полуторное( прил. )

ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Тр о йник ( сущ. ), ми лл иард( числ. )

двойняшки( сущ. ), дважды( нар. )

несколько( мест. ), шестеро( числ. )

девят ь сот пят ь десят восем ь ( чис )

трехсотсорок а ми лл иардный ( числ. )

п я тиэтажный ( прил. ), четверка( сущ )

трижды( нар. ), двойственный( прил. )

удвоить( глаг. ), полуторное( прил. )

Правописание порядковых числительных   Задание. Запишите словами:  25. 000. 000 – ый;  120. 000 – ый;  407. 000. 000. 000 – ый;  3,5 – ый;  5, 5 – ый.

Правописание порядковых числительных

Задание. Запишите словами:

25. 000. 000 – ый;

120. 000 – ый;

407. 000. 000. 000 – ый;

3,5 – ый;

5, 5 – ый.

 Проверка   двадцат и п я т и ми лл ио нны й стодвадцатитысячный четырехсотсемими лл иардный трехсполови нн ый пятисполови нн ый

Проверка

двадцат и п я т и ми лл ио нны й

стодвадцатитысячный

четырехсотсемими лл иардный

трехсполови нн ый

пятисполови нн ый

Порядковые числительные 120 - тысячный 25 - миллионный 340 - миллиардный 1000 - летие, 90 - летний 40 - километровый, ТУ-154.

Порядковые числительные

120 - тысячный

25 - миллионный

340 - миллиардный

1000 - летие, 90 - летний

40 - километровый, ТУ-154.

Склонение порядковых числительных  Просклоняйте числительное  «2023 год»

Склонение порядковых числительных

Просклоняйте числительное

«2023 год»

  Проверка    И. дв е тысяч и двадцать третий год Р. дв е тысяч и двадцать третьего года Д. дв е тысяч и двадцать третьем году В. дв е тысяч и двадцать третий год Т. дв е тысяч и двадцать третьим годом П. (о) дв е тысяч и двадцать третьем годе

Проверка

И. дв е тысяч и двадцать третий год

Р. дв е тысяч и двадцать третьего года

Д. дв е тысяч и двадцать третьем году

В. дв е тысяч и двадцать третий год

Т. дв е тысяч и двадцать третьим годом

П. (о) дв е тысяч и двадцать третьем годе

Согласование частей речи два больш…  дома три жирн…  пятна две огромн…  тучи три нов…  книги четыре чист…  окна три неразлучн…  друга два интересн…  фильма

Согласование частей речи

  • два больш… дома
  • три жирн… пятна
  • две огромн… тучи
  • три нов… книги
  • четыре чист… окна
  • три неразлучн… друга
  • два интересн… фильма
Согласование частей речи два больш их дома м.р. три жирн ых пятна с.р. две огромн ые тучи ж.р. три нов ые книги ж.р. четыре чист ых окна с.р. три неразлучн ых друга м.р. два интересн ых фильма м.р.

Согласование частей речи

  • два больш их дома м.р.
  • три жирн ых пятна с.р.
  • две огромн ые тучи ж.р.
  • три нов ые книги ж.р.
  • четыре чист ых окна с.р.
  • три неразлучн ых друга м.р.
  • два интересн ых фильма м.р.
НАЙДИ ОШИБКУ 1. Среди депутатов было четверо женщин. 2. У обоих ворот выставили часовых. 3. За день депутат успевал выслушивать  тридцать четырех человек. 4. По накладной следовало выдать 22  ножниц для ателье. 5. Груздь содержит в своей шляпе 32,2  процентов белков. 6. В этом году город отметил шестьсотлетие .

НАЙДИ ОШИБКУ

1. Среди депутатов было четверо женщин.

2. У обоих ворот выставили часовых.

3. За день депутат успевал выслушивать

тридцать четырех человек.

4. По накладной следовало выдать 22

ножниц для ателье.

5. Груздь содержит в своей шляпе 32,2

процентов белков.

6. В этом году город отметил шестьсотлетие .

ПРОВЕРКА 1. … четыр е женщины 2. У тех и других ворот… 3. …тридцать четыр е человек а 4. …22 пары ножниц… 5. …32,2 процент а белков. 6. …шест и сотлетие.

ПРОВЕРКА

1. … четыр е женщины

2. У тех и других ворот…

3. …тридцать четыр е человек а

4. …22 пары ножниц…

5. …32,2 процент а белков.

