СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Размышления о человеке и природе в книге "Царь-рыба" В. Астафьева".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Размышления о человеке и природе в книге "Царь-рыба" В. Астафьева".»

… Виктор Астафьев — “ писатель мирового масштаба, бесстрашный солдат литературы, искавший свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека” .

Виктор Астафьев —

писатель мирового масштаба,

бесстрашный солдат литературы,

искавший свет и добро

в изувеченных судьбах природы и человека” .

Виктор Петрович Астафьев  (1924 – 2002 г.г.) Ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность –  лишь некоторые черты его неординарной личности.

Виктор Петрович Астафьев

(1924 – 2002 г.г.)

Ушел из жизни совсем недавно.

Таких людей, как он, называют

совестью нации.

Восприимчивость и чуткость к людям,

ярость при встрече со злом,

предельная честность

и способность по-новому видеть мир,

жестокая требовательность

прежде всего к самому себе

и сентиментальность –

лишь некоторые черты

его неординарной личности.

Судьба и характер простого человека – главная и постоянная тема произведений Астафьева. Простую жизнь он показывает без прикрас. При этом создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.

Судьба и характер простого человека – главная и постоянная тема произведений Астафьева. Простую жизнь он показывает без прикрас. При этом создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.

В повествовании в рассказах «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

В повествовании в рассказах «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе».

Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Проза Виктора Астафьева развивалась  на классических традициях  русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому, добро и зло по отношению к миру,  особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.

Проза Виктора Астафьева развивалась

на классических традициях

русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.

Философское осмысление жизни,

роль человека на земле,

любовь к родине и родному дому,

добро и зло по отношению к миру,

особенно к его беззащитным представителям –

детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи –

вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.

  Никогда ничего не вернуть,  Как на солнце не вытравить пятна,  И, в обратный отправившись путь,  Всё равно не вернёшься обратно.  Эта истина очень проста,  И она, точно смерть, непреложна,  Можно в те же вернуться места,  Но вернуться назад  Невозможно… У Н. Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна, И, в обратный отправившись путь, Всё равно не вернёшься обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна, Можно в те же вернуться места, Но вернуться назад Невозможно…

У Н. Новикова есть такие стихи:

Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба ”.

Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека.

Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе.

Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба ”.

… Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук. Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить;  Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа.

Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук. Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Всему свой час и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать насаженное;

Время убивать и время исцелять;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время стенать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время избегать объятий;

Время искать и время терять;

Время хранить и время тратить;

Время рвать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть;

Время войне и время миру.

Так что же я ищу?

Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

Нет мне ответа.

В этих вопросах – боль за всю землю,  боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы.  И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и  ее порождением – человеком. Сейчас время мучиться и искать. Ведь каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать…

В этих вопросах – боль за всю землю,

боль за человека, так неразумно

отдалившего себя от природы.

И надежда на восстановление

гармонии между матерью природой и

ее порождением – человеком.

Сейчас время мучиться и искать. Ведь каждое

время рождает свои вопросы, на которые должны

ответить именно мы. И мучиться этими вопросами,

и отвечать на них должны мы сегодня

именно для того, чтобы сохранялась жизнь и

могли следующие поколения плакать и смеяться,

спрашивать и отвечать…

Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края.     Николай Рубцов     Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на солнце есть  большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется.    Халдор Шепли

Молчал, задумавшись, и я,

Привычным взглядом созерцая

Зловещий праздник бытия,

Смятенный вид родного края.  

Николай Рубцов  

 

Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения

и животные, будем существовать в течение

миллиардов лет, потому что на солнце есть

большие запасы топлива и его расход

прекрасно регулируется.  

Халдор Шепли

Почему так много внимания уделил им Астафьев? Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству? Браконьерство – страшное зло. А судьба Игнатьича говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Самая главная вина Игнатьича - в надругательстве над любившей его девушкой. Так и получается всё в связи:  начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается – показывает автор. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно .

Почему так много внимания уделил им Астафьев?

Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

Браконьерство – страшное зло.

А судьба Игнатьича говорит о том, что человек,

творящий зло и находящий себе оправдание,

допускает существование зла везде.

Самая главная вина Игнатьича - в надругательстве

над любившей его девушкой.

Так и получается всё в связи:

начинается ли с человека, с рыбы, со зверя,

а чем оборачивается – показывает автор.

Убийца дочери Командора – духовный

двойник Игнатьича.

Круги жестокости распространяются широко и беспощадно .

Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он  о своеобразном самоубийстве, об уничтожении  природы внутри человека, человеческой природы…

Астафьев осуждает браконьерство как зло

многогранное и страшное по своей разрушающей силе,

причем речь писатель ведет не только об уничтожении

живой и неживой природы вне нас, говорит он

о своеобразном самоубийстве, об уничтожении

природы внутри человека, человеческой природы…

Своё назначение автор определяет так: “ Моя профессия состоит в том, чтобы  всё знать и видеть”. Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор — часть мира, живого мира природы. Астафьев не только повествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. Он говорит о Енисее  как о «синенькой жилочке,  трепещущей на виске земли», ему открывается высочайшая красота росистого таёжного утра: “ Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости... не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: “ Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра””. Ему открыта боль от страдания живого. Автор чувствует себя листом, прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает  прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание,  частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество и красоту земной природы”.

Своё назначение автор определяет так:

Моя профессия состоит в том, чтобы

всё знать и видеть”.

Но это не позиция стороннего

наблюдателя,

автор — часть мира, живого мира природы.

Астафьев не только повествователь,

но и публицист, не только свидетель,

но и судья. Он говорит о Енисее

как о «синенькой жилочке,

трепещущей на виске земли»,

ему открывается высочайшая красота

росистого таёжного утра:

Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости... не зная,

кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал:

Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра””.

Ему открыта боль от страдания живого. Автор чувствует себя листом,

прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает

прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание,

частью которого может осознать себя человек,

погрузившись в могущество и красоту земной природы”.

Как решает Виктор Астафьев проблему “ человек и природа”?

Как решает Виктор Астафьев проблему

человек и природа”?

Отношение автора к природе не благоговейно-созерцательное, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Говорит об этом наш современник, остро чувствующий  пульс сегодняшней жизни, знающий её боли и радости. Но писатель остро осознаёт, что сегодняшний день «лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни», поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, дети брата, дети его детей,  что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнём”  мир, в котором мы живём.

Отношение автора к природе не благоговейно-созерцательное,

он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов,

что людям необходимы рыба, лес, энергия воды.

Говорит об этом наш современник, остро чувствующий

пульс сегодняшней жизни, знающий её боли и радости.

Но писатель остро осознаёт, что сегодняшний день

«лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни»,

поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же,

как он и его брат, слышали мир его сын,

дети брата, дети его детей,

что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнём”

мир, в котором мы живём.

За эту книгу писатель был награждён в 1975 году Государственной премией СССР .

За эту книгу писатель был награждён

в 1975 году Государственной премией СССР .

 В центре произведений — поединок. “ Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом”, — говорит старик. “ Так вот оно как, на войне-то…” — думает Игнатьич.  Война на уничтожение, объявленная человеком природе. Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева: “… зачем же перекрестились их пути?  Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке.  Караулит их одна и та же мучительная смерть”.

В центре произведений — поединок.

Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана,

вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства.

Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом”, — говорит старик.

Так вот оно как, на войне-то…” — думает Игнатьич.

Война на уничтожение, объявленная человеком природе.

Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева:

“… зачем же перекрестились их пути?

Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке.

Караулит их одна и та же мучительная смерть”.

Это понимание приходит в конце концов и к Утробину: “ Природа, она, брат, тоже женского рода!” Старик сам называет себя “необыкновенным”. На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: “Море и ветер — мои друзья“, “Рыба — она тоже мне друг”. На берегу его ждёт и верит в него мальчик. О море старик “постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них”.

Это понимание

приходит в конце концов и к Утробину:

Природа, она, брат, тоже женского рода!”

Старик сам называет себя “необыкновенным”. На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: “Море и ветер — мои друзья“, “Рыба — она тоже мне друг”. На берегу его ждёт и верит в него мальчик.

О море старик “постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них”.

Царь-рыба  Итак, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится потребность обсудить происходящее, поделиться задушевной мыслью.  Автор делится своими мыс лями по насущным  проблемам  и выражает беспокойство и тревогу за нравст венность своего современника.  Мир для Астафьева – эт о мир людей и прир оды, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречи вом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью.  Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас см ожет познать себя как человека.

Царь-рыба

Итак, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится

потребность обсудить происходящее, поделиться

задушевной мыслью.

Автор делится своими мыс лями по насущным проблемам

и выражает беспокойство и тревогу за нравст венность своего современника.

Мир для Астафьева – эт о мир людей и прир оды, пребывающий в вечном,

неразрывном и противоречи вом единстве, нарушение которого грозит

вырождением и гибелью.

Велика его вера в торжество добра, в то,

что каждый из нас см ожет познать себя как человека.