Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
при Посольстве России в Венгрии
Работу выполнили:
Уткина София , 5 класс
Павлова Владислава , 9 класс
Руководитель: Романова Елена Николаевна ,
учитель русского языка и литературы
Будапешт, 2018
2018 - год добровольца и волонтёра в России
- 2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтёра.
- Наша работа связана с тем, что мы любим больше всего - помогать.
- Цель волонтёрства — нести добро людям, заботиться о ближнем, проявлять милосердие, готовность прийти на помощь нуждающимся.
- А как мы, живя в другой стране, можем оказаться в этом активном социальном движении? И кому действительно нужна НАША помощь?
- Мы посмотрели вокруг… и увидели во дворе школы, который совмещен с жилой зоной, мальчика, катающегося на странном велосипеде – его ноги были пристёгнуты к педалям. Присмотревшись, поняли, что он болен ДЦП. Страшный диагноз! Но мальчик упорно крутил колёса своего металлического друга и пытался ровно выруливать. Он боролся с болезнью доступным ему способом. Мы поняли: он - наш герой! Мы захотели посвятить проект людям–победителям .
- В нашей работе мы попытаемся повлиять на отношение ровесников к людям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), поскольку подготовительная работа над проектом дала нам понять, что это – ЛЮДИ С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Опрос сверстников
- Сначала мы запустили анкету среди учащихся:
1. Знакомы ли Вы с понятием «люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»? (да/нет) __________________________________________________________________________________
2. Какие эмоции испытывали, встречая людей с ОВЗ? __________________________________________________________________________________
3. Изменились ли с возрастом Ваши взгляды на людей с ОВЗ? (если – да, то как?) __________________________________________________________________________________
4. Каких знаменитых людей с ОВЗ Вы знаете?______________________________________________
5. Принимаете ли Вы участие в акциях помощи людям с ОВЗ? (да/нет)_________________________
6. Каким образом оказываете помощь? __________________________________________________
7. Знаете ли Вы места, приспособленные для людей с ОВЗ? __________________________________________________________________________________
8. Какое влияние оказывает на Вас общественное мнение в восприятии людей с ОВЗ?
(негативное/позитивное/указать свой вариант)______________________________________________
- В опросе участвовало 40 учеников (5, 9, 11-е классы)
Результаты опроса с нашими выводами
- Отрадно, что только 10% респондентов ответили отрицательно на первый вопрос, остальные ребята знают, что такое «люди с ОВЗ».
- Эмоции испытывают разные: от положительных (жалость – 20%, сочувствие – 32%, уважение – 13%) до не очень хороших (неприязнь -18%; хочу отвернуться - 9%, страшно/боюсь – 8 %). Вот с кем нам необходимо будет поработать!
- Ответ на 3-й вопрос привёл нас к мысли, что чем взрослей человек, тем он проявляет больше эмпатии к таким людям (11-й класс – 100%). Мы узнали чуть позднее, почему наши выпускники так изменили свое отношение к людям с ОВЗ.
- Знаменитых людей ребята указали огромное количество, среди них и учёные, и артисты, и художники, и писатели, и военные, и спортсмены. В своей работе приведём примеры ярких личностей.
- Следующий вопрос многих поставил в тупик: только 4% реально участвовали в акциях по оказанию помощи людям с ОВЗ (собирали вещи в интернат для слепых детей, выступали с концертом). Значит, надо будет показать ещё варианты.
- Назвать специальные места для таких людей смогли только 23% респондентов. Да, для России это проблема.
- Общество влияет на детей как позитивно (54%), так и негативно (28%), «нейтрально» отметили 18% учащихся. Если нельзя изменить социум, будем менять себя!
Цели и задачи проекта
Предварительное анкетирование только утвердило нас в намерении посвятить работу этой теме. Отсюда сформулировались цели и задачи проекта.
Изменить отношение подростков к людям с ОВЗ путём расширения знаний об их достижениях. Сменить чувство жалости к ним на уважение.
- Изучить научный и художественно-документальный материал по данной теме;
- определить основные категории ограничений здоровья, классифицировать их;
- провести опрос среди учеников школы, выяснив их отношение к людям с ОВЗ;
- подобрать примеры, демонстрирующие сильные стороны таких людей;
- показать сверстникам пути, способы помощи данной группе людей.
- Методы: анкетирование, интервью, эксперимент, посещение музея, сравнительный анализ, флешмоб.
