Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
ВВЕДЕНИЕ
Информация является объектом правового регулирования . Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.
ВОПРОСЫ :
- Дайте определение понятия авторское право.
- Запишите основные компоненты права собственности.
- Перечислите основные законодательные акты в правовой сфере.
- Дайте определение понятию правонарушение и перечислите его основные виды.
- Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере.
- Дайте характеристику программным методам защиты.
Правовые нормы, относящиеся к информации
Правовые нормы, относящиеся к информации
Авторское право — отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, касающиеся интеллектуальной собственности.
Правовые нормы, относящиеся к информации
Система источников авторского права представляет достаточно целостную совокупность законодательных актов, регулирующих авторские отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
Правовые нормы, относящиеся к информации
Право собственности состоит из трех важных компонентов:
- право распоряжения состоит в том, что только субъект - владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена;
- право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять;
- право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Правовые нормы, относящиеся к информации
Любой субъект - пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.
Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем.
Правовые нормы, относящиеся к информации Законодательные акты РФ
Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»
дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование.
Правовые нормы, относящиеся к информации
Закон Российской Федерации №149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу и производство информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Правовые нормы, относящиеся к информации
В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» . Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными:
- неправомерный доступ к компьютерной информации;
- создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
- умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и сетей.
Правовые нормы защиты информации
В 2002 году был принят закон «Об электронно-цифровой подписи» , который стал законодательной основой электронного документооборота в России.
В 2006 году вступил в силу закон №152-0Ф3 «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных (с использованием средств автоматизации или без использования таких) в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни.
Правонарушения в информационной сфере
Правонарушения в информационной сфере
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Правонарушения в информационной сфере
Преступления в сфере информационных технологий включают:
- распространение вредоносных вирусов;
- взлом паролей;
- кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов;
- распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.
Правонарушения в информационной сфере
Основные правонарушения:
- пиратское копирование и распространение;
- несанкционированный доступ;
- изменение или уничтожение информации (негативные последствия в медицине, оборонной, атомной промышленности);
- распространение вирусных программ;
- компьютерное мошенничество (похищение и использование паролей, похищение банковских реквизитов).
Классификация компьютерных преступлений
- Преступления, связанные с вмешательством в работу ПК
- Преступления, использующие ПК в качестве «средства» достижения цели
Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере
Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере
К мерам относятся:
- охрана вычислительного центра;
- тщательный подбор персонала;
- исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком;
- наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя;
Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере
К мерам относятся:
- организация обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или людьми;
- универсальность средств защиты от всех пользователей;
- возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра;
- выбор места расположения центра и т.п.
Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере
А так же:
разработка норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов, совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства.
Меры предупреждения правонарушений в информационной сфере
1. Криптографическое закрытие информации
- выбор рациональных систем шифрования для надёжного закрытия информации;
- обоснование путей реализации систем шифрования в автоматизированных системах;
- разработка правил использования криптографических методов защиты в процессе функционирования автоматизированных систем;
- оценка эффективности криптографической защиты.
2. Шифрование
Шифрование заменой (иногда употребляется термин «подстановка») заключается в том, что символы шифруемого текста заменяются символами другого или того же алфавита в соответствии с заранее обусловленной схемой замены.
3. Аппаратные методы защиты
- специальные регистры для хранения реквизитов защиты: паролей, идентифицирующих кодов, грифов или уровней секретности;
- генераторы кодов, предназначенные для автоматического генерирования идентифицирующего кода устройства;
- устройства измерения индивидуальных характеристик человека (голоса, отпечатков) с целью его идентификации;
3. Аппаратные методы защиты
- специальные биты секретности, значение которых определяет уровень секретности информации, хранимой в ЗУ, которой принадлежат данные биты;
- схемы прерывания передачи информации в линии связи с целью периодической проверки адреса выдачи данных.
4. Программные методы защиты
- идентификация технических средств (терминалов, устройств группового управления вводом-выводом, ЭВМ, носителей информации), задач и пользователей;
- определение прав технических средств (дни и время работы, разрешенная к использованию задачи) и пользователей;
- контроль работы технических средств и пользователей;
- регистрация работы технических средств и пользователей при обработки информации ограниченного использования.
4. Программное методы защиты
- уничтожение информации в ЗУ после использования;
- сигнализации при несанкционированных действиях;
- вспомогательные программы различного значения: контроля работы механизма защиты, проставление грифа секретности на выдаваемых документах.
5. Резервное копирование
- заключается в хранение копии программ в носителе: стримере, гибких носителей оптических дисках, жестких дисках;
- проводится для сохранения программ от повреждений ( как умышленных, так и случайных), и для хранения редко используемых файлов.
6. Физические меры защиты
- физическая изоляция сооружений, в которых устанавливается аппаратура автоматизированной системы, от других сооружений;
- ограждение территории вычислительных центров заборами на таких расстояниях, которые достаточно для исключения эффективной регистрации электромагнитных излучений, и организации систематического контроля этих территорий;
6. Физические меры защиты
- организация контрольно-пропускных пунктов у входов в помещения вычислительных центров или оборудованных входных дверей специальными замками, позволяющими регулировать доступ в помещения;
- организация системы охранной сигнализации.
7. Организационные меры
- мероприятия, осуществляемые при проектирование, строительстве и оборудовании вычислительных центров (ВЦ)
- мероприятия, осуществляемые при подборе и подготовки персонала ВЦ (проверка принимаемых на работу, создание условий при которых персонал не хотел бы лишиться работы, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты);
7. Организационные меры
- организация надежного пропускного режима;
- организация хранения и использования документов и носителей: определение правил выдачи, ведение журналов выдачи и использования;
- контроль внесения изменений в математическое и программное обеспечение;
- организация подготовки и контроля работы пользователей.
Причины защиты информации
- Резкое объемов информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой с помощью ЭВМ и других средств автоматизации.
- Сосредоточение в единых базах данных информации различного назначения и различных принадлежностей.
- Резкое расширение круга пользователей, имеющих непосредственный доступ к
ресурсам вычислительной системы и находящимся в ней данных.
Причины защиты информации
- Усложнение режимов функционирования технических средств вычислительных систем: широкое внедрение многопрограммного режима, а также режимов разделения времени и реального мира.
- Автоматизация межмашинного обмена информацией, в том числе и на больших расстояниях.
Заключение
В связи с возрастающим значением информационных ресурсов предприняты ряд правовых мер для их охраны и защиты. Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.
Заключение
Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей. О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!