ВОЖАТЫЙ – (педагог-оорганизатор)
В воспитании все дело в том, кто воспитатель
Д.И. Писарев
- Воспитание - целенаправленный, организованный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми.
- Воспитание - двусторонний процесс взаимодействия взрослых и детей, т.е. процесс субъект-субъектный, продуктивный для обеих сторон и воспитанника, и воспитателя.
- Воспитание осуществляется в организуемой педагогами воспитывающей деятельности детей.
В процессе воспитания формируются и развиваются отношения растущего человека к жизни: к живой и неживой природе, к культуре, к человеку и его деятельности, к ценностным ориентациям в обществе, к культуре, к самому себе как ценности... Это и есть сущность и содержание воспитания.
Воспитание - это система выборов взрослеющего человека, ибо отношение - категория избирательная.
- Воспитание в современной гуманистической парадигме знаменуется инструментовкой деятельности детей как САМОдеятельности, управления как САМОуправления и воспитания как САМОвоспитания.
- Цель воспитания трактуется как разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.
Воспитание реализуется через соблюдение гуманистических принципов:
- природосообразности ; культуросообразности; продуктивности; принятия воспитанника таким, каков он есть с перспективой его позитивного развития; педагогической поддержки в решении проблем, возникающих в жизнедеятельности ребенка; сочетания уважения и требовательности к личности; оптимизма и мажора.
- природосообразности ;
- культуросообразности;
- продуктивности;
- принятия воспитанника таким, каков он есть с перспективой его позитивного развития;
- педагогической поддержки в решении проблем, возникающих в жизнедеятельности ребенка;
- сочетания уважения и требовательности к личности;
- оптимизма и мажора.
Логика воспитания построена на идее А.С.Макаренко постановки и достижения перспектив - близких, средних и дальних: « чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода ».
- Воспитание - логически выстроенная система методов, средств и приемов, отвечающих идеям и принципам гуманистической парадигмы воспитания.
- Воспитание в современных условиях может быть реализовано через использование педагогом (вожатым) современных технологий воспитания.
В практике воспитательной работы сложились 5 точек опоры : они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни, всей истории воспитания ребенка), и результат воспитания ( личностный рост ).
ПРИРОДА
«Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
Демокрит
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».
Ф. Бекон
«Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
Гете
«Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью».
Зенон
Человек – природное существо, он живет и развивается по законам природы.
Воспитательная работа вожатого должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и деревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров, заниматься очисткой малых рек и родников...
КУЛЬУРА
Воспитательная работа с детьми должна включать посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсии по достопримечательным местам, поездки-посещения культурных центров, и в школе, в отряде, в лагере - проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой - в большом и малом.
ДЕЛО
В практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием» (при соответствующей инструментовке « долг превращается в радость » - Р. Тагор). Хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика коллективной творческой деятельности и.п. Иванова: « Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь - значит, к каждому собственному действию подходить по принципу: «Все дела творческие, иначе - зачем?» Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей ».
ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ
Важно в воспитательную работу включать азы «этической грамматики» со старшими - часы человековедения ; беседы- разговоры «Я и другие люди»; «Человек среди людей», «Содержание и средства общения», «Я и моя потребность в общении», «Человек в социальной группе», «Коллектив и коллективизм», «Этикет и культура общения», «Нравственные качества, определяющие успешность общения»; «Я и мои товарищи», «Я и мои друзья», «Я в общении со взрослыми», «Я В моей родительской семье» и другие.
Организовывать встречи с интересными людьми, беседы в группе на тему «Интересный человек рядом» (о каждом ребенке из группы, класса), интервью и встречи с вожатыми, конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и другие.
Проецировать высокие этико-психологических нормы общения на повседневную жизнь, что нередко нарушается в житейской обыденности.
Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
«Прежде всего не теряй самоуважения!»
Пифагор
«...Человек сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...»
А. Экзюпери
«Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя»
В. Тендряков
С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому.
Чувство собственного достоинства детей необходимо растить, бережно культивировать как точку опоры, так как оно является своеобразной мерой развития человека - его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели на примере педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)...