СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Притча, сказка или рассказ (Жанровое смешение в рассказе «Три сестры» С. Малицкого)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация служит подспорьем в работе на уроках по современной литературе в 11 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация Притча, сказка или рассказ (Жанровое смешение в рассказе «Три сестры» С. Малицкого)»

Притча, сказка или рассказ?  (Жанровое смешение в рассказе  «Три сестры» С. Малицкого) Выполнила: Будкова Вероника, 10-а класс, МАОУ «СОШ №10» Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10» 2022г.

Притча, сказка или рассказ? (Жанровое смешение в рассказе «Три сестры» С. Малицкого)

Выполнила: Будкова Вероника, 10-а класс, МАОУ «СОШ №10»

Научный руководитель:

Глебова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №10»

2022г.

О. В. Сизых в статье «Поэтика современного российского рассказа» относит произведения, написанные  за прошедшие два десятилетия,  к постмодернизму.

О. В. Сизых в статье «Поэтика современного российского рассказа» относит произведения, написанные за прошедшие два десятилетия, к постмодернизму.

Жанр Классический рассказ Постмодернистский рассказ  предполагает «другой» взгляд на быт, характеризующийся оригинальной повествовательной стратегией их авторов  повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий  ограниченное время действия  один главный, реже нескольких главных героев  роль второстепенных персонажей - создание фона и помощь главному герою  единство центра  значимая концовка  особый язык  цитаты  реминисценции  аллюзии  литературные ссылки как способ построения интертекстов, гипертекстов, культурных сверхтекстов  задача – осмысление глубинной сущности человеческого бытия

Жанр

Классический рассказ

Постмодернистский рассказ

предполагает «другой» взгляд на быт, характеризующийся оригинальной повествовательной стратегией их авторов

повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий

  • ограниченное время действия
  • один главный, реже нескольких главных героев
  • роль второстепенных персонажей - создание фона и помощь главному герою
  • единство центра
  • значимая концовка
  • особый язык
  • цитаты
  • реминисценции
  • аллюзии
  • литературные ссылки как способ построения интертекстов, гипертекстов, культурных сверхтекстов
  • задача – осмысление глубинной сущности человеческого бытия
 Гипотеза   Мы предполагаем, что жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.

Гипотеза

Мы предполагаем, что жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.

 Цель  Определить, как влияет жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» на восприятие авторского замысла.  Задачи Изучить научные статьи по данной теме. Найти в тексте рассказа «Три сестры» С. Малицкого жанровые признаки притчи, рассказа, сказки. Выделить содержащиеся в тексте цитаты, реминисценции, аллюзии, литературные ссылки. Проанализировать способы построения текста, стиль, сюжет, художественные образы и приёмы, используемые С. Малицким, с точки зрения их принадлежности к определённому жанру. Выявить и систематизировать найденные художественные приёмы, определить их роль в раскрытии авторского замысла.

Цель

Определить, как влияет жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» на восприятие авторского замысла.

Задачи

  • Изучить научные статьи по данной теме.
  • Найти в тексте рассказа «Три сестры» С. Малицкого жанровые признаки притчи, рассказа, сказки.
  • Выделить содержащиеся в тексте цитаты, реминисценции, аллюзии, литературные ссылки.
  • Проанализировать способы построения текста, стиль, сюжет, художественные образы и приёмы, используемые С. Малицким, с точки зрения их принадлежности к определённому жанру.
  • Выявить и систематизировать найденные художественные приёмы, определить их роль в раскрытии авторского замысла.
Экспозиция Зачин Конкретное, реалистическое место / «в провинциальном городке, на окраине затрапезного микрорайона, на третьем этаже панельной пятиэтажки, в обычной однокомнатной квартире»/ - Устойчивые формулы  /«в одном царстве-государстве», «жила-была»/ - сказочные персонажи /три сестры, младшая из которых «дурилка»/ - характерная черта у каждого героя

Экспозиция

Зачин

Конкретное, реалистическое место

/ «в провинциальном городке, на окраине затрапезного микрорайона, на третьем этаже панельной пятиэтажки, в обычной однокомнатной квартире»/

