Преодоление водобоязни.
Разработчик:
Валиева Елена Анатольевна
г. Верхний Тагил
В настоящее время мы все больше сталкиваемся с проблемой водобоязни у детей.
Страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые возникают у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение одной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, вязкостью, сопротивлением, ее выталкивающей силой, температурой.
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, проявляющийся в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но стой же легкостью можно заинтересовать, вызвать у него радость, удовольствие. Одно из благоприятных условий возникновения разнообразных эмоций - водная среда. Однако многие инструкторы по плаванию сталкиваются в своей работе с проблемой, когда ребёнок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован.
Водобоязнь -
Форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции на неприятные ощущения от попадания воды в лицо, особенно в глаза, и в постоянном желании держаться за твердую опору. Хотя боязнь воды испытывает малая часть детей, эта проблема очень актуальна при начальном обучении плаванию и требует определенных знаний и умений от инструктора и родителей.
Основные причины возникновения водобоязни у детей
- страх оттого, что можно утонуть;
- ужас неведомого и невиданного;
- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
- личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте
Что делать, если ребёнок боится воды?
В большинстве случаев такая проблема зависит от возрастных особенностей и имеет временный характер. Если же такое поведение сохраняется длительное время, это говорит о нервной слабости ребёнка, незнании родителями его качеств, наличии у них самих боязней и тревожности. К сожалению, страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их появления и оградить детей от отрицательных реакций на занятиях по плаванию.
Методы преодоления страха воды:
- не нужно намеренно подвергать ребёнка страху. Важно не запугивать его дальше, не вспоминать о негативном опыте, не стыдить. Надо сказать, что боязнь утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе ребёнок будет думать, что это его постоянное качество, а не преходящее явление. Нужно выражать уверенность в успехе: - воспитывать у ребёнка некоторую долю терпимости к переживаниям боязни; - обеспечивать ребёнку комфорт и безопасность. Важно научить его уверенно чувствовать себя в воде, ведь это вопрос его безопасности.
Как помочь преодолеть чувство страха у ребенка:
- Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.
- Как можно больше играйте с малышом в воде. Положительные эмоции – наши главные помощники!
- Если кроха боится опускать лицо в воду, купите очки для плавания.
- Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.
- Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях
- Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить – поплывешь. Он еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.
- Никогда не смейтесь над страхами малыша.
- Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. У ребенка возникнет комплекс неполноценности.
- Не обучайте технике плавания ребенка, пока ему не исполнится шесть лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма:
- совершенствуется механизм терморегуляции;
- повышаются иммунологические свойства организма;
- улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды;
- укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности как:
- целеустремленность;
- настойчивость;
- самообладание;
- решительность;
- смелость;
- дисциплинированность;
- умение действовать в коллективе;
- проявлять самостоятельность
Плаваем, ныряем, здоровье укрепляем!
Не зевай и не ленись. На разминку становись!
Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка. Эй, ребята, не ленись! И скорее окунись!
Пароход хорошо плывет, Когда на море гуляет ветерок!
На занятиях не зевай, веселей всё повторяй!
Мы едем, едем, едем, в далекие края!
Я водички не боюсь, если надо- окунусь!
Дождик, дождик лей, нам с тобою веселей!
Игры с игрушками
Игры на воде
Мы сегодня все старались и в бассейне весело играли!
- В этом возрасте достаточно обычного контакта с водой с игрушками и поддерживающими средствами, поэтому призываем - не рискуйте чувствами своих детей! Ведь для того, чтобы ребенок захотел учиться плавать, ему, прежде всего, нужны положительные эмоции, он должен полюбить воду, не бояться ее!
- Самое главное -0 будьте терпеливы! Со временем ваш ребенок обязательно победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже – не имеет значения. Главное результат. Убедите ребенка, что Вы верите в него, и тогда у него обязательно все получится!