СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Приёмы формирования математической грамотности у обучающихся в инклюзивном классе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Приёмы  формирования математической грамотности  у обучающихся в инклюзивном классе" подготовлена для выступления на педагогической конференции. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приёмы формирования математической грамотности у обучающихся в инклюзивном классе"»

Приёмы формирования математической грамотности у обучающихся в инклюзивном классе Учитель математики Образцова Т. Н. Учитель математики Егорова Т. Г. г. Переславль-Залесский, 30.08.2023

Приёмы формирования математической грамотности у обучающихся в инклюзивном классе

Учитель математики Образцова Т. Н.

Учитель математики Егорова Т. Г.

г. Переславль-Залесский, 30.08.2023

 Необходимо создать такую систему обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.  Л.С. Выготский

Необходимо создать такую систему обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

Л.С. Выготский

Данная тема включает в себя три взаимосвязанных ключевых слагаемых математическая грамотность приёмы обучения инклюзивный класс

Данная тема включает в себя три взаимосвязанных ключевых слагаемых

математическая грамотность

приёмы обучения

инклюзивный класс

 Формирование функциональной грамотности у обучающихся - это

Формирование функциональной грамотности у обучающихся - это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из её видов является математическая грамотность.

Понятие математическая грамотность появилось в 1991 году и определялось как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Компоненты математической грамотности: воспроизведение математических фактов, методов при выполнении вычислений; установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Компоненты математической грамотности:

  • воспроизведение математических фактов, методов при выполнении вычислений;
  • установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
  • математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
 Данное направление в настоящее время широко изучается в научном мире и активно апробируется в образовательном процессе учителями — практиками. Идёт постоянный обмен мнениями, находками, наиболее эффективными методами и приёмами. В частности учитель-практик Мартынова У. Н. отмечает: «Прочное усвоение математического материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо: создание комфортной среды; формирование саморегулирования; развитие критического мышления; оценивание обучения.

Данное направление в настоящее время широко изучается в научном мире и активно апробируется в образовательном процессе учителями — практиками. Идёт постоянный обмен мнениями, находками, наиболее эффективными методами и приёмами. В частности учитель-практик Мартынова У. Н. отмечает: «Прочное усвоение математического материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:

  • создание комфортной среды;
  • формирование саморегулирования;
  • развитие критического мышления;
  • оценивание обучения.
 Термин «инклюзия» впервые введен в 1994 году на Всемирной конференции по образованию и в смысловом значении означает: включение, добавление, прибавление, присоединение, приобщение .  Инклюзия разумеет создание специальных условий для вовлечения в образовательный процесс каждого ребёнка, и эти условия удовлетворяют индивидуальные потребности учеников и соответствуют его способностям в усвоении образовательной программы.

Термин «инклюзия» впервые введен в 1994 году на Всемирной конференции по образованию и в смысловом значении означает: включение, добавление, прибавление, присоединение, приобщение .

Инклюзия разумеет создание специальных условий для вовлечения в образовательный процесс каждого ребёнка, и эти условия удовлетворяют индивидуальные потребности учеников и соответствуют его способностям в усвоении образовательной программы.

"Инклюзивное образование" – процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Основные принципы организации инклюзивной системы образования в МОУ СШ № 9 принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья; принцип всеобщего права на общение; принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать; принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки; принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми; принцип прогрессивного развития.

Основные принципы организации инклюзивной системы образования в МОУ СШ № 9

  • принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья;
  • принцип всеобщего права на общение;
  • принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать;
  • принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки;
  • принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми;
  • принцип прогрессивного развития.
Приёмы обучения  При выборе приёмов обучения в инклюзивном классе учитель обязан учитывать одну из главных проблем, которую необходимо решать постоянно - это работа со слабо успевающими учащимися. Это дети, плохо подготовлены к усвоению учебного материала, имеющие низкий уровень интеллектуальных способностей, а главное - у них нет элементарного интереса к математическим наукам, отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей и родителей лишь усугубляет ситуацию.

Приёмы обучения

При выборе приёмов обучения в инклюзивном классе учитель обязан учитывать одну из главных проблем, которую необходимо решать постоянно - это работа со слабо успевающими учащимися. Это дети, плохо подготовлены к усвоению учебного материала, имеющие низкий уровень интеллектуальных способностей, а главное - у них нет элементарного интереса к математическим наукам, отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей и родителей лишь усугубляет ситуацию.

