СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В презентации представлены основные типы заданий ОГЭ с разбором
Часть 1
1. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПРИБОРЫ
А) атмосферное давление Б) температура воздуха В) влажность воздуха
1) манометр 2) термометр 3) калориметр 4) барометр-анероид 5) гигрометр
А
Б
В
Ответ: 425
Пример 100. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
А) удельная теплоёмкость вещества
Б) количество теплоты, необходимое для нагревания
твёрдого вещества
B) удельная теплота парообразования
А
Б
В
Ответ: 153
Пример 154. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
А) физическая величина
ПРИМЕРЫ
1) амперметр
2) ватт
Б) единица физической величины
3) сила тока
4) электрон
B) прибор для измерения физической величины
5) электризация
А
Б
В
Решение:
Сопоставим физическим понятиям примеры.
А) Физическая величина — это физическое свойство материального объекта, физического явления, процесса, которое может быть охарактеризовано количественно Примером физической величины служит сила тока.
Б) Примером единицы физической величины служит ватт.
В) Прибор для измерения физической величины является амперметр.
Ответ: 321
2. На рисунке приведён график зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени (относительно Земли). На каком(-их) участке(-ах) сумма сил, действующих на тело, равна нулю? 1) на участках ОА и ВС 2) только на участке АВ 3) на участках АВ и СD 4) только на участке CD
Решение:
Первый закон Ньютона:
Существуют такие системы отсчёта , называемые инерциальными , относительно которых материальные точки , когда на них не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находятся в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.
На участке CD тело находится в состоянии покоя, следовательно сумма сил, действующих на это тело равно нулю.
Сумма сил равна нулю и при равномерном движении, а это участок AB.
Ответ: 3
Пример 82. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости v тела от времени t . Какой путь прошло тело за первые 30 секунд? 1) 210 м 2) 130 м 3) 80 м 4) 50 м
Ответ: 1
Пример 190. Используя график зависимости скорости v движения тела от времени t , определите величину и знак его ускорения. 1) 1,5м/с 2 2) 2,5м/с 2 3) -1,5м/с 2 4) -2,5м/с 2
Ответ: 4
Пример 244. На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Укажите соответствующий ему график зависимости пути от времени (рис. 2). 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 4
Пример 838. На рисунке представлен график зависимости проекции ускорения тела a x от времени t . Какие участки графика соответствуют равноускоренному движению тела вдоль оси x ? 1) AB и DE 2) ВС и CD 3) только ВС 4) только CD
Ответ: 1
3. Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении начальной скорости мяча в 2 раза высота подъёма мяча 1) увеличится в раза 2) увеличится в 2 раза 3) увеличится в 4 раза 4) не изменится
Решение:
Кинетическая энергия:E k = mV 2 / 2, потенциальная энергия E п = mgh
По закону сохранения энергии E 1 = E 2 ,
mV 2 / 2 = mgh
h = V 2 / 2g
V кон = 2V нач
h нач = V нач 2 / 2g
h кон = V кон 2 / 2g = 4V нач 2 / 2g
h кон = 4h нач
Ответ: 3
Пример 272. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними 1) увеличилась в 4 раза 2) уменьшилась в 4 раза 3) увеличилась в 2 раза 4) уменьшилась в 2 раза
Ответ: 1
Пример 218. Имеется две абсолютно упругие пружины. К первой пружине приложена сила 4 H, а ко второй — 2 H. При этом удлинения пружин оказались равными. Сравните жёсткость k 1 первой пружины с жёсткостью k 2 второй пружины. 1) k 1 = k 2 2) k 1 = 2 k 2 3) 2 k 1 = k 2 4) k 1 = k 2 /4
где F — приложенная сила, k — жесткость пружины, Δ x — величина растяжения.
