СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Проект "Модуль числа в заданиях ОГЭ".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приведены примеры заданий ОГЭ и ЕГЭ, при решении которых используется понятие модуля числа: уравнения и неравенства с модулями; построение графиков функций, содержащих модули; преобразование корней.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Проект "Модуль числа в заданиях ОГЭ".»

Проект  Модуль числа в заданиях ОГЭ.  Автор работы: Димитрова Алина 9 класс Руководитель проекта: Вислова М.Г.  МКОУ Краснофлотская СОШ 2020г.

Проект Модуль числа в заданиях ОГЭ.

Автор работы: Димитрова Алина

9 класс

Руководитель проекта: Вислова М.Г.

МКОУ Краснофлотская СОШ

2020г.

Цели проекта:   закрепить навыки решения уравнений и неравенств с модулями методом интервалов; научиться строить графики функций с модулями; развить коммуникативные и общеобразовательные навыки; подготовиться к ОГЭ.

Цели проекта:

  • закрепить навыки решения уравнений и неравенств с модулями методом интервалов;
  • научиться строить графики функций с модулями;
  • развить коммуникативные и общеобразовательные навыки;
  • подготовиться к ОГЭ.
Задачи: Собрать и систематизировать материал по данной теме. Научиться решать уравнения и неравенства с модулем методом интервалов. Научиться строить графики функций, содержащих модули. Совершенствовать навыки создания презентаций и проектов.

Задачи:

  • Собрать и систематизировать материал по данной теме.
  • Научиться решать уравнения и неравенства с модулем методом интервалов.
  • Научиться строить графики функций, содержащих модули.
  • Совершенствовать навыки создания презентаций и проектов.
Этапы работы: 1. Отбор задач нужного вида. 2. Поиск, отбор и систематизация теоретических сведений по теме. 3. Решение типовых задач. 4. Подборка задач данных типов и их решение. 5. Подведение итогов. 6. Создание проекта. 7. Защита проекта на уроке-конференции.

Этапы работы:

1. Отбор задач нужного вида.

2. Поиск, отбор и систематизация теоретических сведений по теме.

3. Решение типовых задач.

4. Подборка задач данных типов и их решение.

5. Подведение итогов.

6. Создание проекта.

7. Защита проекта на уроке-конференции.

Исследование дополнительных материалов: Я использовала интернет-ресурсы, справочники для подготовки к экзаменам и выбрала наиболее интересную и понятную информацию. Актуальность темы: Данная тема актуальна тем, что мы являемся учениками 9 класса и нам предстоит писать ОГЭ и ЕГЭ по математике, в которые входят задания данных типов. Важно научиться грамотно это делать, чтобы быть уверенными в своих силах.

Исследование дополнительных материалов:

Я использовала интернет-ресурсы, справочники для подготовки к экзаменам и выбрала наиболее интересную и понятную информацию.

Актуальность темы:

Данная тема актуальна тем, что мы являемся учениками 9 класса и нам предстоит писать ОГЭ и ЕГЭ по математике, в которые входят задания данных типов. Важно научиться грамотно это делать, чтобы быть уверенными в своих силах.

Определение модуля: геометрическая интерпретация аналитическая интерпретация Модулем действительного числа a называется само это число, если и противоположное число – a, если a     Модулем числа называется расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчёта до точки, изображающей это число на координатной прямой.  

Определение модуля:

геометрическая интерпретация

аналитическая интерпретация

Модулем действительного числа a называется само это число, если и противоположное число – a, если a

  •  

Модулем числа называется расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчёта до точки, изображающей это число на координатной прямой.

  •  

Термин «модуль» (от лат. modulus – мера) ввел английский математик Р.Котес (1682 – 1716), а знак модуля – немецкий математик К.Вейерштрасс (1815 – 1897) в 1841г.

Термин «модуль» (от лат. modulus – мера) ввел английский математик Р.Котес (1682 – 1716), а знак модуля – немецкий математик К.Вейерштрасс (1815 – 1897) в 1841г.