- Устойчивые формулы

/«в одном царстве-государстве», «жила-была»/

- сказочные персонажи

/три сестры, младшая из которых «дурилка»/

- характерная черта у каждого героя

Характерные черты  «Варвара-краса  – чёрные глаза, длинная коса» «Людмила-умница – умный побоится, дурак не сунется» «Ирка-дурилка, палец в рот не клади, до колен откусит» Сказка  характерная черта  / умница  ассоциация – Василиса премудрая/  Реальность /«умный побоится, дурак не сунется» - «умный не скажет, дурак не заметит»/ Сказка сказочное имя характерная черта /краса, длинная коса/ Реальность Чёрные глаза – нарушение клише. /скрытность, тайна, неискренность, «дурной глаз»/  Сказка Характерная черта / дурилка  ассоциация – Иван-дурак/ Реальность /«палец в рот не клади, по локоть откусит»/ интертекстуальность

Характерные черты

«Варвара-краса – чёрные глаза, длинная коса»

«Людмила-умница – умный побоится, дурак не сунется»

«Ирка-дурилка, палец в рот не клади, до колен откусит»

Сказка

характерная черта

/ умница

ассоциация – Василиса премудрая/

Реальность

/«умный побоится, дурак не сунется» - «умный не скажет, дурак не заметит»/

Сказка

сказочное имя

характерная черта

/краса, длинная коса/

Реальность

Чёрные глаза – нарушение клише.

/скрытность, тайна, неискренность, «дурной глаз»/

Сказка

Характерная черта / дурилка

ассоциация – Иван-дурак/

Реальность

/«палец в рот не клади, по локоть откусит»/ интертекстуальность

Завязка  - сцена прощания с умирающим  родителем   - наставление детям   - волшебные подарки

Завязка

- сцена прощания с умирающим родителем

- наставление детям

- волшебные подарки

Завязка Варвара - зеркало Людмила - ключ Ирка - платок Сказка Волшебный предмет Реальность Символ /истины, самореализации, мудрости, разума, знания/ Аллюзии /А. С. Пушкин «Спящая царевна», «Руслан и Людмила»; Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством; В. А. Жуковский «Светлана»/  Сказка Волшебный предмет-загадка /волшебство в нём особенное/ Реальность Символ /любви, заботы и памяти/  Сказка  Волшебный предмет Реальность Символ /власти, силы выбора, свободы действия, знания/

Завязка

Варвара - зеркало

Людмила - ключ

Ирка - платок

Сказка

Волшебный предмет

Реальность

Символ

/истины, самореализации, мудрости, разума, знания/

Аллюзии

/А. С. Пушкин «Спящая царевна», «Руслан и Людмила»;

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством;

В. А. Жуковский «Светлана»/

Сказка

Волшебный предмет-загадка

/волшебство в нём особенное/

Реальность

Символ

/любви, заботы и памяти/

Сказка

Волшебный предмет

Реальность

Символ

/власти, силы выбора, свободы действия, знания/

Развитие действия Варвара-краса   /«сидит в светлых хоромах, на телефонные звонки отвечает, да важные бумаги составляет»/  /«сберегается зеркальцем»/ - /начинает «выгоду извлекать» - «людей насквозь в своё зеркальце видит и свою судьбу с их помощью выстраивает»/ Людмила-умница - /«иноземных гостей встречает, по городу водит…»/  ключ её / «не от одной глупости уберёг »/  научилась / «выгоду извлекать»  «нужные замочки открывать»/ Ирка-дурилка  - не находит волшебных свойств платка, врожденных талантов не имеет  идет учиться в / «какое-то училище, где инженеров разных обучают»/  / «не та красота глаз радует, что с лица льётся, а та, что из глаз сияет и лицо освещает»/  первые две встречи

Развитие действия

Варвара-краса

  • /«сидит в светлых хоромах, на телефонные звонки отвечает, да важные бумаги составляет»/
  • /«сберегается зеркальцем»/

- /начинает «выгоду извлекать» - «людей насквозь в своё зеркальце видит и свою судьбу с их помощью выстраивает»/

Людмила-умница

- /«иноземных гостей встречает, по городу водит…»/

  • ключ её / «не от одной глупости уберёг »/
  • научилась / «выгоду извлекать» «нужные замочки открывать»/

