СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профессионально - педагогические компетентности педагогов ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессионально - педагогические компетентности педагогов ДОУ"»

   «Профессионально - педагогические компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО»

«Профессионально - педагогические компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО»

Термины и определения применительно к педагогу  Квалификация педагога  – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.   Профессиональная компетенция  – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.  Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Термины и определения применительно

к педагогу

Квалификация педагога  – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция  – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации

Содержание Профстандарта педагога Педагог должен выполнять трудовые действия :   Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)  Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы Развитие профессионально значимых компетенций  Формирование психологической готовности детей к школьному обучению  Организация различных видов детской деятельности

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия :

  • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
  • Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы
  • Развитие профессионально значимых компетенций
  • Формирование психологической готовности детей к школьному обучению
  • Организация различных видов детской деятельности
Содержание Профстандарта педагога Педагог должен уметь : Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ. Владеть ИКТ-компетентностями. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен уметь :

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  • Владеть ИКТ-компетентностями.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
Содержание Профстандарта педагога Педагог должен знать : Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребёнка. Рабочую программу и методику обучения. Закономерности развития ребёнка и детской деятельности. Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен знать :

  • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребёнка.
  • Рабочую программу и методику обучения.
  • Закономерности развития ребёнка и детской деятельности.
  • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
Профессионально - педагогические компетентности  педагога ДОО   авторы А.А. Чеменева, Е.В. Вербовская, В.Р. Попова - к.п.н., доценты кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО   Методическая компетентность Деятельностная компетентность Коммуникативная компетентность Креативная компетентность Игровая компетентность Технологическая компетентность Рефлексивная компетентности

Профессионально - педагогические компетентности педагога ДОО авторы А.А. Чеменева, Е.В. Вербовская, В.Р. Попова - к.п.н., доценты кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО

Методическая компетентность

Деятельностная

компетентность

Коммуникативная компетентность

Креативная компетентность

Игровая компетентность

Технологическая компетентность

Рефлексивная

компетентности

Содержание профессиональных компетентностей педагога дошкольной образовательной организации

Методическая компетентность

  • Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;
  • разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности;
  • осуществляет педагогическую диагностику и на основании её проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;
  • проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение, УМК);
  • структурирует и выстраивает процесс обучения с учётом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;
  • обобщает опыт работы в проектах и методических рекомендациях;
  • чётко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных её форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.);
  • описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
  • конструирует необходимую методическую продукцию;
  • создаёт методическую продукцию, востребованную другими педагогами.

Технологическая компетентность Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов; владеет информационно – коммуникативными технологиями; самостоятельно оценивает эффективность применения технологий; самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).

Технологическая компетентность

  • Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
  • владеет информационно – коммуникативными технологиями;
  • самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;
  • самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).
Коммуникативная компетентность Способен выстроить образовательную деятельность в современных интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребёнка, а также организует ситуации взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи; способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно для других людей; создаёт ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности; умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами.

Коммуникативная компетентность

  • Способен выстроить образовательную деятельность в современных

интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми,

ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребёнка, а также организует ситуации взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • умеет оказывать эмоциональную поддержку;
  • владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;
  • способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно для других людей;
  • создаёт ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности;
  • умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами.

Деятельностная компетентность

  • Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и

особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • строит образовательную деятельность с учётом общих закономерностей

развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте;

  • владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
  • способен на высоком уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно – исследовательскую, продуктивную и др.;
  • создает широкие возможности для развития свободной игры детей;
  • способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;
  • мастерски использует методы и средства анализа психолого – педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребёнка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;
  • владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской);
  • выстраивает партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства их психолого – педагогического просвещения;
  • организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей.
Креативная компетентность Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности); создает авторские педагогические развивающие программы или технологии; разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также  особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов; мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; вносит изменения в РППС для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО; владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.

Креативная компетентность

  • Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);
  • создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;
  • разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учётом

возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также

особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;

  • мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
  • вносит изменения в РППС для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;
  • владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.
Игровая компетентность Придумывает сюжеты игр; создаёт условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников; обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость, артистичность; Проявляет недирективность – тактичность, чуткость; Серьёзно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство); Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.

Игровая компетентность

  • Придумывает сюжеты игр;
  • создаёт условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;
  • обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость,

артистичность;

  • Проявляет недирективность – тактичность, чуткость;
  • Серьёзно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);
  • Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.
Рефлексивная компетентность Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции; осознаёт уровень собственной деятельности, своих способностей; знает и применяет на практике способы профессионального самосовершенствования; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности; Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса; Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике; Разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.

Рефлексивная компетентность

  • Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;
  • осознаёт уровень собственной деятельности, своих способностей;
  • знает и применяет на практике способы профессионального

самосовершенствования;

  • видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности;
  • Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;
  • Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;
  • Разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации). Работа в методических объединениях, творческих группах. Исследовательская, экспериментальная деятельность. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Различные формы педагогической поддержки. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах. Обобщение собственного педагогического опыта. Проблемные семинары и вебинары. Работа по самообразованию.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  • Работа в методических объединениях, творческих группах.
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  • Различные формы педагогической поддержки.
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
  • Обобщение собственного педагогического опыта.
  • Проблемные семинары и вебинары.
  • Работа по самообразованию.