СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Приемы смыслового чтения на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы смыслового чтения на уроках русского языка"»

Формирование умения смыслового чтения на уроках русского языка Т.А. Жуковская, учитель русского языка и литературы

Формирование умения смыслового чтения на уроках русского языка

Т.А. Жуковская,

учитель русского языка и литературы

в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом

в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как: • осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели; • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации; • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

• осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;

• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации;

• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Стратегии смыслового чтения • под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. • стратегия всегда предполагает выбор и функционирует автоматически на бессознательном уровне.

Стратегии смыслового чтения

• под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

• стратегия всегда предполагает выбор и функционирует автоматически на бессознательном уровне.

Сплошные тексты: • описание (художественное и техническое) • повествование (рассказ, отчёт, репортаж) • объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) • аргументация (комментарий, научное обоснование) • инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы)

Сплошные тексты:

• описание (художественное и техническое)

• повествование (рассказ, отчёт, репортаж)

• объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация)

• аргументация (комментарий, научное обоснование)

• инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы)

Отдельные приемы по формированию смыслового чтения

Отдельные приемы по формированию смыслового чтения

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ • ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

• ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

• ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

• ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стратегии текстовой деятельности  Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Работа с текстом Виды и приёмы чтения несплошных текстов  Ознакомительное чтение Аналитическое чтение

Работа с текстом

Виды и приёмы чтения несплошных текстов

Ознакомительное чтение Аналитическое чтение

Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?   1. Отметьте верные утверждения значком √. 1) Продолжительность экскурсии – 1 час. 2) Музей находится в Москве. 3) Саша посетил выставку 3 июня. 4) Саша сделал фотографии экспонатов.  5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?

1. Отметьте верные утверждения значком √.

1) Продолжительность экскурсии – 1 час.

2) Музей находится в Москве.

3) Саша посетил выставку 3 июня.

4) Саша сделал фотографии экспонатов.

5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √. А. Антикварная мебель Б. Старинные книги В. Драгоценные камни

2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √.

А. Антикварная мебель

Б. Старинные книги

В. Драгоценные камни

3. «Можно или нельзя?» • входить в верхней одежде; • любоваться экспонатами; • входить через Боровицкие ворота; • фотографировать; • приводить на выставку детей дошкольного возраста; • оставить вещи в камере хранения; • входить через Троицкие ворота. Запиши слова в 2 колонки.

3. «Можно или нельзя?»

• входить в верхней одежде;

• любоваться экспонатами;

• входить через Боровицкие ворота;

• фотографировать;

• приводить на выставку детей дошкольного возраста;

• оставить вещи в камере хранения;

• входить через Троицкие ворота.

Запиши слова в 2 колонки.

4. Выполни грамматические задания:

4. Выполни грамматические задания:

Работа с текстом.  Виды и приёмы чтения сплошных текстов

Работа с текстом.

Виды и приёмы чтения сплошных текстов

Ромашка Блума  • Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. • Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. • Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. • Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). • При отработке приёма необходимо указывать обучающимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Ромашка Блума

• Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

• Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

• Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

• Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

• При отработке приёма необходимо указывать обучающимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Шесть лепестков – шесть типов вопросов