Получение ткани. Ткачество.
Выполнила учитель трудового обучения
Касьянова Анна Владимировна
Задачи урока: Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночные стороны, полотняное переплетение.
- Цели:
- Развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитывать внимательность, уважительное отношение к швейному делу, прививать эстетический вкус.
- Научить выполнять полотняное переплетение на практике, лицевую и изнаночные стороны, используя знания, полученные на уроке.
Теоретические сведения:
Вначале пряли вручную, при помощи незамысловатых веретенец.
Первой прядильной машиной, получившей широкое промышленное применение, была машина англичанина Харгревса сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению Харгревса стало возможным обслуживание несколько веретен одним рабочим.
Вот так выглядят прядильные машины.
Прядение-процесс получения пряжи.
Последовательность прядения:
1.Разрыхление волокон.
2. Трепание.
3. Чесание
4. Выравнивание
5. Предпрядение(образование ровницы)
6. Сам процесс прядения.
Работа чесальных машин
Ровничный цех
Что же называется пряжей?
Пряжа-нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Виды пряжи:
- Однониточная
- Скрученная
- Фасонная
Современный ткацкий станок.
Ткань
Ткань- материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.
Ткацкое переплетение
Продольные нити в тканях называют-основными или основой.
Поперечные нити в тканях называют- уточными или утком.
Производственные этапы изготовления ткани.
Основные процессы отделки ткани
1. Предварительная отделка
- опаливание(удаление волокон с поверхности)
- отваривание(удаление загрязнений)
- мерсеризация(повышение прочности)
- промывка
- беление
2.Крашение
3.Печатанье
4.Заключительная отделка.
- разглаживание
- придание блеска.
Специальные отделки:
- Отбеленная - ткань после отбеливания
- Гладкокрашенная -ткань, окрашенная в один цвет.
- Набивная - ткань с напечатанным на поверхности рисунком
- Пестротканая –ткань, полученная путем переплетения нитей разных по цвету.
- Меланжевая - ткань полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из нитей разных по цвету .
Исследовательская работа
1.Определить направление нитей основы и утка.
(на образцах ткани показать направление нитей основы.)
2.Определить лицевую и изнаночные стороны тканей.
(Образец под № 1-приклеить в тетрадь лицевой стороной; обазец под №2-изнаночной стороной.).
Ткань имеет две стороны:
Лицевая сторона имеет чёткий, яркий рисунок, нет ворсинок, узелков Изнаночная сторона имеет бледный рисунок, матовую поверхность с техническими узелками и ворсинками
Наиболее распространенным является полотняное переплетение, которое образуется переплетением основных и уточных нитей через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные и шелковые ткани.
Полотняное переплетение –вид переплетения нитей, где нити основы и утка переплетаются через одну.
Практическая работа
Выполнение макета полотняного переплетения
Материалы и инструменты: картон 8х8см, ножницы, клей, рабочая тетрадь, нити 2х видов, игла, технологическая карта.
- 1.Наметить размеры рамки и вырезать её из картона.
- 2. Вдоль верхней нижней части наметьте карандашом точки, на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
- Закрепить нити основы на рамке и вертикально проложить основные нити.
- 3. Пользуясь нитью другого цвета, закрепить уточную нить другого цвета и переплести с нитью основы.
- 4. По боковым сторонам рамки уточной нити образуются кромки которые не нужно затягивать
- 5. Закончи переплетение. Закрепи нить.
- Запомни: принцип полотняного переплетения используется при штопке.
Физминутка
- 1. Развитие мелкой моторики
- Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
- В понедельник я кроила,
- А во вторник — платье шила
- В среду — фартук вышивала,
- А в четверг — белье стирала:
- Все свои платочки
- И братишкины носочки.
- А в пятницу, субботу
- Отдыхала от работы.
Домашнее задание
Выполнить начатую работу до конца.
Составить кроссворд по теме: «материаловедение».
Спасибо за урок.