Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профессионально - педагогические компетентности педагогов ДОУ"»
«Профессионально - педагогические компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО»
Термины и определения применительно
к педагогу
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации
Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен выполнять трудовые действия :
- Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС(рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы
- Развитие профессионально значимых компетенций
- Формирование психологической готовности детей к школьному обучению
- Организация различных видов детской деятельности
Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен уметь :
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
- Владеть ИКТ-компетентностями.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
Содержание Профстандарта педагога
Педагог должен знать :
- Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребёнка.
- Рабочую программу и методику обучения.
- Закономерности развития ребёнка и детской деятельности.
- Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.
Профессионально - педагогические компетентности педагога ДОО авторы А.А. Чеменева, Е.В. Вербовская, В.Р. Попова - к.п.н., доценты кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО
Методическая компетентность
Деятельностная
компетентность
Коммуникативная компетентность
Креативная компетентность
Игровая компетентность
Технологическая компетентность
Рефлексивная
компетентности
Содержание профессиональных компетентностей педагога дошкольной образовательной организации
Методическая компетентность
- Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;
- разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности;
- осуществляет педагогическую диагностику и на основании её проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;
- проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение, УМК);
- структурирует и выстраивает процесс обучения с учётом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;
- обобщает опыт работы в проектах и методических рекомендациях;
- чётко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных её форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.);
- описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
- конструирует необходимую методическую продукцию;
- создаёт методическую продукцию, востребованную другими педагогами.
Технологическая компетентность
- Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
- владеет информационно – коммуникативными технологиями;
- самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;
- самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).
Коммуникативная компетентность
- Способен выстроить образовательную деятельность в современных
интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребёнка, а также организует ситуации взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- умеет оказывать эмоциональную поддержку;
- владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;
- способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно для других людей;
- создаёт ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности;
- умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами.
Деятельностная компетентность
- Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и
особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- строит образовательную деятельность с учётом общих закономерностей
развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте;
- владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
- способен на высоком уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно – исследовательскую, продуктивную и др.;
- создает широкие возможности для развития свободной игры детей;
- способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;
- мастерски использует методы и средства анализа психолого – педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребёнка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;
- владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской);
- выстраивает партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства их психолого – педагогического просвещения;
- организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учетом его особых образовательных потребностей.
Креативная компетентность
- Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);
- создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;
- разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также
особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;
- мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
- вносит изменения в РППС для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;
- владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.
Игровая компетентность
- Придумывает сюжеты игр;
- создаёт условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;
- обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость,
артистичность;
- Проявляет недирективность – тактичность, чуткость;
- Серьёзно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);
- Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.
Рефлексивная компетентность
- Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;
- осознаёт уровень собственной деятельности, своих способностей;
- знает и применяет на практике способы профессионального
самосовершенствования;
- видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности;
- Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;
- Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;
- Разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
- Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская, экспериментальная деятельность.
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
- Различные формы педагогической поддержки.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
- Обобщение собственного педагогического опыта.
- Проблемные семинары и вебинары.
- Работа по самообразованию.