Решим уравнение, пользуясь определением модуля. 1 .    Решение. 2 и 8 – корни уравнения. Ответ: 2; 8.

Решим уравнение, пользуясь определением модуля.

1 .

  •  

Решение.

2 и 8 – корни уравнения.

Ответ: 2; 8.

2.  Решение.       -6;6 –корни уравнения . Ответ: -6;6.

2. Решение.

 

  •  
  •  

-6;6 –корни уравнения .

Ответ: -6;6.

3.  Решение .   В правой части уравнения содержится выражение с переменной. Поэтому уравнение имеет решение при условии, что  

3. Решение .

 

В правой части уравнения содержится выражение с переменной. Поэтому уравнение имеет решение при условии, что

  •  
  4 – корень уравнения. Ответ: 4.
  •  

4 – корень уравнения.

Ответ: 4.

Задания для самостоятельного решения: 1.   Ответ: 1; 5. 2. Ответ: 3. Ответ: - 13; 9. 4. Ответ: - 17. 5. Ответ: - 1,5; 1,5.

Задания для самостоятельного решения:

1.

  •  

Ответ: 1; 5.

2.

Ответ:

3.

Ответ: - 13; 9.

4.

Ответ: - 17.

5.

Ответ: - 1,5; 1,5.

Метод интервалов  решения уравнений и неравенств,  содержащих модуль. Рассмотрим метод интервалов на примере решения уравнения   Чтобы решить данное уравнение, необходимо раскрыть модули. Для этого выделим интервалы, на каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, принимают только положительные или отрицательные значения. Отыскание таких интервалов основано на теореме: Если на интервале (а;b) функция f непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом интервале сохраняет знак.

Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Рассмотрим метод интервалов на примере решения уравнения

  •  

Чтобы решить данное уравнение, необходимо раскрыть модули. Для этого выделим интервалы, на каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, принимают только положительные или отрицательные значения. Отыскание таких интервалов основано на теореме:

Если на интервале (а;b) функция f непрерывна и не обращается в нуль, то она на этом интервале сохраняет знак.

Чтобы выделить интервалы знакопостоянства, найдем точки, в которых выражения под знаком модуля обращаются в нуль: х+3 = 0, х – 5 = 0, 1 – х = 0, х = - 3, х = 5, х = 1. Полученные точки разобьют координатную прямую на искомые интервалы:  -3 1 5 Решим уравнение на каждом интервале.

Чтобы выделить интервалы знакопостоянства, найдем точки, в которых выражения под знаком модуля обращаются в нуль:

х+3 = 0, х – 5 = 0, 1 – х = 0,

х = - 3, х = 5, х = 1.

Полученные точки разобьют координатную прямую на искомые интервалы:

-3 1 5

Решим уравнение на каждом интервале.

то    , 2) ,
  • то
  •  

,

2)

,

3)   , ,

3)

  •  

,

,

4)   , -3; - корни уравнения. Ответ: -3; .

4)

  •  

,

-3; - корни уравнения.

Ответ: -3; .

Решим неравенство   Найдем интервалы знакопостоянства:  -2 1 Решим неравенство на каждом интервале. но – 2 не принадлежит промежутку .

Решим неравенство

  •  

Найдем интервалы знакопостоянства:

-2 1

Решим неравенство на каждом интервале.

но – 2 не принадлежит промежутку .

2)   для любых значений 3)   Таким образом, решением данного неравенства являюся все числа из отрезка от – 2 до 1. Ответ:

2)

  •  

для любых значений

3)

Таким образом, решением данного неравенства являюся все числа из отрезка от – 2 до 1.

Ответ:

Неравенства с модулями в ЕГЭ.  

Неравенства с модулями в ЕГЭ.

  •  
Ответы:   

Ответы:

  •  
Модуль и преобразование корней в ОГЭ . Понятие модуля находит применение при оперировании арифметическими корнями. Так как арифметический квадратный корень из числа может принимать только неотрицательное значение, то при записи этих значений используется модуль. В общем случае справедливо тождество :    Например:

Модуль и преобразование корней в ОГЭ .

