Методическое объединение дошкольных корпусов МБОУ «СОШ №34»
Проблемы и перспективы речевого развития детей: обучение грамоте
Организация образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием технологии моделирования
Обучение грамоте
Обучение чтению и письму. Следовательно, сущность подготовки к обучению грамоте — в подготовке детей к усвоению чтения и письма
Письмо
Перевод или кодировка звучащей речи на язык графических знаков
Чтение
Перевод или декодировка письменной речи в звучащую устную речь
Фонематический
Фонематическое
слух
Способность к слуховому восприятию звучащей речи, умение различать звуковые оболочки слов, близкие по звучанию фонемы
восприятие
Умственное действие, направленное на анализ звуковой структуры слова
Звуковой анализ слов
Выделение звуков, составляющих слово, и установление их последовательности
Остенсивное определение
Определение, которое противопоставляется в логике вербальному, словесному определению понятия, т.е. это демонстрация, показ, указание в качестве примера
Цели и задачи подготовки детей к обучению грамоте
Цели
Задачи
Цель общей речевой подготовки: развитие устной речи детей (учить пользоваться речью как средством общения)
- Научить детей понимать речевые высказывания и адекватно реагировать на них (развитие связной речи: диалогической и монологической).
- Сформировать словарь, необходимый детям для понимания и создания связных высказываний.
- Сформировать грамматический строй речи.
- Научить правильно, в соответствии с правилами языка воссоздавать звуковую оболочку речи (воспитание звуковой культуры речи).
Цель специальной подготовки: приобщить детей к элементарному теоретическому освоению языка и речи
- Сформировать общие, элементарные представления о речи и ее структуре.
- Сформировать умения анализировать речь, выделять ее отдельные структурные элементы.
- Ознакомить детей со свойствами речи: дискретностью, линейностью последовательностью
Содержание специальной подготовки детей к обучению грамоте
Формирование представлений
Формирование умений
Предложение
1.Речь состоит из предложений.
Слово
2.Каждое предложение о чем-либо с ообщает.
1.Вычленять предложения из потока речи.
3.Предложение состоит из слов.
2.Анализировать предложение:
1.Речь состоит из слов.
1.Называть отдельное слово.
2.Слова бывают разные: называют предметы, действия, признаки.
Слоги
— выделять в нем отдельные слова;
4.В предложениях может быть о дно слово и более.
— устанавливать их последовательность.
3.Слова звучат
5.Слова в предложениях следуют в определенном порядке
2.Подбирать слова заданной части речи.
1.Слова делятся на слоги.
3.Составлять предложения из 2—4 слов.
Звуковая структура слова
1.Делить слова на слоги.
3.Подбирать созвучные слова
2.В слове может быть 1 слог или б олее.
3.Слоги следуют друг за другом.
2.Определять количество слогов и их последовательность.
1.Слова состоят из звуков.
3.Называть слова с заданным количеством слогов.
4.В слове столько слогов, сколько г ласных звуков.
2.Звуки последовательно следуют д руг за другом.
1.Слышать и выделять звуки в слове, их последовательность.
5.Один слог в слове ударный.
4.Находить ударный слог.
3.Звуки бывают гласные и согласные (твердые и мягкие)
2.Определять характеристику звуков.
6.В каждом слоге может быть 1 и б олее звуков
5.Менять ударение в слогах.
3.Интонировать звук в слове.
6.Подбирать слоги с заданным количеством звуков
4.Подбирать слова с заданным количеством звуков
Модели для ознакомления детей с единицами речи
Единицы
речи
Предметно-
Предложения
Слоговая
схематические
Картинно-
Каждое слово заменяется каким-либо предметом (кубиком, елочкой, полоской и т.п.); «Живые слова»; Словесная линейка
Звуковая
Слоги заменяются предметом (палочки, геометрические фигуры); Слоговая линейка
структура
«Поезд»
Графические
схематические
«Улица»
слова
структура
Звуковые линейки; Цветные фишки
слова
«Птица»
Картина-схема
Видео-зарисовка «Образовательная деятельность по развитию речи, обучению грамоте: методы и приемы»
ПОДГОТОВИЛИ:
- воспитатель средней группы №17 Рязанова Ольга Владимировна
- воспитатель средней группы №25 Панина Юлия Николаевна
- воспитатель старшей группы №24 Гарина Татьяна Владимировна
- воспитатель подготовительной группы №6 Харлова Евгения Викторовна
- воспитатель подготовительной группы №9 Бочарова Анна Александровна
Видео-выступление «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»
- Подготовила: музыкальный руководитель Крысова Н.Ю.
Сотрудничество с семьями воспитанников по обучению грамоте.
Видео-выступление «Создание оптимальной предметно-пространственной среды по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР»
ПОДГОТОВИЛА:
- воспитатель Шнайдер Вера Алексеевна
Видео-выступление «Развивающая предметно-пространственная среда по обучению грамоте кабинета учителя-логопеда»
ПОДГОТОВИЛА:
- учитель-логопед Вебер Тамара Петровна
Литература
1. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.
2. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
3. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 184 с.
4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.
5. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.