 Как обучать всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Рассмотрим ряд приёмов, которые учителя математики нашей школы активно применяют в педагогической деятельности: алгоритмическая деятельность;  анализа содержания задачи; автоматизации;

Как обучать всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Рассмотрим ряд приёмов, которые учителя математики нашей школы активно применяют в педагогической деятельности:

  • алгоритмическая деятельность;
  • анализа содержания задачи;
  • автоматизации;
  • "жизненно-ориентированные" задачи
  • использование специальных памяток
  • технологии критического мышления и другие.
практико-ориентированные задачи 1. Необходимо добраться от Переславля-Залесского до Ярославля. Расстояние - 120 км, скорость - 40 км/ч. Найти время в пути.

практико-ориентированные задачи

1. Необходимо добраться от Переславля-Залесского до Ярославля. Расстояние - 120 км, скорость - 40 км/ч. Найти время в пути.

практико-ориентированные задачи 2. Какова будет стоимость вегетарианского борща, если 0,5 кг капусты стоит 85 руб., 0,5 кг картошки– 70 руб., 0,2 кг свёклы – 45 руб., 0,2 кг лука – 40руб., 0,4 кг моркови – 50 руб.

практико-ориентированные задачи

2. Какова будет стоимость вегетарианского борща, если 0,5 кг капусты стоит 85 руб., 0,5 кг картошки– 70 руб., 0,2 кг свёклы – 45 руб., 0,2 кг лука – 40руб., 0,4 кг моркови – 50 руб.

Памятки по выполнению задания

Памятки по выполнению задания

Памятка для детей, находящихся на дистанционном обучении Запомни и действуй: 1. Прочитай содержание параграфа или отдельного пункта; 2. Выдели новые, непонятные слова и выражения. Выясни их значение через разные источники; 3. Сформулируй себе вопросы по теме и ответь на них; 4. Выпиши основные понятия; 5. Внимательно разбери схему, таблицу, чертёж, рисунок, …; 6. Попробуй составить схему, используя свои обозначения; 7. Прочитай ещё раз, предварительно поставив цель «Запомнить»; 8. Ответь на вопросы, если они есть в конце параграфа учебника.

Памятка для детей, находящихся на дистанционном обучении

Запомни и действуй:

1. Прочитай содержание параграфа или отдельного пункта;

2. Выдели новые, непонятные слова и выражения. Выясни их значение через разные источники;

3. Сформулируй себе вопросы по теме и ответь на них;

4. Выпиши основные понятия;

5. Внимательно разбери схему, таблицу, чертёж, рисунок, …;

6. Попробуй составить схему, используя свои обозначения;

7. Прочитай ещё раз, предварительно поставив цель «Запомнить»;

8. Ответь на вопросы, если они есть в конце параграфа учебника.

 Следует отдельно отметить, что использование приёмов технология критического мышления очень эффективно на уроках математики в инклюзивном классе. Они развивают умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, само обучаться, сотрудничать и работать в группе, используя все свои возможности, способности, навыки и умения. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возвращение к

Следует отдельно отметить, что использование приёмов технология критического мышления очень эффективно на уроках математики в инклюзивном классе. Они развивают умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, само обучаться, сотрудничать и работать в группе, используя все свои возможности, способности, навыки и умения. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возвращение к "известной информации", прием "мозаика, инструкции, вопросы верно или не верно, прием "корзина идей" для отработки навыка решения задач.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: 1 этап - «Вызов» , на котором ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю? Что я умею?» по данному заданию. 2 этап - «Осмысление» : ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать, чему хочу научиться, зачем мне нужны эти знания, умения?). 3 этап - «Рефлексия» , предполагающая размышление, анализ и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, достаточно ли этого или необходимо ещё раз поработать над материалом... .

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов:

1 этап - «Вызов» , на котором ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю? Что я умею?» по данному заданию.

2 этап - «Осмысление» : ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать, чему хочу научиться, зачем мне нужны эти знания, умения?).

3 этап - «Рефлексия» , предполагающая размышление, анализ и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, достаточно ли этого или необходимо ещё раз поработать над материалом... .

Подготовка к ГИА Подготовка к ОГЭ Подготовка к ГВЭ Решение и разбор заданий в урочное и внеурочное время Самостоятельное решение заданий разных типов, самопроверка, критериальная оценка. Вместе разбираем задания, вызвавшие наибольшее затруднение.