- Гипотеза: снисходительное отношение к людям с ОВЗ зависит от незнания, недопонимания их возможностей.
Немного теории
- Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Существует следующая классификация нарушений:
- слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
- зрения (слабовидящие, слепые);
- речи (разные степени);
- интеллекта, ЗПР;
- опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сфер.
- Физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию детей: они стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому им так нужна социальная адаптация.
- Кто с этим справляется, становится активным членом общества.
Институт имени Андраши Петё
- Нам стало известно, что в Будапеште есть уникальный институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии им. А. Петё, в основе идеологии которого – помочь детям с ДЦП почувствовать, что они такие же, как и мы. Целью метода является гармоничное, целостное и взаимосвязанное развитие моторики, познавательных способностей, эмоциональной сферы и социальных навыков детей на бытовом и социальном уровнях. То есть в основе лежат не только терапевтические, но и педагогические методы.
- Андраш Петё говорил: «Даже самая лучшая терапия не поможет, если её элементы не используются в повседневной жизни».
- Девиз детей, проходящих курс лечения: «Хочу, Могу и Буду!»
- Мы решили, что внесём небольшой вклад в социализацию и реабилитацию «малыша на велосипеде» и обязательно навестим и поздравим его с Новым годом .
От слов к делу!
При знакомстве Савва оказался очень добрым и открытым мальчиком. Он очень радовался нашим подаркам, которые мы смастерили сами, и тем, что купили для его развития. А на 23 февраля был следующий наш визит с очередной поделкой. Посещая Савву, мы сделали очень важное для себя открытие: не столько мы ему нужны были, сколько он нам – до того стало на душе тепло, покойно и счастливо! И отдельную похвалу заслуживают родители таких детей – они самые любящие, преданные и самоотверженные люди на свете!
Помощь за несколько тысяч километров
В одной из соцсетей мы увидели сообщение от Галины Тихоновой и не смогли остаться безучастными. Капитана мы, к сожалению, не нашли, но отправили открытку от его имени. Влада сочинила текст, Соня перевела на венгерский, чтобы выглядело правдоподобней. Мы поняли, что вершить добро можно и на расстоянии.
Интервью с нашим героем – одиннадцатиклассником Тюриным Вадимом (спастическая диплегия – форма ДЦП)
Влада: Вадим, когда ты стал понимать свой диагноз, чью поддержку прежде всего почувствовал?
Вадим: Всей семьи. Мама с бабушкой сказали: «Хоть как, но ты будешь ходить!» И я НИКОГДА не ездил в инвалидной коляске: пошел сначала за ручку, со временем освоился и стал передвигаться самостоятельно.
Соня: С какого возраста стал заниматься плаванием?
Вадим: С 6 лет, когда папа рассказал мне о бассейне для таких, как я, ребят. Сначала мы просто плавали, но через некоторое время началось серьезное обучение различным стилям, после того как тренер увидела возможность пробиться нам на спортивные состязания.
Влада: Расскажи о своём первом опыте участия в соревнованиях.
Вадим: Это случилось только через год. Меня взяли на соревнования детей с ОВЗ в Подмосковье. И хотя на них я потерпел поражение, но не расстроился и не бросил плаванье. Во мне проснулся азарт! И тренер его усилила: «Мы будем работать на СВОЙ результат». И я стал улучшать свои показатели. Спустя полгода меня пригласили на выездные соревнования, где выступали люди с разными диагнозами. Все однокомандники получили призы и медали, кроме меня.
Интервью с героем (продолжение)
Соня: Ты и после этого не опустил руки?!
Вадим: Нет. Это меня только подстегнуло. Через пару месяцев тренировок наконец получил свою первую награду - медаль и грамоту. В свои 7,5 лет почувствовал вкус победы и был очень этим воодушевлён.
Соня: И каковы результаты?
Вадим: Результаты пошли по нарастающей. За моей спиной теперь была не одна победа. Даже директор бассейна проникся ко мне уважением и всегда помогал. Тренер же начала давать дополнительные занятия на «суше». В 11-12 лет выполнил норматив первого взрослого разряда. После чего вошел в сборную Московской области и начал ездить на соревнования по всей России. Привёз бронзовую медаль с первых Всероссийских соревнований. По возвращении домой показывал результаты всё выше и выше. В итоге, в 13 лет стал чемпионом России. Получил грант от Правительства Московской области.
