… Виктор Астафьев —
“ писатель мирового масштаба,
бесстрашный солдат литературы,
искавший свет и добро
в изувеченных судьбах природы и человека” .
Виктор Петрович Астафьев
(1924 – 2002 г.г.)
Ушел из жизни совсем недавно.
Таких людей, как он, называют
совестью нации.
Восприимчивость и чуткость к людям,
ярость при встрече со злом,
предельная честность
и способность по-новому видеть мир,
жестокая требовательность
прежде всего к самому себе
и сентиментальность –
лишь некоторые черты
его неординарной личности.
Судьба и характер простого человека – главная и постоянная тема произведений Астафьева. Простую жизнь он показывает без прикрас. При этом создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.
В повествовании в рассказах «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе».
Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
Проза Виктора Астафьева развивалась
на классических традициях
русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.
Философское осмысление жизни,
роль человека на земле,
любовь к родине и родному дому,
добро и зло по отношению к миру,
особенно к его беззащитным представителям –
детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи –
вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.
Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна, И, в обратный отправившись путь, Всё равно не вернёшься обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна, Можно в те же вернуться места, Но вернуться назад Невозможно…
У Н. Новикова есть такие стихи:
Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека.
Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе.
Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба ”.
… Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук. Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу?
Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа.
В этих вопросах – боль за всю землю,
боль за человека, так неразумно
отдалившего себя от природы.
И надежда на восстановление
гармонии между матерью природой и
ее порождением – человеком.
Сейчас время мучиться и искать. Ведь каждое
время рождает свои вопросы, на которые должны
ответить именно мы. И мучиться этими вопросами,
и отвечать на них должны мы сегодня
именно для того, чтобы сохранялась жизнь и
могли следующие поколения плакать и смеяться,
спрашивать и отвечать…
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
Николай Рубцов
Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения
и животные, будем существовать в течение
миллиардов лет, потому что на солнце есть
большие запасы топлива и его расход
прекрасно регулируется.
Халдор Шепли
Почему так много внимания уделил им Астафьев?
Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
Браконьерство – страшное зло.
А судьба Игнатьича говорит о том, что человек,
творящий зло и находящий себе оправдание,
допускает существование зла везде.
Самая главная вина Игнатьича - в надругательстве
над любившей его девушкой.
Так и получается всё в связи:
начинается ли с человека, с рыбы, со зверя,
а чем оборачивается – показывает автор.
Убийца дочери Командора – духовный
двойник Игнатьича.
Круги жестокости распространяются широко и беспощадно .
Астафьев осуждает браконьерство как зло
многогранное и страшное по своей разрушающей силе,
причем речь писатель ведет не только об уничтожении
живой и неживой природы вне нас, говорит он
о своеобразном самоубийстве, об уничтожении
природы внутри человека, человеческой природы…
Своё назначение автор определяет так:
“ Моя профессия состоит в том, чтобы
всё знать и видеть”.
Но это не позиция стороннего
наблюдателя,
автор — часть мира, живого мира природы.
Астафьев не только повествователь,
но и публицист, не только свидетель,
но и судья. Он говорит о Енисее
как о «синенькой жилочке,
трепещущей на виске земли»,
ему открывается высочайшая красота
росистого таёжного утра:
“ Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости... не зная,
кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал:
“ Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра””.
Ему открыта боль от страдания живого. Автор чувствует себя листом,
прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает
прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание,
частью которого может осознать себя человек,
погрузившись в могущество и красоту земной природы”.
Как решает Виктор Астафьев проблему
“ человек и природа”?
Отношение автора к природе не благоговейно-созерцательное,
он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов,
что людям необходимы рыба, лес, энергия воды.
Говорит об этом наш современник, остро чувствующий
пульс сегодняшней жизни, знающий её боли и радости.
Но писатель остро осознаёт, что сегодняшний день
«лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни»,
поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же,
как он и его брат, слышали мир его сын,
дети брата, дети его детей,
что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнём”
мир, в котором мы живём.
За эту книгу писатель был награждён
в 1975 году Государственной премией СССР .
В центре произведений — поединок.
“ Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана,
вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства.
Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом”, — говорит старик.
“ Так вот оно как, на войне-то…” — думает Игнатьич.
Война на уничтожение, объявленная человеком природе.
Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева:
“… зачем же перекрестились их пути?
Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке.
Караулит их одна и та же мучительная смерть”.
Это понимание
приходит в конце концов и к Утробину:
“ Природа, она, брат, тоже женского рода!”
Старик сам называет себя “необыкновенным”. На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: “Море и ветер — мои друзья“, “Рыба — она тоже мне друг”. На берегу его ждёт и верит в него мальчик.
О море старик “постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них”.
Царь-рыба
Итак, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится
потребность обсудить происходящее, поделиться
задушевной мыслью.
Автор делится своими мыс лями по насущным проблемам
и выражает беспокойство и тревогу за нравст венность своего современника.
Мир для Астафьева – эт о мир людей и прир оды, пребывающий в вечном,
неразрывном и противоречи вом единстве, нарушение которого грозит
вырождением и гибелью.
Велика его вера в торжество добра, в то,
что каждый из нас см ожет познать себя как человека.