Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление
Рабочая программа
Средней группы (от 4 до 5 лет)
2018– 2019 учебный год
Воспитатели:
Старых Елена Львовна
Павленко Марина Григорьевна
- Содержание рабочей программы
- Содержание рабочей программы
- Содержание рабочей программы
- Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы
III. Организационный раздел
II. Содержательный раздел
I. Целевой раздел
I. Целевой раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей (календарно-тематическое планирование)
3.1 Режим дня группы на холодный (тёплый) период года
1.1 Пояснительная записка
3.2 Режим двигательной активности
2.2 Образовательные проекты
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
2.3 Система оценки результатов освоения программы. Педагогическая диагностика.
3.3 Выписка из учебного плана
3.4 Циклограмма НОД
3.5 Комплексно-тематическое планирование
3.6 Расписание культурно-досуговой деятельности
3.7 Организация предметно-пространственной среды
II. Содержательный раздел
III. Организационный раздел
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 года
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г № 28564) с изменениями внесенными Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года № АКПИ 14-281
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2013 г № 30038)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении Порядка поведения самообследования образовательной организации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 года № 28908)
- Конституция Российской Федерации – статьи 43, 72
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенции о правах ребенка (1989 г)
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление
- Положение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление «О структуре рабочей программы педагога»
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности от 19 июня 2012 года № 04279 серия 23 ЛО1 № 000141, срок действия – бессрочно
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
Цели Программы
Формирование основ базовой культуры личности
Подготовка к жизни в современном обществе
Обучение в школе
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
Задачи Программы
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
Уважительное отношение к результатам детского творчества
Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи
Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения
Методы и приемы, используемые в работе
Методы и приемы, используемые в работе
1 . Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа;
- рассказ;
- объяснение;
- анализ текста, структуры музыкального произведения и др.
2. Наглядные методы обучения
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- показ, исполнение педагогом;
- наблюдение;
- работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения
4. Игровые методы обучения.
Возрастные особенности
детей средней группы
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость пред с тавляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Оценка результатов освоения осуществляется на основе педагогической диагностики , которая проводится два раза в год (в сентябре и мае). Промежуточная оценка проводится с детьми, имеющими недостаточный уровень развития один раз в год в январе . Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики отражаются в Листе оценки результатов освоения Программы.
Образовательные области
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Двигательная деятельность:
Подвижные игры, утренняя гимнастика, воспитание культурно-гигиенических навыков, Формирование основ здорового образа жизни.
- Познавательно-исследовательская деятельность: ознакомление с окружающим миром, растительный мир, животный мир, неживая природа, сезонные наблюдения на прогулке, целевые прогулки и экскурсии, ФЭМП, Д\и по ФЭМП, Д\и по экологии, Д\и по ознакомлению с окружающим миром, развитие творческого воображения.
- Коммуникативная деятельность: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с художественной литературой не вошедшей в НОД, Д/И по развитию речи.
- Продуктивная деятельность:
Рисование, лепка, аппликация.
- Конструктивно-модельная деятельность: конструирование, строительные игры.
- Музыкальная деятельность: музыкально-дидактические игры, хороводные игры.
Сюжетно-ролевые игры, игры малой подвижности, театрализованные игры.
- Беседы на нравственные темы, Воспитание культуры поведения, формирование основ безопасности жизнедеятельности.
- Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, труд в природе, труд взрослых, хозяйственно-бытовой труд.
Образовательные проекты
«Осень»
«В гости к бабушке»
«Птицы наши друзья»
«Защитники Отечества»
«Огород на окне»
«Космос»
«День Победы»
Работа с родителями.
Формы взаимодействия с семьёй
- Общие и групповые тематические родительские собрания;
- Тематические инфо-стенды;
- Совместные праздники и досуги;
- Совместные с родителями проекты.
- День открытых дверей;
- Анкетирование о опросы с целью предполагаемого посещения ребенком ДОУ;
- Размещение информации на сайте ДОУ;
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи;
Родители детей посещающих ДОУ
Учебный план МБДОУ «Детский сад № 4» МО ЩР
село Ейское Укрепление
в средней группе на 2018 – 2019 учебный год.
Длительность ООД -20 мин.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с ФГОС - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.
Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда средней группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программе «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде , дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Спасибо за
внимание!