Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №103 комбинированного вида »
Проект
«быть здоровым-здорово!»
Разработали: Шигапова С.А.
воспитатель
1 квалификационной категории
Гриневская Н. С.
воспитатель
1 квалификационной категории
Г. Ухта
2022 г.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта: Дети, родители (законные представители) и воспитатели группы № 2 «Радуга» МДОУ «Детский сад №103 комбинированного вида».
Продолжительность: среднесрочный (21 марта 2022 по 17 апреля 2022 года.)
Актуальность: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. В связи с этим нами был разработан проект: «Быть здоровым - здорово».
Проблема : воспитанники в нашей группе в недостаточной мере имеют представления о составляющих здорового образа жизни, здоровом питания, культурно-гигиенических навыках
Новизна: разработка системы мероприятий по формированию у дошкольников с расстройствами аутистического спектра представлений о здоровом образе жизни; разработка системы работы с родителями.
Риски : отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта. Недостаточное количество демонстрационного материала.
Цель проекта : создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
1. Дать детям общие представления о здоровье, как о ценности, научить беречь своё здоровье и заботиться о нём.
2. Обогатить предметно – развивающую среду играми валеологической направленности, материалом для полноценной двигательной деятельности дошкольников, проведения оздоровительных мероприятий.
3. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка
Гипотеза: процесс формирования представлений дошкольников с расстройствами аутистического спектра о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- включение в педагогический процесс пропаганды о здоровом образе жизни у всех участников проекта;
-систематическое проведение мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.
Методы и формы работы :
- Организованная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы с детьми о здоровом образе жизни.
- Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетные - ролевые, самостоятельные).
- Развлечения, досуги.
- Продуктивная деятельность.
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка с расстройствами аутистического спектра
- Сформируются и расширятся знания о здоровом образе жизни.
На уровне родителей :
- Повыситься педагогическая компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- Родители примут активное участие в проекте.
На уровне педагога:
- Педагоги группы создадут систему развивающего обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках проекта «Быть здоровым – здорово!»
- Усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
1. этап – подготовительный:
- Проведение мониторинга знаний детей.
- Изучение методической литературы по проведению педагогических проектов.
- Формулировка основных целей и задач.
- Определение основных мероприятий, их форм.
- Образовательная деятельность в рамках образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
- Мотивация и привлечение детей, родителей к проведению проекта.
- Утверждение плана проекта.
- Создание физического уголка «Юные спортсмены»
- Анкетирование родителей.
- Групповой конкурс. Книжка-малышка о здоровом образе жизни.
Диагностика сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей с РАС.
Вопросы для диагностики детей по ЗОЖ (по картинкам)
1.Какие части тела ты знаешь, назови и покажи.
2.Назови предметы и зачем они нужны человеку? Покажи, как ими пользоваться? (мыло; зубная щётка, зубная паста, шампунь, расчёска)
3.Покажи и назови на картинке опасные предметы, и расскажи, почему они опасные.
4.Покажи и назови на картинке, какая еда полезная, а какая вредная?
5.Назови, что делают дети на картинке (виды спорта)
6.Давай поиграем? (Подвижная игра)
Описание уровней:
Не сформирован: Дети затрудняются в названиях частях тела. Не знают предметы личной гигиены и для чего они нужны человеку. Не соблюдают меры безопасности. Нет представлений, о здоровой, вредной пище, видах спорта. Не проявляют интереса к подвижным играм.
На стадии формирования: Дети проявляют интерес к подвижным играм, но частично отвечают на вопросы, касающиеся здорового образа жизни.
Сформирован: Дети называют и показывают части тела. Называют предметы личной гигиены, виды спорта. Различают полезные и вредные для здоровья продукты питания. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Проявляют интерес к подвижным играм.
Категория 1 (до начала проекта)
Не сформирован -42%
На стадии формирования- 43%
Сформирован- 14%
Категория 2 (после реализации проекта)
Не сформирован 28%
На стадии формирования- 44%
Сформирован-28%
2. этап – практический:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Быть здоровым – здорово!»
Включает в себя:
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями
План реализации проекта «Быть здоровым – здорово!»
Мероприятия.
Работа с детьми включает:
1. Ежедневная профилактическая работа
- Утренняя гимнастика
- Хороводные игры.
- Пальчиковая гимнастика.
- Динамические паузы.
- Подвижные игры
- Прогулки на свежем воздухе.
- Су – джок.