Ответ: 2
Пример 30. Два шара разной массы подняты на разную высоту относительно поверхности стола (см. рисунок). Сравните значения потенциальной энергии шаров E 1 и E 2 . Считать, что потенциальная энергия отсчитывается от уровня крышки стола. 1) E 1 = E 2 2) E 1 = 2 E 2 3) 2 E 1 = E 2 4) E 1 = 4 E 2
Ответ: 1
Пример 192. На рисунке изображены вектор скорости v движущегося тела и вектор силы F , действующей на тело, в некоторый момент времени. Вектор импульса тела в этот момент времени сонаправлен вектору 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 1
Пример 139. На рисунке даны графики зависимости смещения от времени при колебаниях двух маятников. Сравните амплитуды A 1 и A 2 колебаний маятников. 1) 3А 1 =А 2 2) А 1 =3А 2 3) А 1 =2А 2 4) 2А 1 =А 2
Ответ: 2
Пример 247. Радиус движения тела по окружности уменьшили в 2 раза, его линейную скорость тоже уменьшили в 2 раза. Как изменилось центростремительное ускорение тела? 1) увеличилось в 2 раза 2) увеличилось в 4 раза 3) уменьшилось в 2 раза 4) не изменилось
Ответ: 3
Пример 274. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор ускорения в точке А сонаправлен вектору 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 4
Пример 490. На рисунке представлен график зависимости высоты свободно падающего тела от времени на некоторой планете. Ускорение свободного падения на этой планете равно 1) 1 м/с 2 2) 2 м/с 2 3) 3 м/с 2 4) 9 м/с 2
Ответ: 2
Пример 59. Два одинаковых стальных шара уравновешены на рычажных весах (см. рисунок). Нарушится ли равновесие весов, если один шар опустить в машинное масло, а другой — в бензин? 1) Нет, так как шары имеют одинаковую массу. 2) Нет, так как шары имеют одинаковый объём. 3) Да — перевесит шар, опущенный в бензин. 4) Да — перевесит шар, опущенный в масло.
Ответ: 3
Пример 86. U-образный стеклянный сосуд, правое колено которого запаяно, заполнен жидкостью плотностью р (см. рисунок). Давление, оказываемое жидкостью на горизонтальное дно сосуда, 1) минимально в точке А 2) минимально в точке Б 3) минимально в точке В 4) одинаково во всех указанных точках
Ответ: 4
Пример 140. В процессе нагревания стальной шарик перестал пролезать сквозь металлическое кольцо (см. рисунок). При этом 1) масса и плотность шарика не изменились 2) масса и плотность шарика увеличились 3) масса шарика не изменилась, а его плотность уменьшилась 4) масса шарика не изменилась, а его плотность увеличилась
Ответ: 3
Пример 356. В открытом сосуде 1 и закрытом сосуде 2 находится вода. Если открыть кран К , то 1) вода обязательно будет перетекать из сосуда 2 в сосуд 1 2) вода обязательно будет перетекать из сосуда 1 в сосуд 2 3) вода перетекать не будет ни при каких обстоятельствах 4) перемещение жидкостей будет зависеть от давления в воздушном зазоре сосуда 2
Ответ: 4
Пример 1312. В сообщающиеся сосуды поверх воды налиты четыре различные жидкости, не смешивающиеся с водой (см. рисунок). Уровень воды в сосудах остался одинаковым. Какая жидкость имеет наименьшую плотность? 1) 1 2)2 3)3 4)4
Ответ: 4
Пример 1376. Сосновый брусок в форме прямоугольного параллелепипеда, имеющего размеры a = 30 см, b = 20 см и c = 10 см, начинают осторожно опускать в ванну с водой (как показано на рисунке). Глубина погружения бруска в воду при плавании будет равна 1) 0,4 см 2) 2 см 3) 4 см 4) 0 см Примечание. Плотность сосны ρ=400кг/м 3
Ответ: 3
Пример 625. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Длина звуковой волны равна 1) 0,4 м 2) 0,8 м 3) 1,2 м 4) 1,6 м
Ответ: 2
Пример 652. Как меняются частота и скорость звука при переходе звуковой волны из воздуха в воду? 1) частота не изменяется, скорость увеличивается 2) частота не изменяется, скорость уменьшается 3) частота увеличивается, скорость не изменяется 4) частота уменьшается, скорость не изменяется
Ответ: 1
Пример 3. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ при равномерном нагревании и последующем равномерном охлаждении вещества, первоначально находящегося в твёрдом состоянии. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера. 1) Участок БВ графика соответствует процессу кипения вещества. 2) Участок ГД графика соответствует кристаллизации вещества. 3) В процессе перехода вещества из состояния, соответствующего точке Б, в состояние, соответствующее точке В, внутренняя энергия вещества увеличивается. 4) В состоянии, соответствующем точке Е на графике, вещество находится частично в жидком, частично в твёрдом состоянии. 5) В состоянии, соответствующем точке Ж на графике, вещество находится в жидком состоянии.
