СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проблемного урока истории 7 класс "Просвещение, литература и театр"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проблемного урока истории 7 класс "Просвещение, литература и театр" к учебнику Пчелова Е.В., параграф 25

Просмотр содержимого документа
«Презентация проблемного урока истории 7 класс "Просвещение, литература и театр"»

История России Параграф 25 Тема урока Традиции и новаторство в культуре

История России

Параграф 25

Тема урока

Традиции и новаторство в культуре

Введение в тему  Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке? Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?

Введение в тему

  • Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
  • Назови тему урока и хронологические рамки
  • Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?

Актуализация знаний Духовная  сфера  Какую сферу жизни общества будем изучать на уроке?

Актуализация знаний

Духовная

сфера

Какую сферу жизни общества будем изучать на уроке?

Тема: Традиции и новаторство в культуре

Тема: Традиции и новаторство в культуре

Актуализация знаний Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике? В экономической сфере преобладали черты аграрного общества: основным занятием осталось земледелие (существовало помещичье землевладение), в городах ремесленное производство. Но стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появились мануфактуры, формировался всероссийский рынок.

Актуализация знаний

Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?

В экономической сфере преобладали черты аграрного общества: основным занятием осталось земледелие (существовало помещичье землевладение), в городах ремесленное производство. Но стали возникать признаки разрушения аграрного общества: появились мануфактуры, формировался всероссийский рынок.

Актуализация знаний Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике? В социальной структуре  изменений практически не произошло: в основе лежал сословный строй, самым многочисленным сословием оставалось крестьянство ( в 17 веке окончательно оформилось крепостное право), привилегированными сословиями оставались бояре и дворяне.

Актуализация знаний

Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?

В социальной структуре изменений практически не произошло: в основе лежал сословный строй, самым многочисленным сословием оставалось крестьянство ( в 17 веке окончательно оформилось крепостное право), привилегированными сословиями оставались бояре и дворяне.

Актуализация знаний Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике? В политической жизни начал формироваться абсолютизм, фактически утверждалось самодержавие. Некоторые европейские страны в ходе революций уничтожали абсолютную монархию, создавая ограниченные монархии и представительные органы. В России этого не было, наоборот, сословно-представительные органы перестали созываться в 17 веке.

Актуализация знаний

Сегодня мы завершаем изучение истории России 17 века. Сохраняется или разрушается аграрное общество в России в период 1613 — 1682 годы: в экономике, в общественном строе, в политике?

В политической жизни начал формироваться абсолютизм, фактически утверждалось самодержавие. Некоторые европейские страны в ходе революций уничтожали абсолютную монархию, создавая ограниченные монархии и представительные органы. В России этого не было, наоборот, сословно-представительные органы перестали созываться в 17 веке.

Тема: Традиции и новаторство в культуре Проблема.  Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?  План 1.Какие традиции сохранились и какие элементы нового появились в культуре? 2.Каких признаков больше?

Тема: Традиции и новаторство в культуре

Проблема. Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?

План

1.Какие традиции сохранились и какие элементы нового появились в культуре?

2.Каких признаков больше?

Поиск решения Какая религия была господствующей в России? Православие

Поиск решения

Какая религия была господствующей в России?

Православие

Поиск решения Мы изучали культуру в разные периоды истории. Какие составные части культуры вы помните? Наука, образование, литература, живопись, архитектура, скульптура...

Поиск решения

Мы изучали культуру в разные периоды истории. Какие составные части культуры вы помните?

Наука, образование, литература, живопись, архитектура, скульптура...

Поиск решения Работа по вариантам   1 вариант, стр. 183 – 186 Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.  2 вариант — стр. 186 - 188 Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство?   .

Поиск решения

Работа по вариантам

1 вариант, стр. 183 – 186

Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.

2 вариант — стр. 186 - 188

Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство?

.

Образование и грамотность Литература Чего больше – традиций или нового? Чего больше – старого или нового?

Образование и грамотность

Литература

Чего больше – традиций или нового?

Чего больше – старого или нового?

Поиск решения  1 вариант Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали. Начальное образование велось на дому у «грамотеев» (светское+духовное образование) Специальное образование : стали возникать первые частные и государственные школы, где изучали иностранные языки, Грамматику, математику (светское образование) Высшая школа : в 1687 г. открылась Славяно-греко-римская академия. Изучали грамматику, риторику, философию, богословие.... Преподавали в академии монахи, «школяры» лучше знали тонкости переводов Библии, а некоторые науки изучали ограниченно (физику, астрономию) (духовное+светское образование). В 16 в. издавали больше религиозных книг, в 17 в. печатали как религиозные книги, так и учебную литературу.

Поиск решения

1 вариант

Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.

Начальное образование велось на дому у «грамотеев» (светское+духовное образование)

Специальное образование : стали возникать первые частные и государственные школы, где изучали иностранные языки, Грамматику, математику (светское образование)

Высшая школа : в 1687 г. открылась Славяно-греко-римская академия. Изучали грамматику, риторику, философию, богословие.... Преподавали в академии монахи, «школяры» лучше знали тонкости переводов Библии, а некоторые науки изучали ограниченно (физику, астрономию) (духовное+светское образование).