2. Просмотр презентаций и познавательных видеофильмов: «Азбука здоровья», «Как оставаться здоровым», «Личная гигиена», «З.О.Ж»
3. Просмотр иллюстраций: «Виды спорта», «Спорт и дети», «Здоровый образ жизни»
4. Беседы: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Виды спорта», «О чистоте рук», «Беседа о полезных продуктах», «Витамины и здоровый организм», «Режим дня», «Спорт – это сила и здоровье».
5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Расчёска для куклы Кати», «Фрукты на тарелочке».
6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация: «Красивое полотенце», «Полезная каша», «Разными мячиками играют мальчики».
7. Художественно-эстетическое развитие. Лепка: «Овощи для игры в магазин», «Мы гуляем на участке».
8. Художественно-эстетическое развитие. Конструирование: «Везём по мосту фрукты».
9 . Раскраски и обводилки: «Овощи и фрукты», «Спорт»; «Личная гигиена »
10. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Королева зубная щётка», Г. Ладонщиков, «Девочка чумазая» А.Барто», «Про девочку, которая плохо кушала» С.Михалков. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как Миша и Маша учились мыть руки», С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»
11. Экскурсии: Медицинский кабинет, прачечная, кухня.
12. Экскурсия в аптеку.
13. Приготовление фруктового салата
14. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Фрукты-овощи», «Искупаем куклу Катю», «Уложим спать куклу Катю».
15. Игры на снятие эмоционального напряжения
16. Сюжетно ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Больница».
Работа с родителями включает:
1. Анкетирование «Здоровый образ жизни»
2. Консультации: «Массаж десен щеткой», «Красивые и здоровые зубы» «Еда, которая вредна», «Питание ребенка во время болезни», «Движение – залог здоровья», «Здоровье ребенка - в ваших руках»; «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей».
3. Мастер класс «Поговорим о здоровье»
4. Групповой конкурс. Стенгазета о здоровом образе жизни
3. этап – заключительный:
1. Изготовлена стенгазета «Мы за здоровый образ жизни»
2. Изготовлены настольно - печатные игры: «Спортивное лото», «Продуктовый магазин», «Органы чувств», «Летние и зимние виды спорта», «Спорт».
3. Изготовлены альбомы: «Спортивный инвентарь», «Как устроен человек»,«Спортивные загадки».
4. Проведено развлечение «Путешествие в страну здоровья».
5. Обобщение педагогического опыта проектной деятельности для педагогов ДОУ.
6. Трансляция опыта на сайте учреждения и в социальных сетях в группе VK «Радуга».
Фотогалерея по проекту
«быть здоровым-здорово!»
Физкультурный уголок «Юные спортсмены»
Групповой конкурс. Книжка - малышка о здоровом образе жизни
Ежедневная профилактическая работа. Утренняя гимнастика. Хороводные игры. Пальчиковая гимнастика. Динамические паузы. Подвижные игры. Прогулки на свежем воздухе. Су-джок.
Просмотр презентаций и познавательных видеофильмов: «Азбука здоровья», «Как оставаться здоровым», «Личная гигиена», «З.О.Ж»
Просмотр иллюстраций: «Виды спорта», «Спорт и дети», «Здоровый образ жизни»
Беседы: «Чтобы здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Виды спорта», «Чистота рук», «Полезные продукты», «Режим дня»
Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Расчёска для куклы Кати», «Фрукты на тарелочке»,
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация: «Красивое полотенце», «Полезная каша», «Разными мячиками играют мальчики»
Художественно-эстетическое развитие. Лепка: «Овощи для игры в магазин», «Мы гуляем на участке»
Художественно-эстетическое развитие. Конструирование: «Везём по мосту фрукты»
Раскраски и обводилки: «Овощи и фрукты», «Личная гигиена»
Экскурсии: Медицинский кабинет, прачечная,
кухня.
Экскурсия в аптеку
Приготовление фруктового салата
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Фрукты-овощи», «Искупаем куклу Катю», «Уложим спать куклу Катю»
Игры на снятие эмоционального напряжения
Сюжетно ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Больница».
Консультации. «Массаж десен щеткой», «Красивые и здоровые зубы» «Еда, которая вредна», «Питание ребенка во время болезни», «Движение – залог здоровья», «Здоровье ребенка - в ваших руках»; «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей».
Мастер - класс «Поговорим о здоровье»
Изготовлена стенгазета «Мы за здоровый образ жизни»
Групповой конкурс. Стенгазета о здоровом образе жизни
Изготовлены настольно - печатные игры: «Спортивное лото», «Продуктовый магазин», «Органы чувств», «Летние и зимние виды спорта», «Спорт»
Изготовлены альбомы: «Спортивный инвентарь», «Как устроен человек», «Спортивные загадки»
Проведено развлечение «Путешествие в страну здоровья»
Спасибо за внимание