Ответ: 34
Решение
Проанализируем все утверждения.
1) Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Следовательно, участок графика БВ соответствует процессу плавления вещества.
2) Исходя из анализа утверждения 1, приходим к выводу, что на участке ВГ вещество находилось в жидком состоянии. Поскольку охлаждение производилось равномерно, участок графика ГД также соответствует жидкому состоянию вещества.
3) Внутренней энергией тела называют сумму кинетической энергии теплового движения его атомов и молекул и потенциальной энергии их взаимодействия между собой. Как мы уже выяснили, на участке БВ происходит плавление. При плавлении внутренняя энергия вещества увеличивается, поскольку происходит процесс разрушения кристаллических связей и потенциальная энергия взаимодействия между молекулами возрастает, как и кинетическая энергия тепловых колебаний.
4) Поскольку охлаждение и нагревание происходят равномерно, можно утверждать, что участок ДЖ соответствует кристаллизации вещества. В процессе кристаллизации вещество находится частично в жидком, частично в твёрдом состоянии.
5) Из анализа предыдущего утверждения следует, что в состоянии, соответствующем точке Ж на графике, вещество находится в твёрдом состоянии.
Пример 195. Чему равна работа силы трения при торможении автомобиля массой 2 т, если известно, что скорость автомобиля уменьшилась от 54 до 36 км/ч? 1) 60 кДж 2) 125 кДж 3) −60 кДж 4) −125 кДж
Ответ: 4
8. В открытый сосуд, заполненный водой, в области А (см. рисунок) поместили крупинки марганцовки (перманганата калия). В каком(-их) направлении(-ях) преимущественно будет происходить окрашивание воды от крупинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке? 1) 1 2) 2 3) 3 4) во всех направлениях одинаково
Ответ: 1
Пример 115. При нагревании столбика спирта в термометре 1) уменьшается среднее расстояние между молекулами спирта 2) увеличивается среднее расстояние между молекулами спирта 3) увеличивается объём молекул спирта 4) уменьшается объём молекул спирта
Ответ: 2
Пример 142. Выберите из предложенных пар веществ ту, в которой скорость диффузии при одинаковой температуре будет наименьшая. 1) раствор медного купороса и вода 2) крупинка перманганата калия (марганцовки) и вода 3) пары эфира и воздух 4) свинцовая и медная пластины
Ответ: 4
Пример 305. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 °С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельные теплоемкости c двух веществ. 1) с 2 = с 1 2) с 2 = 1,5с 1 3) с 2 = 2с 1 4) с 2 = 3с 1
Ответ: 1
Пример 17. На графике представлены результаты измерения длины пружины l при различных значениях массы m подвешенных к пружине грузов. Погрешность измерения массы Δ m = ±0,01 кг, длины Δ l = ±0,01 м. Выберите два утверждения, соответствующие результатам этих измерений. 1) Коэффициент упругости пружины равен 60 Н/м. 2) Коэффициент упругости пружины равен 120 Н/м. 3) При подвешенном к пружине груза массой 300 г её удлинение составит 5 см. 4) С увеличением массы длина пружины не изменяется. 5) При подвешенном к пружине грузе массой 350 г её удлинение составит 15 см.
