МБОУ «Колыванская СОШ №2»
Родительское собрание
Проектно-исследовательская
деятельность в младшем
школьном возрасте
Трушкова О.Ю.
Джон Дьюи, американский философ, психолог, педагог дает следующее определение проекта:
Специальное задание, которое имеет цель и определённый исход.
А.В.Горячев, автор учебников и рабочих тетрадей по информатике для начальной школы.
Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
Метод проектов - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя , родителя и учащихся.
Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности и силы; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.
Типы проектов по деятельности:
1. Исследовательские - выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
2. Творческие - разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.
3. Ролевые, игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
4. Информационные - направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.
Типы проектов по продолжительности:
1. Краткосрочные - для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).
2. Средней продолжительности - от одной недели до месяца.
3. Долгосрочные - от месяца до нескольких месяцев.
Принципы организации проектов:
1.Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
2.Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.
3.Принцип доступности – предполагает учёт реальных умственных и физических возможностей учащихся. (Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).
4.Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).
Этапы работы над проектом — это «пять П»
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Помощь родителей на каждом из этапов работы над проектом
Этапы работы над проектом
Деятельность родителей
1. Погружение в проект – Проблема .
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности - Проектирование
Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы – Поиск информации.
4. Оформление результатов – Продукт .
Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Наблюдают, советуют.
5. Презентация результатов
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
Помогают в обеспечении проекта.
Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта.
Мотивирует учащихся, создают чувство успеха.
Нужна ли проектно-исследовательская работа в начальной школе?
- Открывает возможности формирования жизненного опыта.
- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Практическая часть
Учимся создавать информационно-исследовательский
проект по теме: «Телевизор в жизни ребёнка»
Этапы:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.