Влада: А потом ты оказался в Венгрии… Здесь не стал продолжать совершенствоваться в спортивном мастерстве?
Вадим: Первое время я участвовал в соревнованиях и получал призы, однако вскоре оставил это – нет сильной конкуренции, к сожалению.
Соня, Влада: Надеемся, что, вернувшись в Россию, ты возобновишь свои тренировки и ещё заявишь о себе как о сильном спортсмене. Удачи тебе, Вадим!
Тюрин Вадим в 13 лет – победитель первенства России по плаванию
Награды Вадима
Посещение «Невидимой выставки»
Соня : Мы посетили «Невидимую выставку». В начальных классах часто играли в жмурки, и, когда я вошла в выставочное помещение, мне показалось, как будто во время этой игры меня отправили в чью-то квартиру, потом на улицу, в парк, а после этого – в бар. У меня появилось там чувство нереальности. В этом музее я поняла, каково это быть слепым.
Влада: Как только вы заходите в эту комнату, всё кажется новым, удивительным, необычным. Только вы и темнота. Но чем дальше вы идёте, тем больше давит на вас эта тьма, тем страшнее вам становится. Так и со мной: мне было весело первые 5 минут. Но под конец мне стало так плохо, что я начала задыхаться...
Беседа с посетителями выставки
Помимо того, что Соня набрала, используя прибор для письма по Брайлю, фразу «Я Соня! Привет», на выставке мы также повстречали много интересных людей, с которыми смогли побеседовать на венгерском языке, благодаря маме Сони.
- Учительница биологии Илдико привела своих учеников, потому что они по программе сейчас изучают зрение. Она проводит не только интерактивные занятия, но и организует выступления детей в домах престарелых.
- Семейство Еже: родители, Роланд и Тимми. Эти люди были в музее уже не однажды, но каждый раз у них новые впечатления. Сначала очень пугала кромешная темнота. Потом – осознание того, как сложно жить людям без зрения. После выставки семья собиралась на концерт Андреа Бочелли - слепого итальянского певца.
- Аннамария, мама троих детей, воспитывалась среди людей с ограниченными возможностями, поэтому у неё с детства развита эмпатия к ним. Сейчас она воспитывает, помимо своих детей, ещё и приёмных. Именно они привели её в этот музей.
- У венгров значительно развито чувство сострадания.
Удивительные люди!
У слепых людей есть возможность слышать этот мир и осуществлять коммуникацию через речь, но сложно представить, как может существовать человек без зрения, слуха и голоса. Однако такие люди не только живут, но и некоторые из них становятся знаменитостями. Хотя это стоит невероятных усилий и тяжёлой работы над собой. Примером может служить Елена Келлер Адамс (1880-1968 гг.).
Самое поразительное в книгах слепоглухонемой Елены Келлер, а она написала семь книг, — то, что чтение их не вызывает ни снисходительной жалости, ни слезливого сочувствия. Вы словно читаете записки путешественника в неведомую страну. Елена Келлер прожила 87 лет. Независимость и глубина суждений, сила воли и энергия завоевали уважение множества людей, в том числе видных государственных деятелей, писателей, ученых. Марк Твен говорил, что две самые замечательные личности XIX столетия — Наполеон и Елена Келлер. Писательница открыла нам изнутри мир физически обездоленных. Благодаря ей мы проникаемся состраданием и уважением к силе духа, источником которой служат доброта людей, богатство человеческой мысли и вера в Божий промысел. (От составителя)
Соня : Я прочитала книгу Елены Келлер Адамс «История моей жизни, или что такое любовь ». Елена Келлер из-за болезни потеряла в детстве слух и зрение. Несмотря на это, она научилась общаться, закончила университет и выучила несколько иностранных языков. Мне показался забавным эпизод, связанный с её первым впечатлением о море: девочка, вбегая в воду, удивляется, кто положил столько соли в неё. Из произведения я впервые узнала о существовании книг с выпуклыми буквами. Мне был также интересен сложный процесс обучения таких людей.
Уникальные люди!
Александр Васильевич Суворов (род. в 1953 г.)
- В возрасте четырёх лет Саша Суворов полностью ослеп. В 9 лет у него пропал слух.
- В 1964-1971 гг. воспитывался в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей – уникальном заведении Советского Союза.
- В 1971 г. обучался на факультете философии МГУ в качестве стажёра. Затем 5 лет учился на факультете психологии МГУ с собственным тактильным переводчиком.
