Приёмы формирования математической грамотности у обучающихся в инклюзивном классе
Учитель математики Образцова Т. Н.
Учитель математики Егорова Т. Г.
г. Переславль-Залесский, 30.08.2023
Необходимо создать такую систему обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Л.С. Выготский
Данная тема включает в себя три взаимосвязанных ключевых слагаемых
математическая грамотность
приёмы обучения
инклюзивный класс
Формирование функциональной грамотности у обучающихся - это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из её видов является математическая грамотность.
Понятие математическая грамотность появилось в 1991 году и определялось как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности:
- воспроизведение математических фактов, методов при выполнении вычислений;
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Данное направление в настоящее время широко изучается в научном мире и активно апробируется в образовательном процессе учителями — практиками. Идёт постоянный обмен мнениями, находками, наиболее эффективными методами и приёмами. В частности учитель-практик Мартынова У. Н. отмечает: «Прочное усвоение математического материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:
- создание комфортной среды;
- формирование саморегулирования;
- развитие критического мышления;
- оценивание обучения.
Термин «инклюзия» впервые введен в 1994 году на Всемирной конференции по образованию и в смысловом значении означает: включение, добавление, прибавление, присоединение, приобщение .
Инклюзия разумеет создание специальных условий для вовлечения в образовательный процесс каждого ребёнка, и эти условия удовлетворяют индивидуальные потребности учеников и соответствуют его способностям в усвоении образовательной программы.
"Инклюзивное образование" – процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Основные принципы организации инклюзивной системы образования в МОУ СШ № 9
- принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья;
- принцип всеобщего права на общение;
- принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать;
- принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки;
- принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми;
- принцип прогрессивного развития.
Приёмы обучения
При выборе приёмов обучения в инклюзивном классе учитель обязан учитывать одну из главных проблем, которую необходимо решать постоянно - это работа со слабо успевающими учащимися. Это дети, плохо подготовлены к усвоению учебного материала, имеющие низкий уровень интеллектуальных способностей, а главное - у них нет элементарного интереса к математическим наукам, отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей и родителей лишь усугубляет ситуацию.
Как обучать всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Рассмотрим ряд приёмов, которые учителя математики нашей школы активно применяют в педагогической деятельности:
- алгоритмическая деятельность;
- анализа содержания задачи;
- автоматизации;
- "жизненно-ориентированные" задачи
- использование специальных памяток
- технологии критического мышления и другие.
практико-ориентированные задачи
1. Необходимо добраться от Переславля-Залесского до Ярославля. Расстояние - 120 км, скорость - 40 км/ч. Найти время в пути.
практико-ориентированные задачи
2. Какова будет стоимость вегетарианского борща, если 0,5 кг капусты стоит 85 руб., 0,5 кг картошки– 70 руб., 0,2 кг свёклы – 45 руб., 0,2 кг лука – 40руб., 0,4 кг моркови – 50 руб.
Памятки по выполнению задания
Памятка для детей, находящихся на дистанционном обучении
Запомни и действуй:
1. Прочитай содержание параграфа или отдельного пункта;
2. Выдели новые, непонятные слова и выражения. Выясни их значение через разные источники;
3. Сформулируй себе вопросы по теме и ответь на них;
4. Выпиши основные понятия;
5. Внимательно разбери схему, таблицу, чертёж, рисунок, …;
6. Попробуй составить схему, используя свои обозначения;
7. Прочитай ещё раз, предварительно поставив цель «Запомнить»;
8. Ответь на вопросы, если они есть в конце параграфа учебника.
Следует отдельно отметить, что использование приёмов технология критического мышления очень эффективно на уроках математики в инклюзивном классе. Они развивают умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, само обучаться, сотрудничать и работать в группе, используя все свои возможности, способности, навыки и умения. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возвращение к "известной информации", прием "мозаика, инструкции, вопросы верно или не верно, прием "корзина идей" для отработки навыка решения задач.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов:
1 этап - «Вызов» , на котором ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю? Что я умею?» по данному заданию.
2 этап - «Осмысление» : ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать, чему хочу научиться, зачем мне нужны эти знания, умения?).
3 этап - «Рефлексия» , предполагающая размышление, анализ и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, достаточно ли этого или необходимо ещё раз поработать над материалом... .
Подготовка к ГИА
Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ГВЭ
Решение и разбор заданий в урочное и внеурочное время
Самостоятельное решение заданий разных типов, самопроверка, критериальная оценка.
Вместе разбираем задания, вызвавшие наибольшее затруднение.
Подготовка к ГИА
Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ГВЭ
ФИПИ: https://fipi.ru
Подготовка к ГИА
Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ГВЭ
СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ https://math9-gve.sdamgia.ru
приём «алгоритмическая деятельность»
Этапы работы при обучении решению задач:
1. Схема к задаче, включающая условие и вопрос задачи;
2. Составление плана решения (что главное? Что от чего зависит? Как можно найти ответ на вопрос задачи?);
3. Анализ решения задачи, т.е. сам ученик рассказывает как решал задачу, почему в такой последовательности, почему выбрал данное арифметическое действие сначала, потом …
подготовке к ГВЭ по математике
Для организации разного уровня обучения и обобщающего повторения обучающиеся с ОВЗ разбиваются на 3 группы.
1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 3 задания.
2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, то есть применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от 4 до 7 заданий.
3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности, то есть применять умения в новой ситуации. (8-10 заданий).
Карта мониторинга
Математика, ГВЭ-9 (с маркировкой буквой «К»), вариант ___. Дата проведения: ________ г.
№
1
Фамилия, имя
Иванов Иван
1.Умение выполнять вычисления и преобразования
2. Умение решать уравнения
0
1
3.Умение выполнять преобразования алгебраических выражений
4.Умение строить и читать графики функций
0
0
5.Умение решать неравенства
0
6.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами
0
7.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами
0
8.Умение выбирать верное утверждение
0
9.Умение решать несложные практические расчётные задачи
0
10.Умение решать практические задачи, требующие оценивать вероятности случайного события
0
Итого
1
Максимальное
баллов
10
количество
Процент
Отметка
баллов
10%
выполнения
2
работы
Раздел в ИОМ
Интернет-ресурсы при подготовке к ГВЭ
1. СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ (https://math9-gve.sdamgia.ru)
2. Инфоурок (https://infourok.ru)
3. Мультиурок (https://multiurok.ru)
4. ФИПИ ( https://fipi.ru )
Спасибо за внимание!
Желаем всем коллегам плодотворной работы в
новом учебном году!