Ирка-дурилка

- не находит волшебных свойств платка, врожденных талантов не имеет

  • идет учиться в / «какое-то училище, где инженеров разных обучают»/
  • / «не та красота глаз радует, что с лица льётся, а та, что из глаз сияет и лицо освещает»/

первые две встречи

Развитие действия Варвара-краса   / «всё у неё есть в этой жизни. И деньги, и дом, и муж богатый, а счастья нет» /  Людмила-умница   / «дом полная чаша, и ребёночек первый народился, и муж хороший, и друзья, и работа, а счастья нет» /   Ирка   / «денег маловато. Дом не полная чаша. Муж её не богаче других, а некоторых и беднее. И детей пока ещё нет», но «счастье у неё есть». «И дал счастье ей это платок» /  третья встреча

Развитие действия

Варвара-краса

  • / «всё у неё есть в этой жизни. И деньги, и дом, и муж богатый, а счастья нет» /

Людмила-умница

  • / «дом полная чаша, и ребёночек первый народился, и муж хороший, и друзья, и работа, а счастья нет» /

Ирка

  • / «денег маловато. Дом не полная чаша. Муж её не богаче других, а некоторых и беднее. И детей пока ещё нет», но «счастье у неё есть». «И дал счастье ей это платок» /

третья встреча

Кульминация третья встреча Варвара и Людмила Считают счастье сестры незаслуженным Завидуют сестре В порыве гнева сжигают платок – подарок матери Ирка Сказочным образом исчезает

Кульминация

третья встреча

Варвара и Людмила

Считают счастье сестры незаслуженным

Завидуют сестре

В порыве гнева сжигают платок – подарок матери

Ирка

Сказочным образом исчезает

Испытания Дорога и заколдованный лес Дом в лесу и сказочный мудрец Сказка   условность времени /«сколько они шли, нам неведомо »/  сказочное выражение /«то ли на запад, то ли на восток»/  использование волшебных подарков /зеркальце дорогу указало/ Реальность  «разбитая обувь» – аллюзия /«Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка»/  вход в «заколдованный лес» - реминисценция из «Божественной Комедии» Данте.  троекратная «погоня» за огоньками - реминисценция из повести  Н. В. Гоголя «Заколдованное место» Сказка  сказочная «избушка»  сказочный «мудрец»  использование волшебных подарков  / ключ помог заколдованную дверь открыть / Реальность  лесной дом - аллюзия на /«избушку на курьих ножках»/  - «дед сединой за двести лет» –  реминисценция  /сказочной Бабы-яги или же Деда-Всеведа/

Испытания

Дорога и заколдованный лес

Дом в лесу и сказочный мудрец

Сказка

  • условность времени

/«сколько они шли, нам неведомо »/

  • сказочное выражение /«то ли на запад, то ли на восток»/
  • использование волшебных подарков

/зеркальце дорогу указало/

Реальность

  • «разбитая обувь» – аллюзия /«Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка»/
  • вход в «заколдованный лес» - реминисценция из «Божественной Комедии» Данте.
  • троекратная «погоня» за огоньками - реминисценция из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Сказка

  • сказочная «избушка»
  • сказочный «мудрец»
  • использование волшебных подарков / ключ помог заколдованную дверь открыть /

Реальность

  • лесной дом - аллюзия на /«избушку на курьих ножках»/

- «дед сединой за двести лет» реминисценция /сказочной Бабы-яги или же Деда-Всеведа/

Обретение искомого Реакция сестёр Реакция деда – сказочного мудреца В начале встречи  Ждёт вопроса, поит чаем - напоминает о цели путешествия  Не добившись ответа  « щёки надувает, прищуривается, скучнеет, брови сдвигает» , спрашивает напрямую  платком пот со лба смахивает да нос « бугристый и ноздрястый » в него « окунает » - сморкается  « это в сказках Дед Мороз только дарит » В начале встречи  - забывают о своей цели - о сестре не вспоминают  После прямого вопроса  сказать ничего не могут - оправдываются «Подумаешь, тряпку сожгли»  называют хозяина дома «плохим дедом-морозом»  - обвиняют деда в своих несчастьях

