Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психологическая готовность к школе".»
Особенности адаптации к 1 классу.
Выделяют 3 вида адаптации в школе:
- Психологическая.
- Физиологическая.
- Социальная.
Психологическая адаптация:
- 1.Когнитивная (успеваемость, формирование школьных навыков)
- 2.Эмоциональную (отношение ребенка к обучению в школе)
в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
- 3.Поведенческая (поведение в школе)
- Но не менее важной является физиологическая адаптация, которая влияет на 3 предыдущих.
1. Меняется социальная позиция ребенка. Меняется восприятие себя.
2.Происходит смена ведущей деятельности.
3.Меняется социальное окружение.
4. Сдерживание двигательной активности .
- Физическое здоровье
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми
- Выносливость и работоспособность
- Умение действовать самостоятельно
- Аккуратность и дисциплинированность
- Инициативность
- Хорошая память и внимание
- Развитие мелкой моторики рук
- Умение считать и читать.
Факторы успешной адаптации к школе.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Цель исследования:
Получить данные о готовности первоклассников к обучению в школе, которые позволят определить индивидуальные траектории развития учащихся.
Данные необходимые для построения профиля.
- Данные необходимые для построения профиля.
Анкетирование учителей (информация об особенностях организации учебного процесса).
- Анкетирование учителей (информация об особенностях организации учебного процесса).
Анкетирование родителей (информация о том, как учащиеся готовились к школе).
- Методики исследования познавательной сферы
- 1. Рисунок человека.
- 2. Графический диктант.
- 3. Образец и правило.
- 4. Первая буква.
- 5. Тест отношения к школе «Домики».
Рисунок человека.
- Для исследования общего уровня умственного развития ребенка.(Один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность).
- «Нарисуй человека- всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше- так, как вы умеете».
Графический диктант.
- Показывает уровень сформированности предпосылок учебной деятельности. (Принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль).
- Определяет, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а так же возможность выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Образец и правило.
Направлена на выявление умения самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила.
Выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Первая буква.
- Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия. Сложность в концентрации не на значение слова, а именно на первый звук. (корова-крыса; мышка-медведь)
Тест отношения к школе «Домики».
- Выражение цветом личного отношения к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям.
Профиль учащегося
Профиль готовности первоклассника
Познавательная сфера
1
Тест Рисунок человека
2
3
Семья как ресурс адаптации первоклассника
13
Тест Графический диктант
4
Тест Образец и правило
14
Подготовка к школе в семье
Тест Первая буква
5
Установки родителей по отношению к школьному обучению
15
Общая успешность в 4-х тестах
6
Условия ребенка для обучения
16
Навыки чтения, письма, счета
Помощь ребенку в обучении
Индивидуально-личностные особенности ребенка
17
Цена адаптации ребенка к школе
18
7
8
Индивидуальные особенности здоровья
19
Мотивация
9
Усвоение норм поведения в школе
Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка
Успешность функционирования в роли ученика
10
20
11
Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя
21
Взаимодействие со сверстниками
12
Эмоциональная стабильность (нетревожность)
22
Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя
Возрастное соответствие массы тела и роста
23
Эмоциональное благополучие
Физкультурная группа
24
Группа здоровья
Второй этап исследования
Мониторинг образовательных достижений первоклассников
(в конце учебного года)