Ответ: 13
Пример. В сосуд с водой положили кусок льда. Каково отношение массы воды к массе льда, если весь лёд растаял и в сосуде установилась температура 0°С? Теплообменом с окружающим воздухом пренебречь. Начальную температуру воды и льда определите из графика зависимости t от времени τ для воды и льда в процессе теплообмена 1) 2,38 2) 1,42 3) 0,42 4) 0,3
Ответ: 1
11. Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок). Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке
Ответ: 2
Пример 118. Из какого материала может быть сделан стержень, соединяющий электрометры, изображённые на рисунке? А. Сталь Б. Стекло 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ: 2
Пример 226. Одному из двух одинаковых металлических шариков сообщили заряд -8q, другому — заряд -2q. Затем шарики соединили проводником. Какими станут заряды шариков после соединения? 1) одинаковыми и равными -5q 2) одинаковыми и равными -10q 3) одинаковыми и равными -3q 4) заряд первого шарика -6q, второго -4q
Ответ: 1
Пример 253. К середине массивного проводника, соединяющего два незаряженных электрометра, поднесли отрицательно заряженную палочку. Как распределится заряд на электрометрах? 1) на электрометре 1 будет избыточный положительный заряд, на электрометре 2 — избыточный отрицательный заряд 2) на электрометре 1 будет избыточный отрицательный заряд, на электрометре 2 — избыточный положительный заряд 3) оба электрометра будут заряжены положительно, а массивный проводник отрицательно 4) оба электрометра будут заряжены отрицательно, а массивный проводник положительно
Ответ: 4
Пример 361. Металлический шарик 1, укрепленный на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд , приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках и имеющими, соответственно, заряды − q и + q . Какой заряд в результате останется на шарике 3? 1) q 2) q/2 3) q/3 4) 0
Ответ: 2
Пример 577. К незаряженной лёгкой металлической гильзе, подвешенной на шёлковой нити, поднесли, не касаясь, отрицательно заряженную эбонитовую палочку. На каком рисунке правильно показано поведение гильзы и распределение зарядов на ней? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 2
Пример 685. Незаряженный электроскоп 1 соединили эбонитовым стержнем с таким же отрицательно заряженным электроскопом 2 (см. рисунок). При этом 1) оба электроскопа станут отрицательно заряженными 2) первый электроскоп приобретет положительный заряд 3) первый электроскоп останется незаряженным 4) второй электроскоп разрядится
Ответ: 3
Эбонит и стекло
Пример 1430. Если три резистора электрическими сопротивлениями 3 Ом, 6 Ом и 9 Ом включены параллельно в цепь постоянного тока, то количества теплоты, выделяющиеся на этих резисторах за одинаковое время, относятся как 1) 1 : 2 : 3 2) 3 : 6 : 9 3) 6 : 3 : 2 4) 1 : 4 : 9
Ответ: 3
Пример 38. На рисунке приведён участок электрической цепи, по которому течёт ток. В каком из проводников сила тока наименьшая? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 3
Пример . К источнику постоянного напряжения подключены последовательно две медные проволоки одинаковой длины. Диаметр первой проволоки в два раза больше диаметра второй проволоки. Во сколько раз напряжение U 1 на первой проволоке отличается от напряжения U 2 на второй проволоке? 1) 2) 3) 4)
Ответ: 1
Правило левой руки:
Правило правой руки:
Правило правой руки:
Правило буравчика:
13. Линейный проводник закрепили над магнитной стрелкой и собрали электрическую цепь, представленную на рисунке. При замыкании ключа магнитная стрелка 1) останется на месте 2) повернётся на 180 о 3) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка южным полюсом на читателя 4) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка северным полюсом на читателя
Ответ: 4
Пример 633. По катушке идёт электрический ток, направление которого показано на рисунке. При этом на концах сердечника катушки 1) образуются магнитные полюса: на конце 1 — северный полюс, на конце 2 — южный полюс 2) образуются магнитные полюса: на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — северный полюс 3) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — отрицательный заряд, на конце 2 — положительный заряд 4) скапливаются электрические заряды: на конце 1 — положительный заряд, на конце 2 — отрицательный заряд
S
N
Ответ: 1
Пример 282. Между полюсами постоянного магнита помещен проводник с током, направление которого показано на рисунке. По какой из стрелок: 1, 2, 3 или 4 — будет направлена сила, действующая на проводник с током? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 4
Пример 552. Постоянный полосовой магнит сначала вносят в фарфоровое замкнутое кольцо (рис. 1а), затем в алюминиевое кольцо с разрезом (рис. 1б). Индукционный ток 1) возникает только в первом случае 2) возникает только во втором случае 3) возникает в обоих случаях 4) не возникает ни в одном из случаев
Ответ: 4
Пример 1319. Проводник, по которому протекает электрический ток I, расположен перпендикулярно плоскости чертежа (см. рисунок). Расположение какой из магнитных стрелок, взаимодействующих с магнитным полем проводника с током, показано правильно? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 3
Пример 1541. На рисунке изображён проводник с током, помещённый в магнитное поле. Стрелка указывает направление тока в проводнике. Вектор магнитной индукции направлен перпендикулярно плоскости рисунка от нас. Как направлена сила, действующая на проводник с током?
