История России
Параграф 25
Тема урока
Традиции и новаторство в культуре
Введение в тему
- Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
- Назови тему урока и хронологические рамки
- Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
Актуализация знаний
Духовная
сфера
Какую сферу жизни общества будем изучать на уроке?
Тема: Традиции и новаторство в культуре
Актуализация знаний
Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?
В экономической сфере преобладали черты аграрного общества: основным занятием осталось земледелие (существовало помещичье землевладение), в городах ремесленное производство. Но стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появились мануфактуры, формировался всероссийский рынок.
Актуализация знаний
Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?
В социальной структуре изменений практически не произошло: в основе лежал сословный строй, самым многочисленным сословием оставалось крестьянство ( в 17 веке окончательно оформилось крепостное право), привилегированными сословиями оставались бояре и дворяне.
Актуализация знаний
Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?
В политической жизни начал формироваться абсолютизм, фактически утверждалось самодержавие. Некоторые европейские страны в ходе революций уничтожали абсолютную монархию, создавая ограниченные монархии и представительные органы. В России этого не было, наоборот, сословно-представительные органы перестали созываться в 17 веке.
Тема: Традиции и новаторство в культуре
Проблема. Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?
План
1.Какие традиции сохранились и какие элементы нового появились в культуре?
2.Каких признаков больше?
Поиск решения
Какая религия была господствующей в России?
Православие
Поиск решения
Мы изучали культуру в разные периоды истории. Какие составные части культуры вы помните?
Наука, образование, литература, живопись, архитектура, скульптура...
Поиск решения
Работа по вариантам
1 вариант, стр. 183 – 186
Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.
2 вариант — стр. 186 - 188
Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство?
.
Образование и грамотность
Литература
Чего больше – традиций или нового?
Чего больше – старого или нового?
Поиск решения
1 вариант
Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.
Начальное образование велось на дому у «грамотеев» (светское+духовное образование)
Специальное образование : стали возникать первые частные и государственные школы, где изучали иностранные языки, Грамматику, математику (светское образование)
Высшая школа : в 1687 г. открылась Славяно-греко-римская академия. Изучали грамматику, риторику, философию, богословие.... Преподавали в академии монахи, «школяры» лучше знали тонкости переводов Библии, а некоторые науки изучали ограниченно (физику, астрономию) (духовное+светское образование).
В 16 в. издавали больше религиозных книг, в 17 в. печатали как религиозные книги, так и учебную литературу.
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
- В XVII веке существуют школы при монастырях и ведется домашнее обучение.
- Возникают первые гражданские школы, расширяется система начального образования, появляются частные школы
- Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
«Букварь»
Василия Бурцева
Лист из рукописного букваря Кариона Истомина
«Грамматика»
Метелия Смотрицкого
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Славяно-греко-латинская
академия, 1687 год
руководили
братья
Софроний и Иоаникий
Лихуды
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
- В XVII в. возникает первая библиотека в России при Аптекарском приказе.
- В 1620 вышла
первая
рукописная
газета "Куранты".
- В 1674 году появилась первая печатная историческая книга Иннокентия Гизеля «Синопсис».
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Вывод:
В XVII веке в образовании русские обычаи начинают сочетаться с традициями Западной Европы.
Поиск решения
1 вариант
Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.
Вывод. Стало развиваться светское образование, но влияние церкви было велико. Пока именно монахи оставались более грамотными. В образовании преобладали традиции
Поиск решения
2 вариант с. 186 - 188
Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство?
Сходство. Основная часть произведений была посвящена религиозной теме.
Различие. В 16 в. летописи и «Жития». В 17 в. появились новые жанры (историческая повесть, автобиографии, поэзия), стала развиваться светская литература.
Вывод. Произведения с новыми сюжетами только начинали появляться, в основе оставалась религиозная тема.
2. ЛИТЕРАТУРА
стихи
Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (1678),
Историческая повесть
«Сказание келаря Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына
Бытовая повесть, сатира
Биографические повести
- «Повесть о Горе-Злочастии»,
- «Повесть о Савве Грудцыне»,
- «Повесть о Шемякином суде»,
- «Повесть о Ерше Ершовиче».
- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
- «Повесть об Улиане Осорьиной», написанная ее сыном Дружиной
«Делу время, а потехе час»
Занимательно и познавательно!
Выражение «Делу время и потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову.
По приказу Алексея Михайловича была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя.
В конце этой книги Алексей Михайлович собственноручно сделал приписку:
«Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», то есть, увлекаясь потехой, охотники не должны были забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.
Тема: Традиции и новаторство в культуре
Проблема. Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?
Ответь на проблемный вопрос письменно
В культуре России в 17 веке появляется много нового, но не смотря на это в основном сохранилось традиционное.