Притча, сказка или рассказ? (Жанровое смешение в рассказе «Три сестры» С. Малицкого)
Выполнила: Будкова Вероника, 10-а класс, МАОУ «СОШ №10»
Научный руководитель:
Глебова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10»
2022г.
О. В. Сизых в статье «Поэтика современного российского рассказа» относит произведения, написанные за прошедшие два десятилетия, к постмодернизму.
Жанр
Классический рассказ
Постмодернистский рассказ
предполагает «другой» взгляд на быт, характеризующийся оригинальной повествовательной стратегией их авторов
повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий
- ограниченное время действия
- один главный, реже нескольких главных героев
- роль второстепенных персонажей - создание фона и помощь главному герою
- единство центра
- значимая концовка
- особый язык
- цитаты
- реминисценции
- аллюзии
- литературные ссылки как способ построения интертекстов, гипертекстов, культурных сверхтекстов
- задача – осмысление глубинной сущности человеческого бытия
Гипотеза
Мы предполагаем, что жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.
Цель
Определить, как влияет жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» на восприятие авторского замысла.
Задачи
- Изучить научные статьи по данной теме.
- Найти в тексте рассказа «Три сестры» С. Малицкого жанровые признаки притчи, рассказа, сказки.
- Выделить содержащиеся в тексте цитаты, реминисценции, аллюзии, литературные ссылки.
- Проанализировать способы построения текста, стиль, сюжет, художественные образы и приёмы, используемые С. Малицким, с точки зрения их принадлежности к определённому жанру.
- Выявить и систематизировать найденные художественные приёмы, определить их роль в раскрытии авторского замысла.
Экспозиция
Зачин
Конкретное, реалистическое место
/ «в провинциальном городке, на окраине затрапезного микрорайона, на третьем этаже панельной пятиэтажки, в обычной однокомнатной квартире»/
- Устойчивые формулы
/«в одном царстве-государстве», «жила-была»/
- сказочные персонажи
/три сестры, младшая из которых «дурилка»/
- характерная черта у каждого героя
Характерные черты
«Варвара-краса – чёрные глаза, длинная коса»
«Людмила-умница – умный побоится, дурак не сунется»
«Ирка-дурилка, палец в рот не клади, до колен откусит»
Сказка
характерная черта
/ умница
ассоциация – Василиса премудрая/
Реальность
/«умный побоится, дурак не сунется» - «умный не скажет, дурак не заметит»/
Сказка
сказочное имя
характерная черта
/краса, длинная коса/
Реальность
Чёрные глаза – нарушение клише.
/скрытность, тайна, неискренность, «дурной глаз»/
Сказка
Характерная черта / дурилка
ассоциация – Иван-дурак/
Реальность
/«палец в рот не клади, по локоть откусит»/ интертекстуальность
Завязка
- сцена прощания с умирающим родителем
- наставление детям
- волшебные подарки
Завязка
Варвара - зеркало
Людмила - ключ
Ирка - платок
Сказка
Волшебный предмет
Реальность
Символ
/истины, самореализации, мудрости, разума, знания/
Аллюзии
/А. С. Пушкин «Спящая царевна», «Руслан и Людмила»;
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством;
В. А. Жуковский «Светлана»/
Сказка
Волшебный предмет-загадка
/волшебство в нём особенное/
Реальность
Символ
/любви, заботы и памяти/
Сказка
Волшебный предмет
Реальность
Символ
/власти, силы выбора, свободы действия, знания/
Развитие действия
Варвара-краса
- /«сидит в светлых хоромах, на телефонные звонки отвечает, да важные бумаги составляет»/
- /«сберегается зеркальцем»/
- /начинает «выгоду извлекать» - «людей насквозь в своё зеркальце видит и свою судьбу с их помощью выстраивает»/
Людмила-умница
- /«иноземных гостей встречает, по городу водит…»/
- ключ её / «не от одной глупости уберёг »/
- научилась / «выгоду извлекать» «нужные замочки открывать»/
Ирка-дурилка
- не находит волшебных свойств платка, врожденных талантов не имеет
- идет учиться в / «какое-то училище, где инженеров разных обучают»/
