СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Разграничение частиц НЕ и НИ. Практикум". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Разграничение частиц НЕ и НИ. Практикум". 7 класс»

Разграничение частиц НЕ и НИ. Практикум.

Разграничение

частиц

НЕ и НИ.

Практикум.

1.В каком примере выделенное слово пишется слитно? Орфографический практикум 1. Не будь в судьбе Пушкина деревни Михайловское, не было(бы) у нас того Пушкина, которого мы знаем с детства. 2. Пиджак, достигавший чуть(ли) не до колен, был явно с отцовского плеча. 3. Неуже(ли) вы не знакомы с творчеством Солоухина? 4. Месяц как(бы) плыл в звёздной вышине вслед за нами. 3

1.В каком примере выделенное слово пишется слитно?

Орфографический

практикум

1. Не будь в судьбе Пушкина деревни Михайловское, не было(бы) у нас того Пушкина, которого мы знаем с детства.

2. Пиджак, достигавший чуть(ли) не до колен, был явно с отцовского плеча.

3. Неуже(ли) вы не знакомы с творчеством Солоухина?

4. Месяц как(бы) плыл в звёздной вышине вслед за нами.

3

2.В каком примере выделенное слово пишется слитно? Орфографический практикум 1. Что(же), разве это для вас дорого? 2. Эвкалипты растут вверх так(же) мощно, как и в толщину. 3. Хаджи-Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) самое. 4. Бабушка рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. 4

2.В каком примере выделенное слово пишется слитно?

Орфографический

практикум

1. Что(же), разве это для вас дорого?

2. Эвкалипты растут вверх так(же) мощно, как и в толщину.

3. Хаджи-Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же) самое.

4. Бабушка рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке.

4

Орфографический практикум 3.В каком примере выделенное слово пишется раздельно? 1. Раскрой(ка) первый том. 2.Русак, мчавшийся к лёжке, избежал(таки) дроби и ловко юркнул в стог. 3. Тебе(ли) со слоном возиться? 4.Не очень(то) весело одному в лесу чёрной осенней ночью. 3

Орфографический

практикум

3.В каком примере выделенное слово пишется раздельно?

1. Раскрой(ка) первый том.

2.Русак, мчавшийся к лёжке, избежал(таки) дроби и ловко юркнул в стог.

3. Тебе(ли) со слоном возиться?

4.Не очень(то) весело одному в лесу чёрной осенней ночью.

3

Тест.  Укажите номера предложений, в которых пропущена буква И 1,2,3,4,7,9 Он все делает хорошо, что (н..)поручи. Плеск воды (н..) умолкает (н..)днём (н..)ночью. На ясном небе (н..)облачка. (Н..)кто иной сделать этого не мог. Это был (н..)кто иной, как мой дядя.  6. Им всё (н..)когда прийти. 7. Борис (н..) о чём не думал, (н..) на что не обращал внимания. 8. Печаль беде (н..)помощник. 9. Байкал не связан (н..) с одним водоёмом. 10. (Н..)работая, сыт не будешь.

Тест. Укажите номера предложений, в которых пропущена буква И

1,2,3,4,7,9

  • Он все делает хорошо, что (н..)поручи.
  • Плеск воды (н..) умолкает (н..)днём (н..)ночью.
  • На ясном небе (н..)облачка.
  • (Н..)кто иной сделать этого не мог.
  • Это был (н..)кто иной, как мой дядя.

6. Им всё (н..)когда прийти.

7. Борис (н..) о чём не думал, (н..) на что не обращал внимания.

8. Печаль беде (н..)помощник.

9. Байкал не связан (н..) с одним водоёмом.

10. (Н..)работая, сыт не будешь.

замените развёрнутое описание словом с НЕ- 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка. 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить. 3. Грубый, невоспитанный человек. 4. Необразованный, малосведущий человек. 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то. 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства. 7. Раб, обычно из пленников. 8. Отсутствие свободы, рабство. 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте. 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо . 11. Военный противник, враг. небылица неваляшка невежа невежда невзгоды невезение невольник неволя непоседа неумеха неприятель

замените развёрнутое описание словом с НЕ-

1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка.

2. Детская игрушка, которую невозможно уложить.

3. Грубый, невоспитанный человек.

4. Необразованный, малосведущий человек.

5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то.

6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства.

7. Раб, обычно из пленников.

8. Отсутствие свободы, рабство.

9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте.

10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо .

11. Военный противник, враг.

небылица

неваляшка

невежа

невежда

невзгоды

невезение

невольник

неволя

непоседа

неумеха

неприятель

1. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?   Совершенно (не)возместимая потеря, смотреть (не)вооружённым глазом.      V  Никем (не)победимый батальон, (не)видимый простым глазом изъян.  (Не)чего об этом говорить, (не)достаёт рукой до дна.   Только этого (не)доставало, шёл (не)спеша.  5

1. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?