Обретение искомого

Реакция сестёр

Реакция деда – сказочного мудреца

В начале встречи

  • Ждёт вопроса, поит чаем

- напоминает о цели путешествия Не добившись ответа

  • « щёки надувает, прищуривается, скучнеет, брови сдвигает» , спрашивает напрямую
  • платком пот со лба смахивает да нос « бугристый и ноздрястый » в него « окунает » - сморкается
  • « это в сказках Дед Мороз только дарит »

В начале встречи - забывают о своей цели

- о сестре не вспоминают После прямого вопроса

  • сказать ничего не могут

- оправдываются «Подумаешь, тряпку сожгли»

  • называют хозяина дома «плохим дедом-морозом» - обвиняют деда в своих несчастьях
Притча (реминисценция на притчу «О полной банке») В притче «О полной банке» В рассказе «Три сестры»  Стакан – сосуд - символ жизни Банка – сосуд - символ жизни  камни – символ семьи, здоровья, детей, друзей  горох – символ личных удобств /карьера, богатство/ горох – символ личных удобств /карьера, богатство/  пустота = возможность выбора  горох – горох - горох  утрата права на чудо  КАМНИ – горох – КАМНИ  обретение искомого

Притча

(реминисценция на притчу «О полной банке»)

В притче «О полной банке»

В рассказе «Три сестры»

Стакан – сосуд - символ жизни

Банка – сосуд - символ жизни

камни – символ семьи, здоровья, детей, друзей

горох – символ личных удобств /карьера, богатство/

горох – символ личных удобств /карьера, богатство/

пустота = возможность выбора

горох – горох - горох

утрата права на чудо

КАМНИ – горох – КАМНИ

обретение искомого

Выводы   Произведение «Три сестры» С. Малицкого представляет собой сплав реалистического рассказа, сказки и притчи.   Жанровый подзаголовок выступает художественным комментарием к проблемам бытийного порядка, выполняет функцию неотделимого рамочного компонента наряду  с заглавием.  Введение в канву повествования сказочных элементов (зачин, сказочные формулы, троекратные повторы, волшебные подарки, реминисценции из народных и литературных сказок, аллюзии на сказочных героев) даёт автору возможность легко перемещаться во времени и пространстве, делать акценты на важных деталях.  Включение в рассказ узнаваемой притчи с изменённой концовкой даёт возможность автору указать на «деформацию» моральных ценностей и жизненных приоритетов в современном обществе.

Выводы

  • Произведение «Три сестры» С. Малицкого представляет собой сплав реалистического рассказа, сказки и притчи.

  • Жанровый подзаголовок выступает художественным комментарием к проблемам бытийного порядка, выполняет функцию неотделимого рамочного компонента наряду с заглавием.

  • Введение в канву повествования сказочных элементов (зачин, сказочные формулы, троекратные повторы, волшебные подарки, реминисценции из народных и литературных сказок, аллюзии на сказочных героев) даёт автору возможность легко перемещаться во времени и пространстве, делать акценты на важных деталях.

  • Включение в рассказ узнаваемой притчи с изменённой концовкой даёт возможность автору указать на «деформацию» моральных ценностей и жизненных приоритетов в современном обществе.

Выводы  Жизненная история, рассказанная автором, реалистические образы, узнаваемые детали современной жизни дают возможность читателю сопоставить себя с героинями рассказа.   Наличие в тексте большого количества реминисценций, аллюзий из литературных произведений разных эпох и стран ассоциативно расширяет границы произведения, углубляет характеристику персонажей.   В эпилоге повторяется зачин, тем самым закольцовывается композиция, нарушается гармоничная тройственность, а герои лишаются права на чудо.   Таким образом, жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.

Выводы

  • Жизненная история, рассказанная автором, реалистические образы, узнаваемые детали современной жизни дают возможность читателю сопоставить себя с героинями рассказа.

  • Наличие в тексте большого количества реминисценций, аллюзий из литературных произведений разных эпох и стран ассоциативно расширяет границы произведения, углубляет характеристику персонажей.

  • В эпилоге повторяется зачин, тем самым закольцовывается композиция, нарушается гармоничная тройственность, а герои лишаются права на чудо.

  • Таким образом, жанровое своеобразие рассказа С. Малицкого «Три сестры» помогает глубже проникнуть в авторский замысел.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!