6. …шест и сотлетие.

 ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ 1.Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят. 2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок. 3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ

1.Четверо котят, семеро девчат, двое

ребят, пятеро тигрят.

2. Пара носков, пара чулков, четверо

суток, пара валенок.

3. Трое мужчин, двое друзей, трое

старушек, две подружки.

 ПРОВЕРКА    1.Четверо котят, семеро девчат , двое ребят, пятеро тигрят. 2. Пара носков, пара чулков , четверо суток, пара валенок. 3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек , две подружки.

ПРОВЕРКА

1.Четверо котят, семеро девчат , двое

ребят, пятеро тигрят.

2. Пара носков, пара чулков , четверо

суток, пара валенок.

3. Трое мужчин, двое друзей, трое

старушек , две подружки.

ПОЛТОРА ? ПОЛТОРЫ Полтор … минуты полтор … часа полтор … яблока полтор … недели полтор … гектара полтор … секунды

ПОЛТОРА ? ПОЛТОРЫ

  • Полтор … минуты
  • полтор … часа
  • полтор … яблока
  • полтор … недели
  • полтор … гектара
  • полтор … секунды
   ПРОВЕРКА    Полтор ы минуты ж.р.  полтор а часа м.р  полтор а яблока с.р.  полтор ы недели ж.р.  полтор а гектара м.р.  полтор ы секунды ж.р .

ПРОВЕРКА

  • Полтор ы минуты ж.р.
  • полтор а часа м.р
  • полтор а яблока с.р.
  • полтор ы недели ж.р.
  • полтор а гектара м.р.
  • полтор ы секунды ж.р .
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ  ОДИН…АДЦАТЬ,  МИЛ…ИАРД,  ШЕС…НАДЦАТЬ,  ВОСЕМ…СОТ,  ЧЕТЫРНАДЦАТ… ,  ПЯТЬ (СЕДЬМЫХ),  (64) ТЫСЯЧНЫЙ,  (СЕМИ)СОТЫЙ, (СТО)СОРОК..(ПЯТИ)МИЛ…ИОННЫЙ (СОРОК…)ЛЕТНИЙ ПЯТЬ ТЫСЯЧ… ТРИСТ…СЕМ…ДЕСЯТ ВОСЕМЬ (ТРЕХ)ТОННЫЙ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

ОДИН…АДЦАТЬ,

МИЛ…ИАРД,

ШЕС…НАДЦАТЬ,

ВОСЕМ…СОТ,

ЧЕТЫРНАДЦАТ… ,

ПЯТЬ (СЕДЬМЫХ),

(64) ТЫСЯЧНЫЙ,

(СЕМИ)СОТЫЙ,

(СТО)СОРОК..(ПЯТИ)МИЛ…ИОННЫЙ

(СОРОК…)ЛЕТНИЙ

ПЯТЬ ТЫСЯЧ… ТРИСТ…СЕМ…ДЕСЯТ ВОСЕМЬ

(ТРЕХ)ТОННЫЙ

РАБОТА С ТЕКСТОМ  РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИШИТЕ СЛОВАМИ . Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил. Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.

РАБОТА С ТЕКСТОМ РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИШИТЕ СЛОВАМИ .

  • Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил.
  • Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
  • Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
  • Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ОДИННАДЦАТЬ,  ШЕСТНАДЦАТЬ, ВОСЕМЬСОТ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПЯТЬ СЕДЬМЫХ ШЕСТИДЕСЯТИЧЕТЫРЕХТЫСЯЧНЫЙ СЕМИСОТЫЙ СОРОКАЛЕТНИЙ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ ТРЕХЭТАЖНЫЙ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ОДИННАДЦАТЬ,

ШЕСТНАДЦАТЬ,

ВОСЕМЬСОТ

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ

ПЯТЬ СЕДЬМЫХ

ШЕСТИДЕСЯТИЧЕТЫРЕХТЫСЯЧНЫЙ

СЕМИСОТЫЙ

СОРОКАЛЕТНИЙ

ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ

ТРЕХЭТАЖНЫЙ

Правильный вариант Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Они наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляют семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так появилась семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас .

Правильный вариант

  • Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
  • Они наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляют семь небесных светил.
  • Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств.
  • Так появилась семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!