- С 1977 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. С 1996 г. — доцент, защитил докторскую диссертацию «Человечность как фактор саморазвития личности», с 1999 г.— профессор кафедры педагогической антропологии Университета РАО.
- Отзыв посетителя его интернет-сайта:
Марина [2017-02-22] «Здравствуйте Александр Васильевич! Я благодарна, что встретила Вас на жизненном пути! Спасибо за Ваш опыт, за отзывчивость, за честность и искренность! Вы для меня пример! Как выходить из темноты и тишины, я поняла благодаря вам…»
Известные люди, бросившие вызов болезни
Лауреат Нобелевской премии
Музыкант
Советский актёр
Актёр
Рей Чарльз
Зиновий Гердт
Питер Динклэйдж
Стивен Вильям Хокинг
Актёр
Сильвестр Сталлоне
Немецкий композитор
Людвиг ван Бетховен
Модель
Винни Харлоу
Мотивационный оратор
Ник Вуйчич
32-й президент США
Франклин Делано Рузвельт
Джазовый музыкант
Петруччиани
Летчик без ног
Алексей Маресьев
Российские паралимпийцы
Литературные произведения, связанные с нашей темой
- А ещё мы порекомендовали ребятам прочитать хотя бы несколько книг о жизни «особых» детей с непростой судьбой. Есть среди повестей и фантастические, но больше всё-таки основанных на реальных событиях. Какие-то из них заканчиваются трагически, какие-то вызывают наше негодование или, напротив, сострадание. А какие-то вселяют такой оптимизм, что и нам, здоровым людям, хочется соответствовать тем, кто каждый день доказывает своё право на жизнь.
- Отрывок из книги Рубена Давида Гонсалеса Гальего (ДЦП) «БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ»: "Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода ". Страшно, пронзительно, но правдиво!
Мы влияем на ситуацию
Что мы сделали для того, чтобы изменить отношение сверстников к людям с ОВЗ?
- 1. Провели в своих классах беседы с презентацией «Они такие же, как и мы, только сильнее».
- 2. Устроили эксперименты: одноклассники пробовали себя в роли слепых, глухонемых, ограниченных в движениях людей.
- 3. Познакомили школьников с книгами и фильмами, посвящёнными людям с ОВЗ.
- 4. Порекомендовали телепередачи и сайты с проектами «Окрылённые мечтой», «Гордость России» и другими, рассказывающие о заслугах таких людей.
- 5. Организовали для Саввы поздравление Деда Мороза и Снегурочки (девятиклассниками Морозовым Иваном и Жевагиной Анастасией).
- 6. Разучили с одноклассниками фразы «Здравствуйте!» и «Хорошего дня!» на языке жестов, записали флешмоб, который отправили в интернат для глухонемых детей.
Не так много дел, но мы уверены, что ученики нашей школы переосмыслили своё отношение к людям с ОВЗ.
Здравствуйте! Хорошего дня!
Чтобы определить, насколько наши усилия были не напрасны, снова опросили ребят
И пусть не все ребята решили помогать таким людям, но то, что они стали с пониманием относиться к ним, очевидно.
Выводы
В ходе работы мы выявили рациональное зерно проекта и пришли к следующим заключениям:
- Творить добро может каждый вне зависимости от места жительства. Стоит только посмотреть вокруг, полистать странички соцсетей – и сразу найдутся те, кто нуждается в помощи. Не стоит ждать глобальных дел, начинать надо с малого. Более внимательно отнестись к тем, кто находится рядом.
- Среди нас есть множество людей, которым живется значительно сложнее, чем нам. У людей с ограниченными возможностями здоровья остро стоит проблема доступной среды, трудности с социализацией. Но они не сдаются! Нам есть чему у них поучиться: терпению, трудолюбию, целеустремленности, вере и силе духа.
- Негативное отношение к людям с ОВЗ в большей степени зависит от нежелания понять их, т.е. мы проявляем безразличие, душевную чёрствость. Да и не осознаём вполне их невероятные таланты, ведь эффект замещения у них действует безотказно. Это поистине люди с неограниченными возможностями.
- Не стоит стесняться быть с ними наравне: жалость, «сюсюканье» их обижает, а доброжелательное, уважительное отношение вдохновляет.
- Вероятно, мы идеалисты, но мы верим, что, так называемые, инвалиды в России будут вести полноценную жизнь, достойную гражданина великой страны!