Формирование умения смыслового чтения на уроках русского языка
Т.А. Жуковская,
учитель русского языка и литературы
в ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
• осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Стратегии смыслового чтения
• под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
• стратегия всегда предполагает выбор и функционирует автоматически на бессознательном уровне.
Сплошные тексты:
• описание (художественное и техническое)
• повествование (рассказ, отчёт, репортаж)
• объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация)
• аргументация (комментарий, научное обоснование)
• инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы)
Отдельные приемы по формированию смыслового чтения
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
• ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Работа с текстом
Виды и приёмы чтения несплошных текстов
Ознакомительное чтение Аналитическое чтение
Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?
1. Отметьте верные утверждения значком √.
1) Продолжительность экскурсии – 1 час.
2) Музей находится в Москве.
3) Саша посетил выставку 3 июня.
4) Саша сделал фотографии экспонатов.
5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.
2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √.
А. Антикварная мебель
Б. Старинные книги
В. Драгоценные камни
3. «Можно или нельзя?»
• входить в верхней одежде;
• любоваться экспонатами;
• входить через Боровицкие ворота;
• фотографировать;
• приводить на выставку детей дошкольного возраста;
• оставить вещи в камере хранения;
• входить через Троицкие ворота.
Запиши слова в 2 колонки.
4. Выполни грамматические задания:
Работа с текстом.
Виды и приёмы чтения сплошных текстов
Ромашка Блума
• Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
• Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
• Обучающиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
• Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
• При отработке приёма необходимо указывать обучающимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов