Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
“ Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”
Сегодня на уроке мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвин
Прочитайте заглавие рассказа.
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
Чирок- свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км (1060м)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Докажите строчками из произведени я. – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? – Что значит для утят свобода? – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? – Докажите строчками из произведения. – Сколько надо было идти до озера? – Сколько это километров? – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Докажите строчками из произведения. – Кто страшнее? – Почему? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения. – Зачем ребята это делали? – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения.
– А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь ? – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? – А какая она мама? – Вам её жалко?
Утята пойманы, что собираются делать ребята? – Докажите строчками из произведения. – Кто помешал мальчишкам? – Смогли ли они объяснить свой поступок? – Какое приказание дал им взрослый? – Докажите строчками из произведения. – Назовите слова, которые показывают строгость автора. – Что делали бы вы, оказавшись рядом? – Что можно сказать о ребятах? – Как их назвал рассказчик? – Как можно назвать их по-другому? – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
-Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? – Докажите строчками из произведения. – Как шла уточка-мать в начале рассказа? – А почему сейчас она побежала впереди? – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? – Перед кем этот знак уважения? – Почему? – Как мальчишки на это прореагировали? – Почему? – Что пожелали люди уточке? – Нужно ли было пожелание людей уточке? – Почему? – Докажите строчками из произведения.
Работа над иллюстрацией
– Посмотрите на иллюстрацию. – Кто изображен на переднем плане? – Что они делают? – Кто изображен на заднем плане? – Что они делают? – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. – Для чего М.Пришвин написал свой рассказ? – Что его волновало? – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица – Кто именно? – А кто нет? – Почему?
Подберите строчки
из рассказа к
иллюстрациям.
Иллюстратор
Давид Хайкин
Продолжите пословицу. К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
Умел ошибиться – умей и …
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Сей добро, посылай …, оделяй …
Сей добро, посылай добро, оделяй добром .
Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родин
Работа над кратким пересказом по плану
1. Раздели рассказ на смысловые части.
2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2—З предложения).
4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).
1. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
3. Утка повела утят к озеру.
4. Семья продолжает
путешествие.
Адрес: Москва, Новодевичий проезд, 1
Скульптурная группа «Маме-утке и утятам» была установлена в Москве в далеком 1991 году. «Утят» Советский Союз получил в дар от своих американских союзников: это был подарок Раисе Горбачевой от Барбары Буш. Московская скульптурная группа является точной копией своего вашингтонского аналога. Именно там, в столице США Раисе и приглянулись «утята». Автором скульптурной группы выступила скульптор и реставратор Нэнси Шен.
- Как автор назвал свой рассказ? (слайд16) – Почему? – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? – Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
– Докажите, что М.Пришвин – человек
а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный.
http://festival.1september.ru/articles/582160/ конспект урока