1) вправо →
2) влево ←
3) вниз ↓
4) вверх ↑
Ответ: 1
Пример 714. К северному полюсу полосового магнита подносят маленькую магнитную стрелку. Укажите рисунок, на котором правильно показано установившееся положение магнитной стрелки. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 2
Собирающая и рассеивающая линзы
121
Схема изображений
94
Мнимое и действительное изображение
472
Преломление
14. Какая из представленных на рисунке схем хода параллельного пучка лучей соответствует случаю дальнозоркого глаза?
Ответ: 3
Пример 526. Изображение предметов на сетчатке глаза является 1) мнимым прямым 2) мнимым перевёрнутым 3) действительным прямым 4) действительным перевёрнутым
Ответ: 4
Пример 975. На каком из приведённых ниже рисунков правильно построено изображение предмета в плоском зеркале?
Ответ: 2
Пример 1320. Луч света переходит из стекла в воздух, преломляясь на границе раздела двух сред (см. рисунок). Какое из направлений 1–4 соответствует преломленному лучу? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ: 4
15. На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяются при передвижении ползунка реостата влево его сопротивление и сила тока в цепи? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Сопротивление реостата 2
Сила тока в цепи
Ответ: 21
Пример 2635. Из-за трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке? Считать, что обмен атомами между линейкой и шёлком в процессе трения не происходил. Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество протонов на линейке
Количество электронов на шёлке
Решение:
Линейка зарядилась положительно, а шёлк отрицательно.
Электроны с линейки перешли на шёлк.
Следовательно, количество протонов на линейке не изменилось, а количество электронов на шёлке увеличилось.
Ответ: 31
Пример 176. На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию, которая вещает на частоте 106,2 МГц? 1) 2,825 см 2) 2,825 м 3) 3,186 м 4) 3,186 км
Ответ: 2
Пример 257. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1 ' и 2 ' . За ширмой находится 1) собирающая линза 2) рассеивающая линза 3) плоское зеркало 4) сферическое зеркало
1
2
Ответ: 3
2’
1’
Характеристики элементарных частиц
69
Альфа и бета-распад
96
123
17. Радиоактивный препарат помещают в магнитное поле, в результате чего пучок радиоактивного излучения распадается на три компоненты (см. рисунок). Компонента (1) соответствует 1)альфа-излучению 2)гамма-излучению 3)бета-излучению 4)нейтронному излучению
Ответ: 1
Пример 258. В соответствии с моделью атома Резерфорда 1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры 2) ядро атома имеет отрицательный заряд 3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома 4) ядро атома притягивает α -частицы
Ответ: 1
Пример 1232. В результате радиоактивного распада ядро висмута превращается в изотоп таллия . Какая частица при этом вылетает из ядра висмута? 1) нейтрон 2) альфа-частица 3) электрон 4) позитрон
Ответ: 2
Пример 43. Необходимо экспериментально установить зависимость электрического сопротивления проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели? 1) А и Б 2) А и В 3) Б и В 4) Б и Г
Ответ: 2
Пример 70. Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны, соответственно 1) 50 А, 2 А 2) 2 мА, 50 мА 3) 10 А, 50 А 4) 50 мА, 10 мА
Ответ: 2
Пример 313. Необходимо экспериментально проверить, зависит ли выталкивающая сила от плотности погружаемого в воду тела. Какие из указанных тел можно использовать для такой проверки? 1) А и Г 2) Б и В 3) А и Б 4) В и Г
Ответ: 4
Пример 529. На рисунке представлена схема эксперимента по определению объёма твёрдого тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра. Объём твёрдого тела равен 1) 50 см 3 2) 60 см 3 3) 70 см 3 4) 130 см 3
Ответ: 2
Пример 799. Жёсткость пружины динамометра, изображённого на рисунке, равна 1) 200 Н/м 2) 1000 Н/м 3) 2000 Н/м 4) 4000 Н/м
Ответ: 2
Пример 184. В два цилиндрических сосуда налили равное количество воды, находящейся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что вода во втором сосуде испарилась быстрее. Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера. 1) Процесс испарения воды происходит при комнатной температуре. 2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры. 3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности. 4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости. 5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.
