Приёмы формирования читательской грамотности на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР
Подготовила: Чоломова А.Г..
Учитель начальных классов
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает: • совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения; • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях; • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития*
* Концепции начального образования «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
«Путешествие по станциям»
1 группа
Работа с учителем
Учебная задача: Учащиеся работают с пословицами и поговорками на тему «Дружба», цель работы - найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы.
2.Работа в группе.
Учебная задача: прочитать рассказ и придумать его окончание. Составить вопросы по тексту.
3. Работа на компьютере.
Учебная задача: распределить пословицы и поговорки из общего списка в две группы: 1) пословицы характеризующие ребят, которые обижают рыжего;
2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника .
Прочитайте, проанализируйте как относились к природе люди разных национальностей , сделайте вывод и заполните таблицу
( Можно организовать работу в парах)
название народа
отношение к природе
объяснение такого отношения к природе
Работа по карточкам
НАПРИМЕР;
1 группа: «Исследователи и путешественники России: Харитон Лаптев, бурятский ученый Гомбожаб Цыбиков»
Вопросы 1 группе:
- можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами: «Любовь к Родине проявляется не только в ратном подвиге, но и в упорном труде»?
- что для развития востоковедения в России сделал исследователь, путешественник, ученый Гомбожаб Цыбиков?
2 группа: «Ученые России – К.Э. Циолковский, П.Л.Капица и Н.И.Семенов»
Вопросы 2 группе:
- какие качества характера помогли К.Э.Циолковскому стать великим ученым? Что открыл великий ученый?
- в какой области науки работали П.Л.Капица и Н.И.Семенов? Как был оценен их труд не только в России, но и в мировой науке? Что такое Нобелевская премия ?
3 группа: «Труд колхозника – Родине: о нравственном поступке колхозника Ферапонта Петровича Головатого»
Вопросы 3 группе:
- какой поступок в годы Великой Отечественной войны совершил колхозник Ф.П.Головатый?
- для чего трудился колхозник Ф.П.Головатый?
1 задание: вставьте слова в предложения 1) Исследователями северных морей России стали братья ______.В их честь одно из ____ названо именем братьев ____. 2) 888 дней на Тибете провел русский путешественник и исследователь _____. Русское географическое общество наградило его премией имени Пржевальского и ______ _____. 3) К.Э.Циолковский является основателем науки _____. Он разработал проект нового летательного аппарата - ______. 4) Петр Капица и Николай Семенов – русские ученые за открытия в науке ________ были награждены ____ ______ - премией шведской академии наук. 5) В годы Великой Отечественной войны колхозник Саратовской области ______ на средства, скопленные от сельскохозяйственной продукции, подарил Красной армии ______.
.
2 задание : собери пословицу :
группы получают пословицы о труде, которые нужно собрать воедино и объяснить смысл.
Муравей не велик, а горы копает.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Где хотенье, там и уменье.
Без дела жить - только небо коптить.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
- "Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют
"Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
Кроссворд. "Совесть и раскаяние"
- Прием «Закончи предложение»
- Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
- "Милосердие и сострадание«
- Закончи предложения:
- 1) В сострадании и милосердии нуждаются ___________________
- 2) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что______
- 3) Близкими нам являются _______________________________
- 4) Милосердие не выбирает людей по_______________________
-
Прием « Мудрые совы»
Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем дети получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения . Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Спасибо за внимание!