Совершенно (не)возместимая потеря, смотреть (не)вооружённым глазом.

V

Никем (не)победимый батальон, (не)видимый простым глазом изъян.

(Не)чего об этом говорить, (не)достаёт рукой до дна.

Только этого (не)доставало, шёл (не)спеша.

5

2.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?  Пусть будет (не)по-моему.  Мы бредём по дорожкам, где (не)кошена трава.  Его слушали (не)перебивая.  Он (не)истощим на шутки.  V 5

2.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Пусть будет (не)по-моему.

Мы бредём по дорожкам, где (не)кошена трава.

Его слушали (не)перебивая.

Он (не)истощим на шутки.

V

5

3. В каком ряду все слова пишутся раздельно?   (Ни)что (не)забыто.  (Ни)для кого (не)секрет. V  (Ни)кто ни (на)кого (не)пеняет.  (Ни)кто иной (не)смог этого сделать. 5

3. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

(Ни)что (не)забыто.

(Ни)для кого (не)секрет.

V

(Ни)кто ни (на)кого (не)пеняет.

(Ни)кто иной (не)смог этого сделать.

5

 4. В каком ряду все слова пишутся слитно?  (Не)значительно, (ни)кого. V  (Не)высоко, (не)нужно. (Не)истощимо, (ни)с кем.  (Не)солидно, во что бы то (ни)стало. 5

4. В каком ряду все слова пишутся слитно?

(Не)значительно, (ни)кого.

V

(Не)высоко, (не)нужно.

(Не)истощимо, (ни)с кем.

(Не)солидно, во что бы то (ни)стало.

5

Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишется не , а в других —  ни. Упр. № 518 1) А там, впер..ди, был (не, ни)кто иной, как Дед Мороз.  (Ю. Макаров)  2) Настоящую дружбу (не)льзя (не, ни)купить, (не, ни)украсть.  (В. Дудинцев)  3) Сам он, как (не, ни)напр..гался, н..чего на этот раз (не, ни)вид..л.  (Л. Улицкая)  4) Ибрагим (не, ни)мог (не, ни)улыбнут(?)ся.  (А. Пушкин)  5) Дорога потянулась (в)верх, пока (не, ни)пр..вела ко входу в п..щеру.  (В. Дорофеев)  6) Измуче(н, нн)ый болью в боку, лосёнок (не, ни)один ещё день бр..дил по лесу.  (Ю. Коваль)  7) Алёша (не, ни)встретил (не, ни)одного ч..ловека, и (не, ни)один звук (не, ни)окликнул его.  (В. Распутин)  8) Голос и музыкальный слух (не, ни)раз пом..гали ему в жизни.  (Д. Гранин)  9) (Не, ни)кто иной (не, ни)выполн..т эту задачу.  (Ю. Семёнов)  10) По нашим обыч..ям (не)льзя (не, ни)впустить человека, если он просит(?)ся к тебе в дом.  (Ф. Искандер)

Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишется не , а в других —  ни.

Упр. № 518

1) А там, впер..ди, был (не, ни)кто иной, как Дед Мороз.  (Ю. Макаров)  2) Настоящую дружбу (не)льзя (не, ни)купить, (не, ни)украсть.  (В. Дудинцев)  3) Сам он, как (не, ни)напр..гался, н..чего на этот раз (не, ни)вид..л.  (Л. Улицкая)  4) Ибрагим (не, ни)мог (не, ни)улыбнут(?)ся.  (А. Пушкин)  5) Дорога потянулась (в)верх, пока (не, ни)пр..вела ко входу в п..щеру.  (В. Дорофеев)  6) Измуче(н, нн)ый болью в боку, лосёнок (не, ни)один ещё день бр..дил по лесу.  (Ю. Коваль)  7) Алёша (не, ни)встретил (не, ни)одного ч..ловека, и (не, ни)один звук (не, ни)окликнул его.  (В. Распутин)  8) Голос и музыкальный слух (не, ни)раз пом..гали ему в жизни.  (Д. Гранин)  9) (Не, ни)кто иной (не, ни)выполн..т эту задачу.  (Ю. Семёнов)  10) По нашим обыч..ям (не)льзя

(не, ни)впустить человека, если он просит(?)ся к тебе в дом.  (Ф. Искандер)

1) А там, впер..ди, был (не, ни)кто иной, как Дед Мороз. 1) А там, впер е ди, был не кто иной , как Дед Мороз. передний после словосочетания стоит сравнительный союз КАК 2) Настоящую дружбу (не)льзя (не, ни)купить, (не, ни)украсть.  2) Настоящую дружбу не льзя ни купить, ни украсть.  значение отрицания – отрицаются оба варианта сочинительный союз НИ, НИ

1) А там, впер..ди, был (не, ни)кто иной, как Дед Мороз.

1) А там, впер е ди, был не кто иной , как Дед Мороз.

передний

после словосочетания

стоит сравнительный

союз КАК

2) Настоящую дружбу (не)льзя (не, ни)купить, (не, ни)украсть. 

2) Настоящую дружбу не льзя ни купить, ни украсть. 

значение отрицания – отрицаются оба варианта

сочинительный союз НИ, НИ

3) Сам он, как (не, ни)напр..гался, н..чего на этот раз (не, ни)вид..л.  3) Сам он, как ни  напр я гался, н и чего на этот раз не вид е л.  II спр. (искл.) Функция усиления напр я гся  отриц. мест. НИ в безуд. положении НЕ с гл. 4) Ибрагим (не, ни)мог (не, ни)улыбнут(?)ся.  4) Ибрагим не мог не  улыбнут ь ся.  двойное отрицание, которое обозначает утверждение инфинитив

3) Сам он, как (не, ни)напр..гался, н..чего на этот раз (не, ни)вид..л. 

3) Сам он, как ни напр я гался, н и чего на этот раз не вид е л. 

II спр. (искл.)

Функция усиления

напр я гся

отриц. мест. НИ в безуд. положении

НЕ с гл.

4) Ибрагим (не, ни)мог (не, ни)улыбнут(?)ся. 

4) Ибрагим не мог не улыбнут ь ся. 

двойное отрицание,

которое обозначает утверждение

инфинитив

5) Дорога потянулась (в)верх, пока (не, ни)пр..вела ко входу в п..щеру.   5) Дорога потянулась в верх, пока не пр и вела ко входу в п е щеру.   словарное сл. наречие в придаточных предложениях с союзом пока пишем НЕ «при» в глаголе «привела» имеет значение «приближения». 6) Измуче(н, нн)ый болью в боку, лосёнок (не, ни)один ещё день бр..дил по лесу. 6) Измуче нн ый болью в боку, лосёнок не  один ещё день бр о дил по лесу. НН- пишется в  причастиях, образованных от глаголов совершенного вида  = много бр о дит

5) Дорога потянулась (в)верх, пока (не, ни)пр..вела ко входу в п..щеру.  

5) Дорога потянулась в верх, пока не пр и вела ко входу в п е щеру.  

словарное сл.

наречие

в придаточных предложениях с союзом пока пишем НЕ

«при» в глаголе «привела»

имеет значение «приближения».

6) Измуче(н, нн)ый болью в боку, лосёнок (не, ни)один ещё день бр..дил по лесу.

6) Измуче нн ый болью в боку, лосёнок не один ещё день бр о дил по лесу.

НН- пишется в  причастиях, образованных от глаголов совершенного вида 

= много

бр о дит

7) Алёша (не, ни)встретил (не, ни)одного ч..ловека, и (не, ни)один звук (не, ни)окликнул его.  7) Алёша не встретил ни  одного ч е ловека, и ни один звук не окликнул его.  усиление отрицания Словарное слово 8) Голос и музыкальный слух (не, ни)раз пом..гали ему в жизни. 8) Голос и музыкальный слух не  раз пом о гали ему в жизни. = много пом о чь

7) Алёша (не, ни)встретил (не, ни)одного ч..ловека, и (не, ни)один звук (не, ни)окликнул его. 

7) Алёша не встретил ни одного ч е ловека, и ни один звук не окликнул его. 

усиление отрицания

Словарное слово

8) Голос и музыкальный слух (не, ни)раз пом..гали ему в жизни.

8) Голос и музыкальный слух не раз пом о гали ему в жизни.

= много

пом о чь

9) (Не, ни)кто иной (не, ни)выполн..т эту задачу.  9)  Ни кто иной не  выполн и т эту задачу.  после сочетания никто иной нет  сравнительного оборота КАК глагол II спр. 10) По нашим обыч..ям (не)льзя (не, ни)впустить человека, если он просит(?)ся к тебе в дом. 10) По нашим обыч а ям не льзя не впустить человека, если он проси тся к тебе в дом. глагол 3лицо двойное отрицание, которое обозначает утверждение словарное сл. 16

9) (Не, ни)кто иной (не, ни)выполн..т эту задачу. 

9)  Ни кто иной не выполн и т эту задачу. 

после сочетания

никто иной нет сравнительного

оборота КАК

глагол II спр.

10) По нашим обыч..ям (не)льзя (не, ни)впустить человека, если он просит(?)ся к тебе в дом.

10) По нашим обыч а ям не льзя не впустить человека, если он проси тся к тебе в дом.

глагол 3лицо

двойное отрицание,

которое обозначает утверждение

словарное сл.

16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!