ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ на уроках окружающего мира
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит ее находить».
Адольф Дистервег
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
«проблемный»
«диалог»
-постановка проблемы
-побуждающий
-поиск решения
-подводящий
ВИДЫ ДИАЛОГОВ
Подводящий диалог
Побуждающий диалог
представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
+ Развивает творческое мышление.
+Максимально близок к жизненным ситуациям.
-Ученики могут увести в сторону от темы
-Невозможно рассчитать время на уроке
+Развивает логическое мышление.
+Просчитывается по времени.
+Ведет к нужному результату коротким путем.
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – это интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда ученик не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом.
«Проблемы невозможно решить,
находясь на том же уровне мышления,
на котором ты их создал».
А.Эйнштейн
1. Создание проблемной ситуации
2. Выдвижение версий
3. Актуализация знаний
4. Планирование деятельности
5. Поиск решения проблемы или открытие нового знания
6. Применение нового знания на практике
7. Рефлексия.
ЭТАПЫ УРОКА
Приемы создания проблемной ситуации
«Сокращенные»
«Мотивирующие»
«Классические»
1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
1.Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
ВОПРОСЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему вы удивились? Сколько существует теорий?
Сколько же в нашем классе разных мнений?
Вы что предполагали? А что получилось на самом
деле?
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего?
Что вы хотели сделать? Какие знания применили?
Задание выполнено?
Какова будет тема урока? Какой возникает вопрос?
ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ
ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
-с удивлением
-с удивлением
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
«с удивлением»
Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Создание проблемной ситуации «с удивлением»
ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
СОЗДАНИЕ
Что вы думали сначала?
ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
– А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос?
Вопрос фиксируется на доске
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА
– Как будем искать ответ на наши вопросы?
-Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно)
-Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления)
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
АНЯ ВАНЯ
РАБОТА В ПАРАХ
ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
Предъявление двух (и более) точек зрения. зрения.
СОЗДАНИЕ
ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
Аня и Ваня с родителями тоже отправляются в путешествие. Аня с мамой на Южный полюс, а Ваня и папа на Северный полюс. Помогите им собрать вещи в дорогу.
Столкновение разных мнений учащихся зрения.
Противоречие между житейским представление и научным фактом.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ
УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Подводящий
Сообщение темы
к теме диалог
с мотивирующим приёмом
«яркое пятно»
«актуальность»
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «ЯРКОЕ ПЯТНО»
Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю!
Тема: «Пищеварительная система»
«яркое пятно»
Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «АКТУАЛЬНОСТЬ»
Тема: «Уход за комнатные растениями »
«Актуальность»
понимание учащимися практической значимости знаний
М ЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к гипотезам диалог
Подводящий без проблемы диалог
Подводящий от проблемы
диалог
обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие
способности.
имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся
Использование подводящего диалога
Тема: «Про воздух…»
– У меня в руках пластиковая бутылка. Что в ней? (Вопрос на ошибку)
– Она пустая.
– Опускаю горлышко бутылки в воду. Что наблюдаете? (Демонстрация научного факта)
– Вода немного затекла в бутылку и дальше не поднимается.
– Что вы сначала думали?
– Что бутылка пустая.
– А на самом деле?
– Она не пустая. Там есть воздух.
– А теперь я немного надавлю на бутылку. Что увидели? (Демонстрация научного факта)
– Из бутылки выходят пузырьки! Значит, она точно не пустая!
– Какова будет тема урока?
– Мы будем узнавать свойства воздуха.
Использование побуждающего к гипотезам диалога диалога
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок.
ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ
Наблюдение и анализ.
Сравнение, выделение общих признаков
Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).
Сочетание наблюдения и опыта.
ЭТ АП ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ
Методический прием
«4 квадрата»
Тема: «Москва –
преемница Владимира»
«Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви позжены»,
«все изобнажено и поругано бедною и нужною смертию»,
– Сделайте предположение дальнейшем развитии Руси ? (Вопрос на ошибку)
– Как это повлияло на развитие Руси?
–
«град и церкви пожгоша»,
«все пусто сотвориша и ограбиша»,
– Русь продолжала богатеть и расширять границы.
– Чем прославились князья…
– Русь крепла.
… Ярослав Мудрый?
– Послушайте строки из летописи? (Предъявление научного факта)
«испустошиша и города и волости»
– Развивалась торговля.
– Расширял границы Руси, основал город Ярославль.
– Какой возникает вопрос?
– Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры.
… Владимир Мономах?
– Воинскими подвигами и добрыми делами, основал город Владимир на реке Клязьме.
– Развивалась письменность.
… Юрий Долгорукий?
– Строились храмы.
– Построил город Переславль-Залесский.
… Андрей Боголюбский?
– «Я всю…Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил»
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
– Назовите событие, произошедшие в
… 862 году
– Приглашение князя Рюрика на княжение
… 882 году
– Захват князем Олегом Киева и объединение южного и северного центра Руси
… 988 году
– Крещение Руси князем Владимиром
Нападение монголо-татар.
Междоусобицы.
Вступить в союз.
Ярлык.
В единстве – сила.
На Русь в XII -XIII в. обрушились беды, которые сильно ее ослабили. Что случилось?
Нападение немецких
рыцарей.
Эссе
На западе – сражаться.
Вывод
Аргументы «ЗА»
Вводная часть
Хорошо ли жить в городе?
Эссе
Аргументы «ПРОТИВ»
Вывод
ПРОБЛЕМНО- Д ИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Формулирование темы урока (вопрос для исследования)
«Открытие» нового знания
Интерес к новому материалу, познавательная мотивация
Подлинное понимание учащимися материала
«Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги». Омар Хайям
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Интернет - ресурсы
http://fony-kartinki.ru/_ ph/49/2/828651956.jpg
https:// img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig
http:// s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png
На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.