СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Психолого - педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психолого - педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями"»

Психолого - педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями    Выполнила:  методист  КОУ ВО «Школа-интернат №7»  Фомина Т.А.  г. Воронеж, 2021г

Психолого - педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальными нарушениями Выполнила: методист КОУ ВО «Школа-интернат №7» Фомина Т.А. г. Воронеж, 2021г

Что такое умственная отсталость? Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость - это стойкое

необратимое нарушение психического развития

(интеллектуального в первую очередь),

связанного с органическим недоразвитием мозга

либо его ранним повреждением.

Признаки умственной отсталости: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития. 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.

Признаки умственной отсталости:

1. Органическая обусловленность нарушений

психического развития.

2. Стойкость нарушений, их необратимость к

норме.

3. Нарушение преимущественно познавательной

сферы.

.  Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость: Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

. Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость:

  • Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.
Клинические формы выраженности умственной отсталости  по МКБ – 10: легкая – F70; умеренная – F71; тяжелая – F72; глубокая – F73.

Клинические формы выраженности умственной отсталости по МКБ – 10:

  • легкая – F70;
  • умеренная – F71;
  • тяжелая – F72;
  • глубокая – F73.

Особенности развития психической сферы:

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.

  • Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях.
  • Дети - олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
  • Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению.
  • Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен.
  • Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания.
  • Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.

Внимание детей с интеллектуальными нарушениями:

  • Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
  • Особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.
Ощущение и восприятие:  Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. Для умственно отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы. Учащиеся недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твердо ориентированных в пространстве, т.е. с четко выраженным верхом и низом, предъявляются младшим школьникам перевернутыми на 180 градусов, то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся в обычном положении.

Ощущение и восприятие:

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности.

  • Для умственно отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.
  • Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.
  • Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы. Учащиеся недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твердо ориентированных в пространстве, т.е. с четко выраженным верхом и низом, предъявляются младшим школьникам перевернутыми на 180 градусов, то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся в обычном положении.

Память:

  • Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют вербальную, зрительную и моторную (двигательную) память.
  • Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями.
  • Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых учащихся младших классов он обычно равен 3 единицам, у нормально развивающихся - 7.
  • Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих отдельные объекты. В свою очередь ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.

Речь:

Речь - это исторически сложившаяся форма общения посредством языка, обеспечивающая сохранение и передачу опыта и знаний, добытых предыдущими поколениями. Речь - орудие человеческого мышления, средство организации и контроля его деятельности, а также выражения эмоций.

  • Не имея ни повреждений слуха, ни отклонений в строении речевых органов, эти дети овладевают речью замедленно. Они позднее, чем это бывает в норме, начинают понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью.
  • Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых дошкольников в 2-3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные - названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия.
  • Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения детей с УО различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи – письменной.

Мышление:

  • Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень.
  • Мыслительная деятельность у умственно отсталых дошкольников формируется с особенно большими трудностями. Для них характерно использование наглядно действенной формы мышления.
  • Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизменном виде и, соответственно, получая все время один и тот же неверный результат.
  • Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие затруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.
  • Наиболее сложными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Многие из таких заданий, по существу достаточно простые, оказываются недоступными даже тем детям, которые два-три года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания выполняются детьми, то их деятельность при этом предоставляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Дети запоминают некоторые словесные выражения и определения, а потом с большей или меньшей точностью воспроизводят их.
Список используемой литературы: 1.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений . 2.А.Д. Гонеев. - М.. 1999. Замский Х.С., Умственно отсталые дети . 3. Х.С. Замский. - М., 1995. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. . 4. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М., 2001. Коррекционная педагогика в начальном образовании. 5. Учеб. пособие Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. 6. Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.

Список используемой литературы:

  • 1.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений .
  • 2.А.Д. Гонеев. - М.. 1999. Замский Х.С., Умственно отсталые дети .
  • 3. Х.С. Замский. - М., 1995. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. .
  • 4. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М., 2001. Коррекционная педагогика в начальном образовании.
  • 5. Учеб. пособие Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
  • 6. Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.