- / «не та красота глаз радует, что с лица льётся, а та, что из глаз сияет и лицо освещает»/
первые две встречи
Развитие действия
Варвара-краса
- / «всё у неё есть в этой жизни. И деньги, и дом, и муж богатый, а счастья нет» /
Людмила-умница
- / «дом полная чаша, и ребёночек первый народился, и муж хороший, и друзья, и работа, а счастья нет» /
Ирка
- / «денег маловато. Дом не полная чаша. Муж её не богаче других, а некоторых и беднее. И детей пока ещё нет», но «счастье у неё есть». «И дал счастье ей это платок» /
третья встреча
Кульминация
третья встреча
Варвара и Людмила
Считают счастье сестры незаслуженным
Завидуют сестре
В порыве гнева сжигают платок – подарок матери
Ирка
Сказочным образом исчезает
Испытания
Дорога и заколдованный лес
Дом в лесу и сказочный мудрец
Сказка
/«сколько они шли, нам неведомо »/
- сказочное выражение /«то ли на запад, то ли на восток»/
- использование волшебных подарков
/зеркальце дорогу указало/
Реальность
- «разбитая обувь» – аллюзия /«Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка»/
- вход в «заколдованный лес» - реминисценция из «Божественной Комедии» Данте.
- троекратная «погоня» за огоньками - реминисценция из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Сказка
- сказочная «избушка»
- сказочный «мудрец»
- использование волшебных подарков / ключ помог заколдованную дверь открыть /
Реальность
- лесной дом - аллюзия на /«избушку на курьих ножках»/
- «дед сединой за двести лет» – реминисценция /сказочной Бабы-яги или же Деда-Всеведа/
Обретение искомого
Реакция сестёр
Реакция деда – сказочного мудреца
В начале встречи
- напоминает о цели путешествия Не добившись ответа
- « щёки надувает, прищуривается, скучнеет, брови сдвигает» , спрашивает напрямую
- платком пот со лба смахивает да нос « бугристый и ноздрястый » в него « окунает » - сморкается
- « это в сказках Дед Мороз только дарит »
В начале встречи - забывают о своей цели
- о сестре не вспоминают После прямого вопроса
- оправдываются «Подумаешь, тряпку сожгли»
- называют хозяина дома «плохим дедом-морозом» - обвиняют деда в своих несчастьях
Притча
(реминисценция на притчу «О полной банке»)
В притче «О полной банке»
В рассказе «Три сестры»
Стакан – сосуд - символ жизни
Банка – сосуд - символ жизни
камни – символ семьи, здоровья, детей, друзей
горох – символ личных удобств /карьера, богатство/
горох – символ личных удобств /карьера, богатство/
пустота = возможность выбора
горох – горох - горох
утрата права на чудо
КАМНИ – горох – КАМНИ
обретение искомого
Выводы
- Произведение «Три сестры» С. Малицкого представляет собой сплав реалистического рассказа, сказки и притчи.
- Жанровый подзаголовок выступает художественным комментарием к проблемам бытийного порядка, выполняет функцию неотделимого рамочного компонента наряду с заглавием.
- Введение в канву повествования сказочных элементов (зачин, сказочные формулы, троекратные повторы, волшебные подарки, реминисценции из народных и литературных сказок, аллюзии на сказочных героев) даёт автору возможность легко перемещаться во времени и пространстве, делать акценты на важных деталях.
- Включение в рассказ узнаваемой притчи с изменённой концовкой даёт возможность автору указать на «деформацию» моральных ценностей и жизненных приоритетов в современном обществе.
Выводы
- Жизненная история, рассказанная автором, реалистические образы, узнаваемые детали современной жизни дают возможность читателю сопоставить себя с героинями рассказа.
- Наличие в тексте большого количества реминисценций, аллюзий из литературных произведений разных эпох и стран ассоциативно расширяет границы произведения, углубляет характеристику персонажей.
- В эпилоге повторяется зачин, тем самым закольцовывается композиция, нарушается гармоничная тройственность, а герои лишаются права на чудо.
- Таким образом, жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.
Спасибо за внимание!