Подготовка к ГИА

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ГВЭ

Решение и разбор заданий в урочное и внеурочное время

Самостоятельное решение заданий разных типов, самопроверка, критериальная оценка.

Вместе разбираем задания, вызвавшие наибольшее затруднение.

Подготовка к ГИА Подготовка к ОГЭ Подготовка к ГВЭ ФИПИ: https://fipi.ru

Подготовка к ГИА

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ГВЭ

ФИПИ: https://fipi.ru

Подготовка к ГИА Подготовка к ОГЭ Подготовка к ГВЭ СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ https://math9-gve.sdamgia.ru

Подготовка к ГИА

Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ГВЭ

СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ https://math9-gve.sdamgia.ru

приём «алгоритмическая деятельность» Этапы работы при обучении решению задач: 1.  Схема к задаче, включающая условие и вопрос задачи; 2.   Составление плана решения (что главное? Что от чего зависит? Как можно найти ответ на вопрос задачи?); 3.   Анализ решения задачи, т.е. сам ученик рассказывает как решал задачу, почему в такой последовательности, почему выбрал данное арифметическое действие сначала, потом …

приём «алгоритмическая деятельность»

Этапы работы при обучении решению задач:

1. Схема к задаче, включающая условие и вопрос задачи;

2. Составление плана решения (что главное? Что от чего зависит? Как можно найти ответ на вопрос задачи?);

3. Анализ решения задачи, т.е. сам ученик рассказывает как решал задачу, почему в такой последовательности, почему выбрал данное арифметическое действие сначала, потом …

подготовке к ГВЭ по математике  Для организации разного уровня обучения и обобщающего повторения обучающиеся с ОВЗ разбиваются на 3 группы.  1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 3 задания.  2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, то есть применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от 4 до 7 заданий.  3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности, то есть применять умения в новой ситуации. (8-10 заданий).

подготовке к ГВЭ по математике

Для организации разного уровня обучения и обобщающего повторения обучающиеся с ОВЗ разбиваются на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 3 задания.

2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, то есть применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от 4 до 7 заданий.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности, то есть применять умения в новой ситуации. (8-10 заданий).

Карта мониторинга Математика, ГВЭ-9 (с маркировкой буквой «К»), вариант ___. Дата проведения: ________ г. № 1 Фамилия, имя   Иванов Иван   1.Умение выполнять вычисления и преобразования 2. Умение решать уравнения 0 1 3.Умение выполнять преобразования алгебраических выражений 4.Умение строить и читать графики функций 0 0 5.Умение решать неравенства 0 6.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами 0 7.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами 0 8.Умение выбирать верное утверждение 0 9.Умение решать несложные практические расчётные задачи 0 10.Умение решать практические задачи, требующие оценивать вероятности случайного события 0 Итого 1 Максимальное баллов 10 количество Процент   Отметка баллов 10% выполнения   2 работы    

Карта мониторинга

Математика, ГВЭ-9 (с маркировкой буквой «К»), вариант ___. Дата проведения: ________ г.

1

Фамилия, имя

 

Иванов Иван

 

1.Умение выполнять вычисления и преобразования

2. Умение решать уравнения

0

1

3.Умение выполнять преобразования алгебраических выражений

4.Умение строить и читать графики функций

0

0

5.Умение решать неравенства

0

6.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами

0

7.Умение выполнять действия с геометрическими фигурами

0

8.Умение выбирать верное утверждение

0

9.Умение решать несложные практические расчётные задачи

0

10.Умение решать практические задачи, требующие оценивать вероятности случайного события

0

Итого

1

Максимальное

баллов

10

количество

Процент

 

Отметка

баллов

10%

выполнения

 

2

работы

 

 

Раздел в ИОМ

Раздел в ИОМ

Интернет-ресурсы при подготовке к ГВЭ   1. СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ (https://math9-gve.sdamgia.ru) 2. Инфоурок (https://infourok.ru) 3. Мультиурок (https://multiurok.ru) 4. ФИПИ ( https://fipi.ru )

Интернет-ресурсы при подготовке к ГВЭ

1. СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ (https://math9-gve.sdamgia.ru)

2. Инфоурок (https://infourok.ru)

3. Мультиурок (https://multiurok.ru)

4. ФИПИ ( https://fipi.ru )

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Желаем всем коллегам плодотворной работы в  новом учебном году!

Желаем всем коллегам плодотворной работы в

новом учебном году!