Понятие модуля находит применение при оперировании арифметическими корнями. Так как арифметический квадратный корень из числа может принимать только неотрицательное значение, то при записи этих значений используется модуль. В общем случае справедливо тождество :

  •  

Например:

Задания для самостоятельного решения . Найдите значение выражения:    Ответ : 2. Ответ: 3. Ответ: 4. Ответ: - 3.

Задания для самостоятельного решения .

Найдите значение выражения:

  •  

Ответ :

2.

Ответ:

3.

Ответ:

4.

Ответ: - 3.

0. Найдем координаты вершины параболы: " width="640"

Модуль и графики функций.

Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.

  •  

Решение.

Воспользуемся определением модуля:

  • Если то Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх, т.к. a 0. Найдем координаты вершины параболы:
0 . Найдем координаты вершины параболы:   3. Построим график функции: " width="640"

2. Если то Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх, т.к. a 0 . Найдем координаты вершины параболы:

  •  

3. Построим график функции:

  Прямая у = m – это прямая, параллельная оси абсцисс. При m = 4 эта прямая имеет с графиком функции три общие точки, при четыре общие точки, а при - ровно две общие точки.  Ответ:

 

Прямая у = m – это прямая, параллельная оси абсцисс. При m = 4 эта прямая имеет с графиком функции три общие точки, при четыре общие точки, а при - ровно две общие точки.

Ответ:

Задания для самостоятельного решения. Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.   Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком не менее одной, но не более трех общих точек. Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m не имеет с графиком ни одной общей точки.

Задания для самостоятельного решения.

  • Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.
  •  
  • Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком не менее одной, но не более трех общих точек.
  • Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m не имеет с графиком ни одной общей точки.
4. Постройте график функции   5. Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки. 6. Постройте график функции . Определите, при каких значениях k прямая у = kx не имеет с графиком ни одной общей точки.

4. Постройте график функции

  •  

5. Постройте график функции . Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно две общие точки.

6. Постройте график функции . Определите, при каких значениях k прямая у = kx не имеет с графиком ни одной общей точки.

7. Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно одну общую точку.   8. Постройте график функции Найдите наибольшее количество общих точек графика с прямой, параллельной оси абсцисс.

7. Постройте график функции Определите, при каких значениях m прямая у = m имеет с графиком ровно одну общую точку.

  •  

8. Постройте график функции Найдите наибольшее количество общих точек графика с прямой, параллельной оси абсцисс.

Ответы: 2.   1. Ответ: m = - 1; m = 16. Ответ:

Ответы:

2.

  •  

1.

Ответ: m = - 1; m = 16.

Ответ:

4. 3. Ответ: - 6,75. Ответ: 0; 0,25.

4.

3.

Ответ: - 6,75.

Ответ: 0; 0,25.

6. 5. Ответ: -9; 4. Ответ: - 12,25; 0; 12,25.

6.

5.

Ответ: -9; 4.

Ответ: - 12,25; 0; 12,25.

7. 8. Ответ: -1; 1. Ответ: 4 точки.

7.

8.

Ответ: -1; 1.

Ответ: 4 точки.

Вывод В процессе работы над проектом я научилась выделять и решать уравнения и неравенства с модулями. Усовершенствовала навык построения графиков функций. Приобрела необходимые навыки создания презентации и проекта. Усовершенствовала свои навыки, которые мне так необходимы для сдачи экзамена.

Вывод

  • В процессе работы над проектом я научилась выделять и решать уравнения и неравенства с модулями.
  • Усовершенствовала навык построения графиков функций.
  • Приобрела необходимые навыки создания презентации и проекта.
  • Усовершенствовала свои навыки, которые мне так необходимы для сдачи экзамена.
Источники информации: Источники: Интернет-ресурсы. Сборник для подготовки к ОГЭ Ященко.

Источники информации:

Источники:

  • Интернет-ресурсы.
  • Сборник для подготовки к ОГЭ Ященко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!