Ответ: 13
Извлечение информации из текста
20. Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо измерить 1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими её раскатами грома 2) время между двумя вспышками молнии 3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома 4) время, соответствующее длительности раската грома
Ответ: 3
21. Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)? А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов. Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ: 2
22. Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте? Ответ поясните.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
I
-
-
-
-
-
-
Экспериментальная часть
Задание 23 № 51. Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите значение оптической силы линзы.
Задание 23 № 930. Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см. В ответе: 1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы; 2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевёрнутое); 3) сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.
Задание 23 № 934. Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъёме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъёме грузов на высоту 1 м. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта работы силы упругости; 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути; 4) запишите числовое значение работы силы упругости.
Задание 23 № 510. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Задание 23 № 240. Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела; 2) запишите формулу для расчёта плотности; 3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; 4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.
Задание 23 № 186. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика); 3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
Задание 23 № 321. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении; 3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Задание 23 № 132. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите численное значение мощности электрического тока.
Задание 23 №78. Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 , соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите значение работы электрического тока.
Задание 23 № 946. Определите электрическое сопротивление резистора R 1 . Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R 1 . При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. В ответе: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4) запишите численное значение электрического сопротивления.
Задание 23 № 807. Используя источник постоянного тока с напряжением 4,5 В, амперметр, вольтметр, соединённые параллельно резисторы R 1 = 12 Oм и переменный резистор (реостат) R x ползунок которого установлен в произвольном положении, определите силу тока I x в реостате R x путём измерения силы тока, текущего через источник, и напряжения на резисторе R 1 . 1. Соберите электрическую схему, показанную на рисунке. 2. Установите ползунок реостата примерно на середину . 3. Измерьте силу тока, текущего через источник. 4. Измерьте напряжение на резисторе R 1 . 5. Определите неизвестную силу тока I x в реостате R x . В ответе: 1) изобразите схему изучаемой электрической цепи и укажите на ней направления токов, протекающих через резистор R 1 и реостат R x ; 2) укажите результаты измерений силы тока I, текущего через источник, и напряжения U 1 на резисторе R 1 , указав примерную погрешность измерений; 3) запишите закон Ома для участка цепи, содержащего резистор R 1 , определив, таким образом, силу тока I 1 в резисторе R 1 ; вычислите силу тока I 1 ; 4) запишите правило для токов при параллельном соединении проводников; 5) используя п. 2-4, получите формулу для неизвестной силы тока I x в реостате R x и запишите её; 6) определите численное значение силы тока I x , оцените погрешность её измерения.
Задание 23 № 159. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; 3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины; 4) запишите числовое значение жёсткости пружины.
Задание 23 № 618. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 4 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика); 3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Задание 23 № 900. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. При выполнении задания используется комплект оборудования №7 в составе: – штатив с муфтой и лапкой; – метровая линейка (погрешность 5 мм); – шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см; – часы с секундной стрелкой (или секундомер). Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
84
Задание 23 № 213. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний; 3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний; 4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.
Задание 23 № 105. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; 3) укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки; 4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.
Задание 23 № 861. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три одинаковых груза и направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для изучения свойств силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. Поставьте на каретку один груз и измерьте силу, которую необходимо приложить к каретке с грузом, для того чтобы двигать её с постоянной скоростью. Затем поставьте на каретку ещё два груза и повторите эксперимент. В ответе: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта модуля силы трения скольжения; 3) укажите результаты измерения веса каретки, веса груза и модуля силы трения скольжения при движении каретки с одним грузом и с тремя грузами по поверхности рейки; 4) сделайте вывод о связи между модулем силы трения скольжения и модулем силы нормальной реакции опоры.
Задание 23 № 1331. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние 40 см. 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта работы силы трения скольжения; 3) укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки; 4) запишите числовое значение работы силы трения скольжения.