В 16 в. издавали больше религиозных книг, в 17 в. печатали как религиозные книги, так и учебную литературу.

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В XVII веке существуют школы при монастырях и ведется домашнее обучение.  Возникают первые гражданские школы, расширяется система начального образования, появляются частные школы Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

  • В XVII веке существуют школы при монастырях и ведется домашнее обучение.
  • Возникают первые гражданские школы, расширяется система начального образования, появляются частные школы
  • Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ «Букварь» Василия Бурцева Лист из рукописного букваря  Кариона Истомина «Грамматика»  Метелия Смотрицкого

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

«Букварь»

Василия Бурцева

Лист из рукописного букваря Кариона Истомина

«Грамматика»

Метелия Смотрицкого

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Славяно-греко-латинская академия, 1687 год руководили братья Софроний и Иоаникий Лихуды

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Славяно-греко-латинская

академия, 1687 год

руководили

братья

Софроний и Иоаникий

Лихуды

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ  В XVII в. возникает первая библиотека в России при Аптекарском приказе.  В 1620 вышла  первая рукописная газета

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

  • В XVII в. возникает первая библиотека в России при Аптекарском приказе.
  • В 1620 вышла

первая

рукописная

газета "Куранты".

  • В 1674 году появилась первая печатная историческая книга Иннокентия Гизеля «Синопсис».

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Вывод: В XVII веке в образовании русские обычаи начинают сочетаться с традициями Западной Европы.

1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Вывод:

В XVII веке в образовании русские обычаи начинают сочетаться с традициями Западной Европы.

Поиск решения  1 вариант Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали. Вывод. Стало развиваться светское образование, но влияние церкви было велико. Пока именно монахи оставались более грамотными. В образовании преобладали традиции

Поиск решения

1 вариант

Где и с помощью каких пособий в России можно было получить начальное, среднее, высшее образование? Это образование было светским или церковным? Сравни количество и набор книг, изданных в 16 и 17 в.в. Сделай вывод о том, какие черты преобладали.

Вывод. Стало развиваться светское образование, но влияние церкви было велико. Пока именно монахи оставались более грамотными. В образовании преобладали традиции

Поиск решения 2 вариант с. 186 - 188 Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство? Сходство. Основная часть произведений была посвящена религиозной теме. Различие. В 16 в. летописи и «Жития». В 17 в. появились новые жанры (историческая повесть, автобиографии, поэзия), стала развиваться светская литература. Вывод. Произведения с новыми сюжетами только начинали появляться, в основе оставалась религиозная тема.

Поиск решения

2 вариант с. 186 - 188

Сравни жанры и темы русской литературы 16 и 17 в.в., какие изменения произошли в литературе. Сделай вывод, что преобладало: традиции или новаторство?

Сходство. Основная часть произведений была посвящена религиозной теме.

Различие. В 16 в. летописи и «Жития». В 17 в. появились новые жанры (историческая повесть, автобиографии, поэзия), стала развиваться светская литература.

Вывод. Произведения с новыми сюжетами только начинали появляться, в основе оставалась религиозная тема.

 2. ЛИТЕРАТУРА стихи Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (1678), Историческая повесть «Сказание келаря Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына Бытовая повесть, сатира Биографические повести  «Повесть о Горе-Злочастии»,  «Повесть о Савве Грудцыне»,  «Повесть о Шемякином суде»,  «Повесть о Ерше Ершовиче». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».  «Повесть об Улиане Осорьиной», написанная ее сыном Дружиной

2. ЛИТЕРАТУРА

стихи

Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (1678),

Историческая повесть

«Сказание келаря Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына

Бытовая повесть, сатира

Биографические повести

  • «Повесть о Горе-Злочастии»,
  • «Повесть о Савве Грудцыне»,
  • «Повесть о Шемякином суде»,
  • «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
  • «Повесть об Улиане Осорьиной», написанная ее сыном Дружиной
  «Делу время, а потехе час» Занимательно и познавательно! Выражение «Делу время и потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову. По приказу Алексея Михайловича была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя.  В конце этой книги Алексей Михайлович собственноручно сделал приписку: «Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте:  делу время и потехе час»,  то есть, увлекаясь потехой, охотники не должны были забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.

«Делу время, а потехе час»

Занимательно и познавательно!

Выражение «Делу время и потехе час» появилось в 1656 году и принадлежало Алексею Михайловичу Романову.

По приказу Алексея Михайловича была составлена книга, в которой содержались правила соколиной охоты, любимой потехи царя.

В конце этой книги Алексей Михайлович собственноручно сделал приписку:

«Правды же и суда и милостивые любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час», то есть, увлекаясь потехой, охотники не должны были забывать о главном деле – службе царю и Отечеству.

Тема: Традиции и новаторство в культуре Проблема.  Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?  Ответь на проблемный вопрос письменно В культуре России в 17 веке появляется много нового, но не смотря на это в основном сохранилось традиционное.

Тема: Традиции и новаторство в культуре

Проблема. Что преобладало в русской культуре 17 века — традиции или новшества?

Ответь на проблемный вопрос письменно

В культуре России в 17 веке появляется много нового, но не смотря на это в основном сохранилось традиционное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!