Программа по оздоровительной степ-аэробике
«Чудо-платформа!»
Составила: инструктор по физической культуре
первая квалификационная категория
Попова Анастасия Сергеевна
«Кто превосходно соединяет
гимнастику с музыкой,
того мы по всей справедливости можем называть человеком вполне гармоничным»
Платон
Для достижения этой цели возникла необходимость применения нетрадиционных средств физического воспитания. Одним из этих средств являются занятия степ-аэробикой .
Группа
Старшая
25 мин.
5 – 6 лет
Подготовительная
Продолжительность
6 - 7 лет
30 мин.
Периодичность
занятия
1
1
Количество занятий в год
28
в неделе
28
Актуальность
Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
Джин Миллер
В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой?
«Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна. Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Степ —
это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая. Снаряд очень полезен в работе с детьми.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений.
Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.
Польза степ – платформы .
Цель : создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности дошкольника средствами оздоровительной степ-аэробики.
Задачи
- Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
- Формировать навыки правильной осанки, развивать мышечную систему в ходе упражнений на степ – платформах.
- Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
- Выработка четких координированных движений.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Основные этапы обучения детей
степ – аэробики
Обучение степ – аэробики обусловлено формированием двигательных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В моей практике я выделяю три этапа обучения :
• Этап ознакомления основных движений степ – аэробики
• Этап разучивания основных движений
• Этап совершенствования
Продумывая содержание занятий степ - аэробикой необходимо соблюдать основные физиологические принципы:
- Рациональный подбор упражнений
- Равномерное распределение нагрузки на организм
- Постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки
Структура занятия
Время
Разминка (подготовительная часть)
Содержание
Контроль нагрузки
5-7 мин.
Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой.
Аэробная часть (основная часть)
Внешнее проявление, самооценка
15-20 мин.
Заключительная часть
Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершение основной части можно включить подвижную игру.
Пульс, дыхание, внешние проявления.
4-6 мин.
Упражнения на расслабление, равновесие и растягивание, а так же на гибкость - стретчинг, выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя.
Внешние проявления, самооценка
Важно!!!
- Нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это может привести к повреждению ступни или вывиха лодыжки.
- Во время занятия степ - аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение.
На занятиях по физкультуре степ – платформа используется на каждом этапе:
- В водной части дети огибают степы (ходят или бегают змейкой);
- В общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробике и в разных исходных положениях на степе ( стоя, сидя, лежа),что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
- В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т. ч. с различными атрибутами;
- В подвижных играх и эстафетах.
Основные правила техники выполнения
степ – аэробики:
- Выполнять шаги в центр степ – платформы;
- Ставить на степ – платформу всю подошву ступни при подъеме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- Опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше чем на длину ступни от степ – платформы;
- Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют, а совершенстве, движениями ног;
- Не подниматься и не опускаться со степ – платформы, стоя к ней спиной;
- Делать шаг с легкостью, не ударять по степ – платформе ногами.
«Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие»
Спасибо за внимание!