Задание 23 № 925. Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. В ответе: 1) зарисуйте схему экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта момента силы; 3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; 4) запишите числовое значение момента силы.
Качественная задача
Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.
24. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
Пример 52. Камень лежит на дне сосуда, полностью погружённый в воду (см. рисунок). Изменится ли (и если изменится, то как) сила давления камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.
Пример 49. Запаянную с одного конца трубку опускают открытым концом в воду на половину длины трубки (см. рисунок). Что произойдёт с уровнем зашедшей в трубку воды после того, как атмосферное давление уменьшится? Ответ поясните.
Пример 106. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар одинаковой массы при одной и той же температуре? Ответ поясните.
Пример 133. Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.
Пример 160. По реке плывёт лодка с гребцом, а рядом с ней — плот. Одинаковое ли время потребуется гребцу для того, чтобы перегнать плот на 10 м, и для того, чтобы на столько же отстать от него?
Пример 1188. Может ли вес тела, лежащего на горизонтальной плоскости, быть меньше силы тяжести, действующей на это тело? Ответ поясните.
1. Ответ. Да
2. Обоснование.
Если тело движется с ускорением, направленным вниз, то вес тела будет меньше силы тяжести, действующей на это тело.
Пример 214. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на плавающий в керосине деревянный брусок, если брусок переместить из керосина в воду? Ответ поясните.
вода
керосин
Пример 241. Брусок плавает при полном погружении в воде. Изменится ли (и если изменится, то как) выталкивающая сила, действующая на брусок, если его переместить в керосин? Ответ поясните.
Пример 295. Какой автомобиль — грузовой или легковой — должен иметь более сильные тормоза? Ответ поясните.
Пример 376. Когда на открытой волейбольной площадке стало жарко, спортсмены перешли в прохладный спортивный зал. Придется ли им подкачивать мяч или, наоборот, выпускать из мяча часть воздуха? Ответ поясните.
25. Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м/с каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения.
Пример 53. Гиря падает на землю и ударяется абсолютно неупруго о препятствие. Скорость гири перед ударом равна 14 м/с. Температура гири перед ударом составляла 20 °С. До какой температуры нагреется гиря, если считать, что всё количество теплоты, выделяемое при ударе, поглощается гирей? Удельная теплоёмкость вещества, из которого изготовлена гиря, равна 140 Дж/(кг·°С).
Пример 80. Сплошной кубик с ребром 10 см плавает на границе раздела воды и неизвестной жидкости, плотность которой меньше плотности воды, погружаясь в воду на 2 см (см. рисунок). Плотность вещества, из которого изготовлен кубик, равна 840 кг/м 3 . Свободная поверхность неизвестной жидкости располагается выше, чем верхняя поверхность кубика. Определите плотность неизвестной жидкости.
Пример 948. С лодки равномерно подтягивают канат, поданный на баркас. Первоначально лодка и баркас покоились, а расстояние между ними было 55 м. Определите путь, пройденный лодкой до встречи с баркасом. Масса лодки 300 кг, масса баркаса 1200 кг. Сопротивлением воды пренебречь.
Пример 988. Брусок массой 400 г, движущийся по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью ʋ = 10 м/с, ударяется о такой же, но неподвижный брусок и теряет половину своей скорости. Найдите количество теплоты, выделившейся при соударении брусков. Движение брусков считать поступательным.
Пример 1078. 1 кг глицерина и 2 кг воды наливают в сосуд и аккуратно перемешивают. Считая, что объём смеси жидкостей равен сумме их начальных объёмов, определите плотность образовавшегося раствора.
Пример 1105. 1 литр глицерина и 2 литра воды наливают в сосуд и аккуратно перемешивают. Считая, что объём смеси жидкостей равен сумме их начальных объёмов, определите плотность образовавшегося раствора.
Пример 1162. Маленький камушек свободно падает без начальной скорости с высоты 20 м на поверхность Земли. Определите, какой путь пройдёт камушек за последнюю секунду своего полёта. Ускорение свободного падения можно принять равным 10 м/с 2 .
114
Пример 1189. Маленький камушек свободно падает без начальной скорости с высоты 45 м на поверхность Земли. Определите время T , за которое камушек пройдёт последнюю половину своего пути. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с 2 .
114